Открытый урок литературного чтения в 4 классе Н.А.Заболоцкий «Детство» 2014-2015 уч.г
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Содержание урока соответствует содержанию программы "Начальная школа XXI в" и учебника "Литературное чтение". Приёмы обучения соответствуют единой образовательной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4 классе МКОУ «Мачешанская СШ» 2014-2015 уч. г
Тема: Н.А.Заболоцкий «Детство»
Тип урока: изучение литературного произведения.
Цель урока:
– познакомить с произведением Н.А.Заболоцкого «Детство», раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
– способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся; творческое воображение;
– воспитывать бережное отношение к окружающему миру, нравственные качества, интерес к жизни автора и его произведениям.
Оборудование: Учебник Л.А.Ефросина, М.И.Оморжова 4 кл., рабочая тетрадь, презентация, песня на стихи Заболоцкого.
Программа: Начальная школа XXI в
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) | |
2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения | - Наверное, вы согласитесь, что литература –это необыкновенная страна. Авторы – волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово- не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? - Тогда предлагаю вам поработать со словом. Прочитайте слова 1 и 2-го столбиков: Восхищаться Спешить Нелюдима Восторгаться Помочь мертва -Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое по значению слову восторгаться. Как бы вы объяснили данное слово? - Знакомы ли вам слова, записанные на доске? Где вы их встречали? В каком произведении? Проверка д/з (отзыв по книге С.Маршака «Ледяной остров»? - Знакомство и разбор литературного текста. Милый друг! Люби и уважай книги! Книги – плод ума человеческого. Если книга тебе не нужна, передай её другому, чтобы она сеяла доброе… Н.Заболоцкий - Сообщение биографии поэта. Показ презентации. (Жизнь Заболоцкого внешне небогата событиями, хотя и достаточно трудна. Родился он в 1903 году под Казанью в семье агронома и сельской учительницы. У отца была большая библиотека и он уже в детстве перечитал все произведения русской литературы, а в 7 лет сочинил свое первое стихотворение и решил стать поэтом. Николай Заболоцкий никогда не изменял себе, своему высокому назначению поэта – и в этом смысле он является верным сыном, продолжателем творцов великой русской литературы. Его лучшие стихи удивительно естественны, самородны: они выросли из почвы и судьбы поэта. Читая стихи Заболоцкого, невольно обращаешь внимание на глубину и сложность внутреннего мира поэта. В своих стихах он утверждал идеалы красоты, чести, совести. Характерен пример со стихотворением «Детство».) -Зачем надо знать биографию автора? -Зачем перечитывали 2 раза? -Любите ли вы читать поэзию? Почему? Где вам это может пригодиться в жизни? | Дети внимательно слушают учителя и запоминают важные события. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3. Этап первичного восприятия | -Это первое стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого, с которым мы сегодня познакомимся. -Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно. (Чтение учителем стихотворения «Детство») Теперь мы прочитаем это стихотворение вместе только используя глаза (видеоролик без звука) -Кто успел прочитать, встаньте. -Прослушайте это стихотворение ещё раз, проговаривая шёпотом. | Дети слушают и представляют картины. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
4. Этап выявления специфики восприятия | -Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? (р.т. с. 56 задание 1). -Кто главный герой стихотворения? -А можно ли сказать, что чувства девочки такие же, как у автора? | -Ответы детей -девочка | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
5. Этап постановки учебной задачи (проблемы) | - Как вы думаете, название стихотворения «Детство» потому, что написал ребенок или это воспоминания поэта? | -Ответы детей. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения | -Что же помнит девочка? Необычны ли эти картины? -Какое общее слово для всех этих картин находит автор? -Какова же главная мысль этого стихотворения? Ответьте, что роднит нас с героем и автором? (С этих картин начинается весь мир, вся будущая жизнь и наша Родина.Жизнь хороша и крепка, пока есть эти картины) -Прочитайте внимательно это стихотворение, уточним значение некоторых слов и выражений и прочитаем его выразительно. -Найдите объяснение слова «Зеницы» -А как вы понимаете выражение «младенческих зениц»? -Объясните выражение «Два тощих петуха»? -Что значит слово «Взор»? -Каково значение слова «Очаровал»? -Объясните выражение «В глубь души её…»? -Найдите значение слова «минет»? -Объясните значение выражения «Сердечной смуты»? -А каково значение выражения «Блаженный смысл»? Выразительное чтение стихотворения. Работа в группах. Уч. с. 105 зад.2 Работа в парах. -Найдите антонимы. Сообщение, работа с толковым словарём. Прослушивание песни на стихи Заболоцкого. | -сельский дом, сад, огород, два петуха, хозяин, шершавый хмель, крыльцо,… -весь мир -«И в глубь души её, как спутники живые, Вошли и этот дом, и этот сад, и лес» -глаза, зрачки. - «Глаза маленького ребенка» -«два худых петуха» -«взгляд» -«восхитил» - в глубине души, внутри неё -«пройдёт» -«сердечные переживания» -«счастливый миг» | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
7.Этап обобщения | -Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня знакомились? -Я надеюсь, что вам понравилось стихотворение Н.А.Заболоцкого и вы обязательно ознакомитесь еще с другими произведениями этого поэта. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) | |
8. Этап рефлексии | -Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли? -Ребята, а у вас возникло желание знакомиться с дальнейшим его творчеством? | -Когда читаешь внимательно, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |
9. Д/з | -Какое задание вы бы хотели получить по этой теме? -Выполните то задание, которое лучше всего у вас получится. -выучить наизусть -написать мини-сочинение «Какой образ детства создаёт Н.Заболоцкий в своём стихотворении?» -сочинить стихотворение на тему «Детство». | Верьте в свои силы и действуйте, всё у вас получится. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . Литературное чтение 3 кл УМК "Планета знаний "2014-2015 уч год
Рабочая программа . Литературное чтение 3 кл УМК "Планета знаний "2014-2015 уч год...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе» (2014 -2015 учебный год)
Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе»(2014 -2015 учебный год)...
Открытый урок " Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода" 2014-2015 уч.год
"Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода"...
Открытый урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное» 2014-2015 уч.г
Урок математики проведен в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI в". Содержание урока соответствует заявленной теме и поставленным задачам. Материал построен логично и последовате...
Анализ конечных результатов работы школы на первой ступени обучения за 2013 – 2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебный год
Выписка из анализа конечных результатов работы начальной школы за 2013-2018 уч. годы...
уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...