Открытый урок литературного чтения в 4 классе Н.А.Заболоцкий «Детство» 2014-2015 уч.г
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Афонина Елена Николаевна

Содержание урока соответствует содержанию программы "Начальная школа XXI в" и учебника "Литературное чтение". Приёмы обучения  соответствуют единой образовательной цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  литературного чтения в 4 классе МКОУ «Мачешанская СШ» 2014-2015 уч. г

Тема: Н.А.Заболоцкий  «Детство»

Тип урока: изучение   литературного произведения.

Цель урока:

 – познакомить с   произведением  Н.А.Заболоцкого  «Детство», раскрыть идейное содержание стихотворения, его  эмоциональное и эстетическое содержание;

 – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся; творческое воображение;

– воспитывать бережное отношение к окружающему миру, нравственные качества, интерес к жизни  автора  и его произведениям.

Оборудование: Учебник Л.А.Ефросина, М.И.Оморжова  4 кл., рабочая тетрадь, презентация,  песня на стихи Заболоцкого.

Программа: Начальная школа XXI в

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

- Наверное, вы согласитесь, что литература –это необыкновенная страна. Авторы – волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово- не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?

- Тогда предлагаю вам поработать со словом. Прочитайте слова 1 и 2-го столбиков:

Восхищаться                 Спешить

Нелюдима                      Восторгаться

Помочь                           мертва

-Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое по значению слову восторгаться. Как бы вы объяснили данное слово?

- Знакомы ли вам слова, записанные на доске? Где вы их встречали? В каком произведении?

Проверка д/з (отзыв по книге С.Маршака «Ледяной остров»?

- Знакомство и разбор литературного текста.

Милый друг!

Люби и уважай книги!

Книги – плод ума человеческого.

Если книга тебе не нужна, передай её другому, чтобы она сеяла доброе…

Н.Заболоцкий

- Сообщение биографии поэта. Показ презентации.

(Жизнь Заболоцкого внешне небогата событиями, хотя и достаточно трудна. Родился он в 1903 году под Казанью в семье агронома и сельской учительницы. У отца была большая библиотека и он уже в детстве перечитал все произведения русской литературы, а в 7 лет сочинил свое первое стихотворение и решил стать поэтом. Николай Заболоцкий никогда не изменял себе, своему высокому назначению поэта – и в этом смысле он является  верным сыном, продолжателем творцов великой русской литературы. Его лучшие стихи удивительно естественны, самородны: они выросли из почвы и судьбы поэта. Читая стихи Заболоцкого, невольно обращаешь внимание на глубину и сложность внутреннего мира поэта. В своих стихах он утверждал идеалы красоты, чести, совести. Характерен пример со стихотворением «Детство».)

-Зачем надо знать биографию автора?

-Зачем перечитывали 2 раза?

-Любите ли вы читать поэзию? Почему? Где вам это может пригодиться в жизни?

Дети внимательно слушают учителя и запоминают важные события.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

3. Этап первичного восприятия

-Это  первое стихотворение  Николая Алексеевича Заболоцкого, с которым мы сегодня познакомимся.

-Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно.

(Чтение учителем стихотворения «Детство»)

Теперь мы прочитаем это стихотворение вместе только используя глаза (видеоролик без звука)

-Кто успел прочитать, встаньте.

-Прослушайте это стихотворение ещё раз, проговаривая шёпотом.

Дети слушают и представляют картины.

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

4. Этап выявления специфики восприятия

-Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? (р.т. с. 56 задание 1).

-Кто главный герой стихотворения?

-А можно ли сказать, что чувства девочки такие же, как у автора?

-Ответы детей

-девочка

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

5. Этап постановки учебной задачи (проблемы)

- Как вы думаете, название стихотворения  «Детство» потому, что написал ребенок  или это воспоминания поэта?

-Ответы детей.

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

-Что же помнит девочка? Необычны ли эти картины?

-Какое общее слово для всех этих картин находит автор?

-Какова же главная мысль этого стихотворения? Ответьте, что роднит нас с героем и автором?

(С этих картин начинается весь мир, вся будущая жизнь и наша Родина.Жизнь хороша и крепка, пока есть эти картины)

-Прочитайте внимательно это  стихотворение, уточним значение некоторых слов и выражений и прочитаем его выразительно.

-Найдите объяснение слова «Зеницы»

-А как вы понимаете  выражение «младенческих зениц»?

-Объясните выражение «Два тощих петуха»?

-Что значит   слово «Взор»?

-Каково значение слова «Очаровал»?

-Объясните выражение «В глубь души её…»?

-Найдите значение слова «минет»?

-Объясните значение выражения «Сердечной смуты»?

-А каково значение выражения «Блаженный смысл»?

Выразительное чтение стихотворения.

Работа в группах.

Уч. с. 105 зад.2

Работа в парах.

-Найдите антонимы.

Сообщение, работа с толковым словарём.

Прослушивание песни на стихи Заболоцкого.

-сельский дом, сад, огород, два петуха, хозяин, шершавый хмель, крыльцо,…

-весь мир

-«И в глубь души её, как спутники живые,

Вошли и этот дом, и этот сад, и лес»

-глаза, зрачки.

- «Глаза маленького ребенка»

-«два худых петуха»

-«взгляд»

-«восхитил»

- в глубине души, внутри неё

-«пройдёт»

-«сердечные переживания»

-«счастливый миг»

Познавательные УУД

(умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

7.Этап обобщения

-Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня  знакомились?

-Я надеюсь, что вам понравилось стихотворение  Н.А.Заболоцкого  и вы обязательно ознакомитесь еще с другими произведениями  этого  поэта.

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

8. Этап рефлексии

-Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

-Ребята, а у вас возникло желание знакомиться с дальнейшим его творчеством?

-Когда читаешь внимательно, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)

9. Д/з

-Какое задание вы бы хотели получить по этой теме?

-Выполните то задание, которое лучше всего у вас получится.

-выучить наизусть

-написать мини-сочинение «Какой образ детства создаёт Н.Заболоцкий в своём стихотворении?»

-сочинить стихотворение на тему «Детство».

Верьте в свои силы и действуйте, всё у вас получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . Литературное чтение 3 кл УМК "Планета знаний "2014-2015 уч год

Рабочая программа . Литературное чтение 3 кл УМК "Планета знаний "2014-2015 уч год...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе» (2014 -2015 учебный год)

Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе»(2014 -2015 учебный год)...

Открытый урок " Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода" 2014-2015 уч.год

"Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода"...

Открытый урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное» 2014-2015 уч.г

Урок математики проведен в 4 классе по УМК  "Начальная школа XXI в". Содержание урока соответствует заявленной теме  и поставленным задачам. Материал построен логично и последовате...

Анализ конечных результатов работы школы на первой ступени обучения за 2013 – 2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебный год

Выписка из анализа   конечных результатов работы начальной школы за 2013-2018 уч. годы...

уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...