Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

 Залилова Лилия Петровна

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-4-klass.docx107.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»

муниципального образования город Ноябрьск

СОГЛАСОВАНО:

_____________заместитель  

директора по УВР

Л.Н. Пятакова                                        

от «27» августа 2014г.

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического

объединения учителей начальных классов

Протокол № 1

от «26» августа 2014г.                  

Руководитель методического объединения: М.В. Здебская

____________

СОГЛАСОВАНО:

_____________заместитель  

директора по УВР

Л.А. Кононенко                                        

от «15» сентября 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ:

 __________ директор школы                

И.Л. Гребнева

приказ № 445-од

от «18» сентября 2014г.

Рабочая программа  

по литературному чтению

для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий

 _____________, ученика 4 класса

2часа в неделю (всего 68 часов)

                                                       

Составитель: 

Залилова Лилия Петровна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория                                                                                

                                                                             

   

                                                                                                                     

2014 - 2015 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для ________________, ученика 4 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), учебного плана МАОУ СОШ№ 2 УИИЯ на 2014 -2015 учебный год, примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение», 2010 г.), авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской (Сборник рабочих программ «Школа России» Литературное чтение / / – М.: Просвещение, 2011. – 283-327 с.), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП НОО

Исходная программа по литературному чтению Л.Ф. Климановой рассчитана на 136 часов, данная адаптация в соответствии с учебным планом школы, рекомендациями ТПМПК на 68 ч. в год, 34 рабочих недели (2 часа в неделю), что привело к сокращению времени на прохождение некоторых разделов. Раздел «Зарубежная литература» вынесен на самостоятельное изучение.

Программой предусмотрено проведение проверочных работ - 7, практических работ - 3 комплексных работ – 1.

Рабочая программа по литературному чтению имеет цели:

-совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению.

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

И способствует решению следующих задач изучения литературного чтения на ступени начального образования:

-развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

-учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный государственный стандарт содержания образования. Учебный материал подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии, литературные произведения подобраны в соответствии возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного.

В данном курсе предусматривается межпредметная связь со следующими образовательными областями: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Новизна рабочей программы состоит в том, что она разработана с использованием компьютерной поддержки и заключается в том, что компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике, что будет способствовать всестороннему развитию личности младшего школьника. При реализации данной программы используются формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников; технология проектной деятельности, технология групповой работы.

Особенности организации образовательного процесса:

по заключению ТПМПК для _____________ рекомендуется обучение по общеобразовательной программе начального общего образования. Разрешается комбинированная форма обучения: –индивидуальное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и посещение уроков в школе.

Проведение уроков строится с учетом соматического заболевания, зависит от особенностей и возможностей ___________. В ходе уроков будут обеспечены следующие условия:

  • соблюдение общего двигательного режима (следить за осанкой, на каждом уроке после 20 минут занятий- 5 минут физкультурная пауза, профилактика зрительного утомления);
  • изучение наиболее сложных разделов и тем предваряются систематическим повторением, что создает условия для обобщения ранее пройденного материала и закрепления вновь изученного;
  • при оценке устного ответа и чтения учет речевых особенностей Анны (недостаточная интонационная выразительность)
  • индивидуально подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности, предоставить большее количество времени для выполнения работы;
  • постепенное увеличение нагрузки к середине урока, снижение к концу;
  • снижение объема домашних заданий;
  • учет повышенной утомляемости, истощаемости психических процессов;
  • мотивирование при помощи игровых компьютерных технологий;
  • обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода.

Основными формами и видами контроля уровня обученности учащегося согласно Уставу школы, Положению о текущей и промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ № 2 УИИЯ являются: текущий, тематический, итоговый контроль.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Письменные работы проводятся небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме (в виде проверочной работы). Для проверки техники чтения подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу школы и в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ (в конце 4 четверти) в форме комплексной работы.

Контроль УУД осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие ребенка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунееева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 класс. -М. Баласс, 2010. -48 с. (по образовательной системе «Школа 2100»).

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология деятельностного обучения, самообразовательная деятельность, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии дистанционного обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России»

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х частях. –М.: «Просвещение» 2014 г.

2. С.А.Есенина Тетрадь по чтению к учебнику. 4 класс - М. Издательство «Грамотей», - 2013 г.

3. С.В.Кутявина. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс. -М.: “ВАКО” 2014 г.

4. О.Н.Крылова. «Чтение. Работа с текстом» ФГОС 4 класс. Москва. «Экзамен» 2013 г.

Общая характеристика учебного предмета, курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет Литературное чтение включен в образовательную область Филология учебного плана школы. Учебный план МАОУ СОШ №2 УИИЯ в рамках дистанционного обучения предусматривает обязательное изучение литературного чтения на этапе начального общего образования в объеме 270 часов, из них в 4 классе на изучение литературного чтения отводится 68 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературного чтения

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание программы

Разделы

Содержание

Планируемые результаты

1

Былины. Летописи. Жития.

 

О былинах.

«Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».        .

Обучающиеся научатся определять

жанр «летопись»

жанр «былина»

знать о значении письменности для славян и историю создания славянской письменности.

Обучающиеся научатся

 отличать малые жанры фольклора и находить их в тексте

отличать былину от других жанров литературы, находить в былине аналогии с реальными историческими событиями

 понимать аллегорию – Илья Муромец – русский народ.

 читать осознанно текст художественного произведения

определять тему и главную мысль произведения

анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев,

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

делить текст на смысловые части, составлять его простой план

2

Чудесный мир классики

12 ч

 

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);

 А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

 М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;

 А. П. Чехов. «Мальчики».

Обучающиеся научатся называть

название и основное содержание изученного произведения

отличие рассказа от сказки

 творчество и биографию А.С.Пушкина, П.П. Ершова,

М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова.

Обучающиеся научатся

различать жанры художественной литературы

уметь выразительно и осознанно читать

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

оценивать события, героев произведения

делить текст на составные части, составлять его простой план

3.

Поэтическая тетрадь

 Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;

 А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;

А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;

И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;

 Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;

 И. А. Бунин. «Листопад».

Обучающиеся научатся называть:

основное содержание изученных литературных произведений   и их авторов   Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина

лирические произведения о весне

произведения о Родине

Обучающиеся научатся:

определять тему и главную мысль произведения

анализировать образные языковые средства

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

4.

Литературные сказки

12 ч

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;

 П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Обучающиеся научатся определять

названия, основное содержание изученных произведений

творчество В. М. Гаршина, П. П. Бажова, В.Ф.Одоевского, С.Т. Аксакова

Обучающиеся научатся

различать сказки народные и литературные

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и мотивы их поведения  

5.

  Делу время — потехе час

7 ч

 Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

 В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Обучающиеся научатся называть:

названия, основное содержание изученных произведений

творчество Е.Д. Шварца, В.Ю. Драгунского, В.В. Голявкина

Обучающиеся научатся:

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

определять тему и главную мысль произведения

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и мотивы их поведения  

6.

 Страна детства

5 ч

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

 К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;

 М. М. Зощенко. «Елка».

Обучающиеся научатся называть:

названия, основное содержание изученных произведений

творчество Б.С. Житкова, К.Г. Паустовского, М.М. Зощенко

Обучающиеся научатся:

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

определять тему и главную мысль произведения

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и  мотивы их поведения

уметь распознавать олицетворение, метафору, сравнение

7.

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

 М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Обучающиеся научатся называть:

основное содержание изученных литературных произведений и их авторов В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой

Обучающиеся научатся:

определять тему и главную мысль произведения

анализировать образные языковые средства

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

8.

Природа и мы

6 ч

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

 М. Пришвин. «Выскочка»;

 К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;

Е. И. Чарушин. «Кабан»;

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Обучающиеся научатся называть:

названия, основное содержание изученных произведений

творчество Д. Н. Мамин-Сибиряка,  А. И. Куприна, М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Е. И. Чарушина, В. П. Астафьева

 Обучающиеся научатся:

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

определять тему и главную мысль произведения

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и мотивы их поведения  

9.

Поэтическая тетрадь

4 ч

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;

С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;

Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;

С. А. Есенин. «Лебедушка».

Обучающиеся научатся называть:

основное содержание изученных литературных произведений и их авторов В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой

Обучающиеся научатся:

определять тему и главную мысль произведения

анализировать образные языковые средства

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

10.

 Родина

4 ч

И. С. Никитин «Русь»;

 С. Д. Дрожжин. «Родине»;

А. В. Жигулин.  «О, Родина! В неярком блеске...»;

Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Обучающиеся научатся называть:

основное содержание изученных литературных произведений и их авторов

Обучающиеся научатся:

определять тему и главную мысль произведения

анализировать образные языковые средства

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

11.

Страна «Фантазия»

Всего   68ч

4 ч

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Обучающиеся научатся называть:

основное содержание изученных литературных произведений и их авторов  

новый жанр литературы – научная фантастика

Обучающиеся научатся:

 отличать фантастические повести от других жанров литературы, прогнозировать содержание

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

определять тему и главную мысль произведения

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст

Учебно - тематический план

Раздел

Кол-во ч

В том числе на:

Основные виды учебной деятельности учащихся

Практические работы

Контроль знаний

1

Былины Летописи Жития.

Проверка техники чтения (на начало года)

Вид: тематический

Форма: проверочная работа

Различать малые жанры фольклора и поиск их в тексте;

отличать былину от других жанров литературы, находить в былине аналогии с реальными историческими событиями»

понимать аллегорию – Илья Муромец – русский народ»

 читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев;

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

пересказывать доступный по объему текст.

2.

Чудесный мир классики

12 ч

Вид: тематический

Форма: проверочная работа

различать жанры художественной литературы;

выразительно и осознанно читать;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения;

делить текст на составные части, составлять его простой план

3.

Поэтическая тетрадь

Вид: тематический

Форма: проверочная работа

определять тему и главную мысль произведения;

анализировать образные языковые средства;

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

4.

Литературные сказки

10 ч

Вид: тематический

Форма: проверочная работа

различать сказки народные и литературные;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и мотивы их поведения  

5.

Делу время — потехе час

7 ч

 Вид: тематический

Форма: проверочная работа

 

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

определять тему и главную мысль произведения;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и    мотивы их поведения  

6.

Страна детства

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

определять тему и главную мысль произведения;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и    мотивы их поведения;  

уметь распознавать олицетворение, метафору, сравнение

7.

Поэтическая тетрадь

2 ч

определять тему и главную мысль произведения;

анализировать образные языковые средства;

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

8.

Природа и мы

8 ч

Вид: тематический

Форма: проверочная работа

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

определять тему и главную мысль произведения;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст,

анализировать характер героев и    мотивы их поведения  

9.

Поэтическая тетрадь

4 ч

Вид: итоговый

Форма: комплексная работа

определять тему и главную мысль произведения

анализировать образные языковые средства

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

10.

Родина

5 ч

Проект «Они защищали Родину»

Вид: тематический

Форма: проверочная работа

определять тему и главную мысль произведения

анализировать образные языковые средства

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

11.

Страна «Фантазия»

Проверка техники чтения (на выходе).

отличать фантастические повести от других жанров литературы, прогнозировать содержание

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

определять тему и главную мысль произведения

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

пересказывать текст

составлять характеристику персонажа

Всего

68ч

Планируемые результаты изучения курса литературного чтения

4 класс

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Выпускник научится:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);

- соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы

Достижение выпускником начальной школы личностных, метапредметных результатов

по литературному чтению 4 класс

Личностные результаты

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по математике

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Авторская программа: Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина (Сборник рабочих программ “Школа России” Литературное чтение / / – М.: Просвещение, 2011. – 283-327 с.).
  2. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 класс. -М. Баласс, 2010 - 48 с. (по образовательной системе «Школа 2100»).
  3. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. / С.В. Кутявина – М.:ВАКО, 2010
  4. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». / Климанова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2009

Учебно-методическая литература для ученика

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова  – М.: Просвещение, 2014. 
  2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2014.

Интернет ресурсы:

        

Центр образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ru/

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru 

Видеоуроки по предметам школьной программы http://interneturok.ru/ru

Хранилище методических материалов Самарского регионального центра дистанционного образования - http://method. samara.rcde.ru.

Российский образовательный портал - http://www.school. edu.ru

Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. http://www.kinder.ru/default.htm 

«Веселая зарядка для ума». http://www.funbrain.com/kidscenter.htiiil 

Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение программы).

Рабочее место учащегося и преподавателя должно включать: персональный компьютер со скоростным подключением к Интернету, сканер, принтер, веб-камеру.

Программное обеспечение, помимо стандартного набора должно включать интернет-браузер с поддержкой скриптов и флэш-графики, офисный пакет.

Стартовый уровень учащихся - общие учебные умения и навыки в рамках начальной школы; специальные умения и навыки – первоначальные навыки работы на персональном компьютере и в сети ИНТЕРНЕТ. Стартовый уровень учащихся контролируется путем первоначального опроса и выполнения задания первого урока. Способы достижения необходимого стартового уровня учащихся – первоначальное компьютерное обучение.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение

Научится

Получит возможность научиться

Вид

Фор

ма

  1. Былины. Летописи. Жития (6ч)

1

1.1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

определять жанр «летопись».

читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Уметь отвечать на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе доказательство своей точки зрения

Строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта

текущий

УО

Презентация http://www.myshared.ru/slide/543228/

2

1.2

Былина «Ильины три поездочки». Архаизмы.

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения.

узнавать жанр устного народного творчества «былина».

определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст

текущий

УО

Ильины три поездочки Васнецов иллюстрации

3

1.3

Былина «Ильины три поездочки». Составление плана.

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу.

Проверка техники чтения.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины, характеризовать его с опорой на текст.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

входной

Практич работа

4

1.4

«Житие Сергия Радонежского» Извечные этические ценности

Комбинированный

Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста.

Помнить произведение «Житие Сергия Радонежского».

  анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объёму текст; делить его на смысловые части, составлять план

текущий

УО

Презентация

http://ppt4web.ru/istorija/zhitie-sergija-radonezhskogo.html

5

1.5

«Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

текст художественного произведения

-определять тему и главную мысль произведения

-анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев,

-высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

текущий

УО

6

1.6

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Различение жанров произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

 читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы

тематический

ПР

Презентация

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/letopisi-byliny-zhitija.html

  1. Чудесный мир классики (12ч)

7

2.1

П. П. Ершов «Конек Горбунок»

Характеры главных героев в сказке.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Называть основное содержание изученного произведения.

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения

планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

владеть системой нравственных ценностей проявлять интерес к чтению и изучению творчества классиков.

чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям

прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных
смыслов.

вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

уметь анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль,

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников

учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

текущий

УО

Презентация

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/p-p-ershov-konjok-gorbunok.html

8

2.2

П. П. Ершов «Конек Горбунок»  

Сходство русских народных сказок и авторской сказки.

Комбинированный

Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

наблюдать за развитием событий в сказке.

сравнивать начало и конец сказки.

составлять самостоятельно план.

оставлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту.

текущий

УО

Конёк-Горбунок. Мультфильм 1975 года 

http://www.youtube.com/watch?v=XKAKzpatxGM

9

2.3

А. С. Пушкин «Няне» «Унылая пора! Очей очарованье», «Туча» 

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина; Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка.

 читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту

текущий

УО

10

2.4

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

 называть основное содержание изученного произведения.  анализировать поведение героев

характеры героев.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей

текущий

УО

 Слушаем сказки Пушкина -  

11

2.5

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Сопоставительные характеристики царицы и царевны.

Комбинированный

Анализ поступков героев

Характеризовать героев.

текущий

УО

12

2.6

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении.

Комбинированный

Изучение жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; беглое, выразительное чтение

различать жанры произведений оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных
смыслов

самостоятельно давать характеристику героя

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

-использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

-учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

-сотрудничать с учителем и сверстниками;

текущий

УО

Урок - презентация. М.Ю. Лермонтов "Дары Терека"

13

2.7

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»  

». Жанровые особенности произведения 

Комбинированный 

оценивание событий, героев произведения. Чтение по ролям.

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на части, составлять план

текущий

УО

 Презентация

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/05/11/myu-lermontov-ashik-kerib

14

2.8

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»  

Комбинированный

Анализ поступков героев, ответы на вопросы; чтение по ролям

 составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на части, составлять план

текущий

УО

15

2.9

А. П. Чехов «Мальчики» Отличие рассказа от сказки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.

Помнить отличие рассказа от сказки. различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

текущий

УО

Презентация

http://festival.1september.ru/articles/581435/

16

2.10

А. П. Чехов «Мальчики» 

. Сравнение характеров главных действующих.

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного; ответы на вопросы по содержанию прочитанного

Понимать отличие рассказа от сказки.  различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

текущий

УО

17

2.11

А. П. Чехов «Мальчики»

 

Комбинированный

Характеристика героев произведения; составление плана

 аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции

давать характеристику героям

текущий

УО

18

2.12

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Произведения раздела «Чудесный мир классики»

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

тематический

ПР

  1. Поэтическая тетрадь (6ч)

19

3.1

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид»,  

 «Как неожиданно и ярко». Образные языковые средства

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка. Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью

 читать стихотворные произведения наизусть, рисовать словесные картины.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

Высказывать свое мнение о героях стихотворных произведений.

текущий

УО

Биография, портрет

https://ru.wikipedia.org/wiki

20

3.2

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях.  

Комбинированный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Воспринимать на слух художественные произведения.

Читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

текущий

УО

21

3.3

Е. А. Баратынский Выразительность лирических произведений 

Комбинированный

Знакомство с творчеством поэта. Взаимосвязь поэзии с др. видами искусств. Образные средства языка.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

текущий

УО

22

3.4

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Комбинированный

Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования

читать стихотворные произведения наизусть, анализировать образные языковые средства

текущий

УО

23

3.5

И. А. Бунин «Листопад» Красота осеннего леса в лирических произведениях.  

Комбинированный

 Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование.

анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

текущий

УО

24

3.6

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение знаний по данному разделу;

приводить примеры худож. произведений разной тематики по изученному материалу

тематический

ПР

  1. Литературные сказки (11ч)

25

4.1

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение жизни и творчества В.Ф. Одоевского; чтение литературной сказки «Городок в табакерке»

различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;

прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных
смыслов.

осознавать этапы организации учебной работы;

вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

сотрудничать с учителем и сверстниками;

текущий

УО

Владимир Одоевский - Городок в табакерке. Аудиосказ

26

4.2

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Особенности поведения, облика, речи героев сказки.

Комбинированный

Чтение отрывков произведения. Составление монологического высказывания по теме.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

текущий

УО

27

4.3

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Комбинированный

Деление текста на смысловые части, составление плана; передача содержания прочитанного от имени героя

 делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст

текущий

УО

28

4.4

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Комбинированный

Изучение жизни и творчества В.М. Гаршина; Главная мысль сказки. Сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка. Сравнительная характеристика главных действующих лиц.

работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

текущий

УО

Аудиосказка о жабе и розе. Всеволод Гаршин

29

4.5

П. Бажов «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Комбинированный

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

текущий

УО

Мультфильм

Серебряное копытце 

30

4.6

П. Бажов «Серебряное копытце» Особенности речи героев

Комбинированный

Характер поступков героев Оценка иллюстрации
к произведению.

читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

текущий

УО

31

4.7

С. Аксаков «Аленький цветочек» Отражение в сказке реальной жизни

Комбинированный

Изучение жизни и творчества С.Т. Аксакова; работа над сказкой

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

текущий

УО

32

4.8

С. Аксаков «Аленький цветочек» Характеры главных героев.

Комбинированный

Правильное, выразительное чтение; работа с иллюстрацией

 анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

текущий

УО

 Презентация

alenkiy_cvetochek.ppt4_klass.ppt

33

4.9

С. Аксаков «Аленький цветочек 

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы; делить текст на части делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать

Составлять план сказки с опорой на главные события

текущий

УО

34

4.10

Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение знаний по данному разделу; развитие навыков выразительного чтения, творческих способностей; умения работать в группах Выражение личного отношения к прочитанному

 создавать небольшой устный текст на заданную

тему

тематический

ПР

  1. Делу время – потехе час (7ч)

35

5.1

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» Авторская сказка.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение жизни и творчества Е.Л. Шварца; Правильное, выразительное чтение, анализ характеров и поступков героев выразительное чтение,

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

 Определять прямое и переносное значение слов.

Пересказывать текст от лица автора или одного героя.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Инсценировать произведение, распределяя роли, выбирая режиссёра.

Находить необходимую информацию в справочной литературе.

Готовить сообщение о писателе.

текущий

УО

Презентация

http://www.slideshare.net/gymnasia23_74/ss-16619127

36

5.2

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

 

Комбинированный

Деление текста на части, выделение главного, составление плана.

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

текущий

УО

37

5.3

В. Драгунский «Что любит Мишка»

Юмор и сатира.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Жанр – юмористический рассказ.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

текущий

УО

 Презентация

literaturnoe_chtenie_4_klass_v.yu_.dragunskiy__chto_lyubit_mishka.pptx

38

5.4

В. Драгунский «Что любит Мишка» 

Творческая манера писателя.

Комбинированный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста; ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

текущий

УО

39

5.5

В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение жизни и творчества В. В. Голявкина; смысла произведения; анализ поступков героев, правильное, выразительное читать.

 определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

текущий

УО

Презентация "Виктор Голявкин" биография и творчество

40

5.6

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

Комбинированный

Отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

текущий

УО

41

5.7

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение знаний по данному разделу; развитие навыков выразительного чтения, творческих способностей

Помнить: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных

Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

тематический

ПР

  1. Страна детства (5ч)

42

6.1

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Плохое и хорошее в поступках людей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение жизни и творчества Б. С. Житкова; беглое, выразительное чтение, определение смысла содержания рассказа, характеристика главных героев и их поступки

 высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

Воспринимать на слух художественное произведение,

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

осознавать нравственно-эстетическую проблематику литературного произведения;

прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных
смыслов.

вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

текущий

УО

Аудиорассказ

http://muz-muz.net/

43

6.2

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; пересказывать текст

текущий

УО

44

6.3

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение жизни и творчества К.Г. Паустовского; определение смысла произведения. Связь литературы с музыкой

 определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

текущий

УО

Радиоспектакль

http://muz-muz.net/

45

6.4

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 

Комбинированный

Анализ поступков героев. Правильное, выразительное чтение; последовательное воспроизведение содержания рассказа.

 составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения анализировать образные языковые средства

текущий

УО

46

6.5

Обобщение по разделу «Страна детства»

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Обобщение изученного материала. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

приводить примеры худож. произведений разной тематики по изученному материалу;

-оценивать события, героев произведения, соотносить заглавие произведения и автора, по отрывку из произведения, называть заглавие и автора

текущий

УО

  1. Поэтическая тетрадь (2 ч)

47

7.1

В. Я. Брюсов Тема детства в произведениях.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Изучение жизни и творчества В. Я. Брюсова;

Взаимосвязь интонации и эмоциональной составляющей произведения.

 Читать выразительно стихи

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям 

 

текущий

УО

48

7.2

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

 

Комбинированный

Изучение жизни и творчества С.А. Есенина; выразительное чтение стихов перед аудиторией.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

текущий

УО

Сергей Есенин. "Бабушкины сказки".

8.Природа и мы (7 ч)

49

8.1

Д. Мамин -  Сибиряк «Приемыш» 

Комбинированный

Изучение жизни и творчества Д.Мамина - Сибиряка; анализ поступков с использованием доказательств.

Выражать личное отношения к прочитанному, аргументировать свои позиции с привлечением текста произведения.

аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

текущий

УО

Презентация

http://festival.1september.ru/articles/623704/

50

8.2

Отношения человека и птицы в рассказе. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Роль рассуждений и диалогов в рассказе.

Характеризовать героя текста на основе его поступков.

Составлять рассказы о животных, передавая свои чувства и своё отношение.

текущий

УО

51

8.3

М. М. Пришвин «Выскочка» 

Комбинированный

Изучение жизни и творчества М.М. Пришвина; определение смысла рассказа

Писательская наблюдательность.

Определять тему и главную мысль произведения

текущий

УО

52

8.4

М. М. Пришвин «Выскочка» 

Комбинированный

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина

Понимание содержания литературного произведения; анализ поступков и характеров героев; правильное выразительное чтение

текущий

УО

53

8.5

В П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Комбинированный

Изучение жизни и творчества В. П. Астафьева; Составление устных рассказов-характеристик о главных действующих лицах.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

текущий

УО

Радиоспектакль

http://muz-muz.net/storage

54

8.6

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Комбинированный

Научно-естественные сведения о природе в рассказе

Работать с дополнительной литературой, информацией; создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

текущий

УО

55

8.7

«Проверь себя!» по разделу «Природа и мы».

Проверка и оценка знаний и способов деятельности

Повторение и обобщение изученного материала

Ориентироваться в литературных произведениях и их авторах, основном содержании изученных литературных произведений о природе

тематический

ПР

  1. Поэтическая тетрадь (4 ч)

56

9.1

Б. Л. Пастернак «Золотая осень» 

Комбинированный

Изучение жизни и творчества Б.Л. Пастернака; Красота русской природы.

Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

текущий

УО

Радиоспектакль

http://muz-muz.net/storage

57

9.2

С. А. Клычков «Весна в лесу»

Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»

Комбинированный

Изучение жизни и творчества Д.Б. Кедрина; видение явления природы «бабье лето» Изучение жизни и творчества С. А. Клычкова; видение в природе прекрасного при помощи поэта и художника.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

текущий

УО

58

9.3

М. Рубцов  «Сентябрь»

С. А. Есенин «Лебедушка»  

Комбинированный

Олицетворение. Выражение личного отношения к прочитанному; выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

анализировать образные языковые средства

текущий

УО

Презентация

http://ukbs.ru/news/25-2011-04-01-07-12-28.html

59

9.4

Комплексная работа

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 4 класса по итогам освоения программы за 4 класс начальной школы. 

владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

итоговый

Комплексная работа

  1. Родина (5ч)

60

10.1

И. Никитин «Русь»

Изучение и первичное закрепление новых способов деятельности.

Образ привольной Руси в произведениях автора. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям.

определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства

Составлять рассказы о Родине, передавая своё отношение к Родине.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

текущий

УО

61

10.2

С. Дрожжин «Родине» 

Комбинированный

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений

умение делить текст на части

текущий

УО

http://ppt4web.ru/literatura/spiridon-dmitrievich-drozhzhin-.html

62

10.3

А. Жигулин «О, Родина!..» Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

 

Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений.

анализировать образные языковые средства

работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

текущий

УО

63

10.4

Проект «Они защищали Родину»

Комплексное применение знаний и способов деятельности 

Составление рассказа о Родине, передача своих чувств, отношения к Родине

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её.

текущий

Практич работа

64

10.5

Обобщение по разделу «Родина»

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Презентация проекта

Выразительно читать  

произведения о Родине.

тематический

ПР

  1. Страна «Фантазия» (4ч)

65

11.1

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Понятие «научно-фантастическая литература». Изучение творчества Е.С. Велтисова; анализ отрывка из повести.

Проверка техники чтения.

 определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Планировать работу на уроке.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев фантастических произведений.

Придумывать фантастические истории.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

текущий

Практич работа

Презентация

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/10/06/esveltistov-priklyucheniya-elektronika

66

11.2

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» 

Комбинированный

Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев.

Находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

текущий

УО

67

11.3

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Комбинированный

Изучение жизни и творчества писателя-фантаста Кира Булычёва; анализ поступков героев.

составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

текущий

УО

Презентация

http://pedsovet.su/load/239-1-0-5052

68

11.4

Кир Булычев «Путешествие Алисы» Сравнение героев фантастических

рассказов

Комбинированный

Составление картинного плана, пересказ по нему текста.

Сравнение и характеристика героев произведения.

составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

текущий

УО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...