Литературное чтение, 3 класс. Тема: Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Цель урока: формирование гуманного отношения к животным через произведение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи урока: 1. Познакомить детей с произведением «Дедушка Мазай и зайцы».
2. Учить анализировать содержание прочитанного текста, характер главных героев.
3. Отрабатывать навык выразительного чтения.
4. Пополнять активный и пассивный словарный запас.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читать стихотворение выразительно;
- Определять настроение стихотворения с помощью ключевых слов;
Метапредметные:
- Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
- Находить необходимую информацию в читаемых текстах.
- Участвовать в работе группы, в парах.
Технологии, используемые на уроке: гуманно-личностная, технология сотрудничества, ИКТ.
Личностные:
- Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
- Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.
Межпредметные связи: Русский язык, тема «Лексика», «Текст».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок с применением ИКТ.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
Ресурсы урока:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебники: 3 класс в 2 частях.
2. Аудиозапись.
3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока:
Этапы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Форма работы |
I.Актуализация необходимых знаний. | 1.Речевая разминка Ша-ша-ша-в камыше нашла мыша Шо-шо-шо-мышке снами хорошо Ши-ши-ши- её любят малыши Шу-шу-шу-шишки мышке я сушу 2.Проверка домашнего задания. Что было задано на дом? Познакомились творчеством какого писателя? Кто такой Н.А. Некрасов .
-Попробуем сформулировать тему урока. Откройте учебник на с. 170 и поставьте цель урока. - Сегодня мы познакомимся с произведением Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | Хором читают чистоговорку Выучить стихотворения Н.А.Некрасова «Славная Осень!» или «Не ветер бушует над бором" (послушать 2-3 учеников) - Прочитают название произведения «Дедушка Мазай и зайцы» | Чтение стихотворения наизусть Выразительное чтение. |
II. Мотивация познавательной деятельности. | - Рассмотрите книгу Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», определите, о чём она рассказывает. - В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому вам расскажут предысторию этого произведения. В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.А.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и зайцы». Показ слайда | Рассматривают книгу Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», предполагают, о чём пойдёт речь в стихотворении. - Алгоритм работы над новым произведением:
| Работа с книгой. |
III. Организация познавательной деятельности Подведение итога Рефлексия Домашняя работа | 1.Прослушивание аудиозаписи. Понравилось ли вам стихотворение? Что вас удивило,рассмешило? Каким вы себе представляете Мазая?
2. Словарная работа . Т.к. стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Значение каких слов мы сможем определить в словаре учебника? Попробуем определить значения следующих слов: Багор – (шест с металлическим крюком и острием). Аршин – (старая русская мера длины, равная 0,71 м). Сажень – (старинная русская мера длины, равная трём аршинам). Зипун – (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна). Силки – (петли для ловли птиц). Показ слайда. 3Самостоятельное чтение (жужжащее чтение) Цель: С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?
Приступаем к следующему шагу работы над текстом – к анализу. - В какое время года происходило действие? - Почему зайцы попали в трудную ситуацию? - Что такое половодье? - Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? - Как он относился к животным? Зачитайте. - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова? Парная работа у вас есть картинки. Найдите в тексте отрывок относящийся к вашей картине. - Как вели себя зайца при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами? - С чем Мазай сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»? - На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства? - Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл? - Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него? - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? -Как прочитать эти слова? Прочитайте. - Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев? - Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат? - к -Как себя повели зайцы, когда увидели берег? -Почему? - Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем? - Какая картинка будет заключительной к нашему произведению? Зачитайте строки. - Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать?
- Что отличает Мазая от односельчан? - Что Вы можете сказать о характере Мазая? 4. Работа в группах. -Сейчас мы с Вами поработаем в группах. 1 группа: Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю. Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостливый, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый. - 2 группа: Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам Как он их назвал ласково. Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишко, горемыка, купчиха, дуру, находку, плуты косые.
. Каким произведением познакомились? Как вы думаете, это событие было на самом деле или это выдумка автора? Чему учит нас это произведение? Вы бы спасли зайцев как дедушка Мазай? Мне понравилось ……… Я узнал………. - Прошу встать тех, кому на уроке было интересно. Учебник с. 170-172 – выразительное чтение. Найти книжку «Дедушка Мазай и зайцы» прочитать продолжение истории и готовиться к пересказу.
| Внимательно слушают Понравилось. Удивило то, что зайцы очень послушны, не убежали при виде человека. Мазай добрый, любит животных Читают значения слов с доски. Читают самостоятельно Мазай переживает, что всё меньше становится зайцев. И мужики их ловят сетями, давят силками. Половодье –поднятие уровня воды в реке Работают в парах. По картинкам находят отрывки из стихотворения и читают. Работают в группах. Подчеркивают подходящие слова по заданию. Вывод: Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить. Высказывают свое мнение Записывают в дневник домашнюю работу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа . « со'тнями ги'нут » – сотнями погибают. « к а'бы » – если «тягота’» - тяжесть, груз « уша'ми лопо'чут » - шевелят ушами, выражая беспокойство « поте’ха » - забава, веселье « гуто ' рить » - разговаривать
Баго ' р – шест с металлическим крюком и остриём.
Арши ' н – старая русская мера длины, равная о,71 см.
Саже ' нь – старинная русская мера длины, равная трём аршинам.
Зипу ' н – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
силки ‘ – петли для ловли птиц и зверей
Правильно произносим бо-ло ' -тис-том ни ' з-мен-ном сил-ка ' -ми по-ло-во ' дь-е под-би-ра ' -лась ско-ма ' н-до-вал слу ' -шай-тесь скрес-ти ' в-ши сбе-си ' -лись
2
3
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения на тему: Л.Н.Толстой "Лебеди", "Зайцы".
Урок литературного чтения 3 класс, УМК "Школа 21 века". "Научно-познавательные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой "Лебеди", "Зайцы"....
Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Знакомство учащихся с творчеством Н.А.Некрасова. Совершенствование навыков выразительного, беглого чтения....
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".
В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...
Урок по литературному чтению на тему: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Тема: Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы (отрывок)». Цели:познакомить учащихся с творчеством Н. А. Некрасова;совершенствовать навыки чтения;пополнить...
Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Урок литературного чтенияН.А.Некрасов«Дедушка Мазай и зайцы»4 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в 3 классе.
Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"....