Инструментарий оценки предметных результатов по летиретурному чтению
материал по чтению (3 класс) на тему
Инструментарий системы оценки достижения планируемых результатов
в 3 классе
Чтение
Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,
общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий | |||
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т.п.) | |||
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе | |||
| |||||
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4» (хорошо) | Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками | |||
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5» (отлично) | Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок | |||
|
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п.
Контрольное чтение проводится раз в четверть (?) для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию. Все данные вносятся в таблицу с помощью знакового, балльного, цветового или словесного обозначения.
Мониторинг сформированности навыка чтения
учеников 3 класса за__четверть 20___- 20___учебного года
Фамилия, имя ученика | Скорость чтения (сл./мин.) | Плавность (буквенное, слоговое, целыми
| Выразительность (соблюдение пауз, логических
| Грамотность (правильное чтение слов) | Понимание (ответы на вопросы по содержанию) | Отметка | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для мониторинга индивидуального развития навыков чтения учащегося можно вести личную таблицу, которая помещается в портфолио ученика.
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________________________
| ||||
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Скорость чтения (сл/мин.) |
|
|
|
|
Плавность |
|
|
|
|
Выразительность |
|
|
|
|
Грамотность |
|
|
|
|
Понимание содержания |
|
|
|
|
Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.
Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.
Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
• индивидуальную динамику развития скорости чтения;
• индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
• индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
• индивидуальную динамику развития понимания текста;
• индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т.п.
Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетв.) | «2» (неудовлетв.)
|
Контрольное чтение | Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев | Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияю- щими на передачу смысла тек- ста, незна- чительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы | Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя | Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию |
Тестирование | Безошибочное выполнение всех заданий | Безошибочное выполнение более 80 процен- тов заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ
| Безошибочное выполнение более 50 процентов заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях | Безошибочное выполнение менее 50 процентов Заданий |
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.
Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик.
Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Примерные критерии оценки чтения стихотворения наизусть:…
Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа.
1. Выразительное чтение.
2. Объяснение новых слов.
3. Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
4. Ответы на вопросы по содержанию.
5. Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Проверочная диагностическая работа проводится после изучения каждой темы. Каждая диагностическая работа состоит из основной и дополнительной части. Все задания позволяют установить уровень овладения третьеклассниками общеучебными умениями после изучения конкретной темы курса: навыками осознанного чтения, умением работать с художественным текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно учиться и формироваться как «грамотные читатели». Использование конкретной диагностической работы после освоения определённой темы позволяет проследить динамику формирования предметных навыков, необходимых для всего процесса обучения по предмету «Литературное чтение».
Техника и навыки чтения:
— скорость чтения про себя отрывка из художественного текста;
— умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в задании;
— сформированность навыка поискового, выборочного чтения. Навыки работы с художественным текстом и информацией:
— умение вычленять ключевую информацию и интерпретировать её;
— умение выявлять и анализировать средства выразительности. Навыки понимания художественного текста:
— умение выявлять авторскую позицию в художественном произведении;
— сформированность начальных представлений о литературном жанре;
— сформированность нравственного сознания и чувства, способность осознать свои мысли, переживания;
— сформированность коммуникативных навыков: умение в письменной форме кратко ответить на поставленный вопрос.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности следующих способов учебных действий и понятий:
Задание 1.1 проверяет умение соотносить художественный текст с конкретным писателем.
Задание 1.2 проверяет умение определять основную тему текста.
Задание 1.3 проверяет умение определять жанр художественного произведения, находить сходства и различия разных жанров.
Задание 1.4 проверяет умение учащегося выделять слова автора, героев, описание пейзажа, внешности персонажей, их поступков, бытовые описания.
Задание 1.5 проверяет умение определять отношение автора к героям, событиям.
Задание 1.6 проверяет умение работать со словарём, подбирать соответствующие по смыслу синонимы и антонимы к словам, объяснять значение устойчивых сочетаний и оборотов речи.
Задания основной части строятся на основе работы с фрагментом художественного произведения.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую степень сложности. Они соотносятся с планируемыми результатами учащегося 3-го класса, формируемыми при изучении предмета «Литературное чтение»:
Задание 1.7 проверяет умение различать прозаический и поэтический текст.
Задание 1.8 проверяет умение сопоставлять и описывать различные объекты и процессы.
Задание 1.9 проверяет умение находить в тексте и грамотно анализировать средства выразительности: сравнения, метафоры.
Задание 1.10 проверяет читательский кругозор третьеклассника, уровень сформированности собственного читательского опыта.
Работа над этими заданиями требует от учащегося более вдумчивого проникновения в художественный текст.
Все умения, проверяемые в основной и дополнительной части работы, оцениваются по указанной диагностической шкале, которая есть после каждой части любого варианта работы:
10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||
|
|
|
|
|
| ||||||||
Выполнение каждого задания фиксируется учителем в процентном отношении, потом общее число суммируется и делится на количество заданий. Таким образом, учитель получает итоговый результат, который переводит в оценку:
0% — 10% выполненного задания — «1»
10% — 45% выполненного задания — «2»
45% — 55% выполненного задания — «3»
55% — 75% выполненного задания — «4»
75% — 100% выполненного задания — «5»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_pr_po_lch.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструментарий системы оценки достижения планируемых результатов
в 3 классе
Чтение
Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,
общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий | ||
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т.п.) | ||
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе | ||
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4» (хорошо) | Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками | ||
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5» (отлично) | Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п.
Контрольное чтение проводится раз в четверть (?) для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию. Все данные вносятся в таблицу с помощью знакового, балльного, цветового или словесного обозначения.
Мониторинг сформированности навыка чтения
учеников 3 класса за__четверть 20___- 20___учебного года
Фамилия, имя ученика | Скорость чтения (сл./мин.) | Плавность (буквенное, слоговое, целыми | Выразительность (соблюдение пауз, логических | Грамотность (правильное чтение слов) | Понимание (ответы на вопросы по содержанию) | Отметка | Примечание |
Для мониторинга индивидуального развития навыков чтения учащегося можно вести личную таблицу, которая помещается в портфолио ученика.
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________________________ | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Скорость чтения (сл/мин.) | ||||
Плавность | ||||
Выразительность | ||||
Грамотность | ||||
Понимание содержания |
Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.
Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.
Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
• индивидуальную динамику развития скорости чтения;
• индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
• индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
• индивидуальную динамику развития понимания текста;
• индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т.п.
Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетв.) | «2» (неудовлетв.) |
Контрольное чтение | Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев | Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияю- щими на передачу смысла тек- ста, незна- чительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы | Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя | Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию |
Тестирование | Безошибочное выполнение всех заданий | Безошибочное выполнение более 80 процен- тов заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ | Безошибочное выполнение более 50 процентов заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях | Безошибочное выполнение менее 50 процентов Заданий |
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.
Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик.
Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Примерные критерии оценки чтения стихотворения наизусть:…
Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа.
1. Выразительное чтение.
2. Объяснение новых слов.
3. Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
4. Ответы на вопросы по содержанию.
5. Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Проверочная диагностическая работа проводится после изучения каждой темы. Каждая диагностическая работа состоит из основной и дополнительной части. Все задания позволяют установить уровень овладения третьеклассниками общеучебными умениями после изучения конкретной темы курса: навыками осознанного чтения, умением работать с художественным текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно учиться и формироваться как «грамотные читатели». Использование конкретной диагностической работы после освоения определённой темы позволяет проследить динамику формирования предметных навыков, необходимых для всего процесса обучения по предмету «Литературное чтение».
Техника и навыки чтения:
— скорость чтения про себя отрывка из художественного текста;
— умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в задании;
— сформированность навыка поискового, выборочного чтения. Навыки работы с художественным текстом и информацией:
— умение вычленять ключевую информацию и интерпретировать её;
— умение выявлять и анализировать средства выразительности. Навыки понимания художественного текста:
— умение выявлять авторскую позицию в художественном произведении;
— сформированность начальных представлений о литературном жанре;
— сформированность нравственного сознания и чувства, способность осознать свои мысли, переживания;
— сформированность коммуникативных навыков: умение в письменной форме кратко ответить на поставленный вопрос.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности следующих способов учебных действий и понятий:
Задание 1.1 проверяет умение соотносить художественный текст с конкретным писателем.
Задание 1.2 проверяет умение определять основную тему текста.
Задание 1.3 проверяет умение определять жанр художественного произведения, находить сходства и различия разных жанров.
Задание 1.4 проверяет умение учащегося выделять слова автора, героев, описание пейзажа, внешности персонажей, их поступков, бытовые описания.
Задание 1.5 проверяет умение определять отношение автора к героям, событиям.
Задание 1.6 проверяет умение работать со словарём, подбирать соответствующие по смыслу синонимы и антонимы к словам, объяснять значение устойчивых сочетаний и оборотов речи.
Задания основной части строятся на основе работы с фрагментом художественного произведения.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую степень сложности. Они соотносятся с планируемыми результатами учащегося 3-го класса, формируемыми при изучении предмета «Литературное чтение»:
Задание 1.7 проверяет умение различать прозаический и поэтический текст.
Задание 1.8 проверяет умение сопоставлять и описывать различные объекты и процессы.
Задание 1.9 проверяет умение находить в тексте и грамотно анализировать средства выразительности: сравнения, метафоры.
Задание 1.10 проверяет читательский кругозор третьеклассника, уровень сформированности собственного читательского опыта.
Работа над этими заданиями требует от учащегося более вдумчивого проникновения в художественный текст.
Все умения, проверяемые в основной и дополнительной части работы, оцениваются по указанной диагностической шкале, которая есть после каждой части любого варианта работы:
10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||
Выполнение каждого задания фиксируется учителем в процентном отношении, потом общее число суммируется и делится на количество заданий. Таким образом, учитель получает итоговый результат, который переводит в оценку:
0% — 10% выполненного задания — «1»
10% — 45% выполненного задания — «2»
45% — 55% выполненного задания — «3»
55% — 75% выполненного задания — «4»
75% — 100% выполненного задания — «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности оценки предметных результатов
Выступлените на педагогическом совете...
Лист индивидуальных достижений учащегося 1 класса. Листы для оценки предметных результатов по УМК "Перспектива ".
Лист индивидуальных достижений учащегося 1 класса.Представлены листы для оценки предметных результатов по УМК "Перспектива ". Листы достижений помогут отследить результаты обучения при безоценочном об...
Лист оценки предметных результатов
оценочный лист...
Листы оценки предметных результатов (формирования ключевых умений) по математике в 3классе
Лист оценки предметных результатов по математике в 3 классе (УМК Перспектива,программа Дорофеева)...
Лист оценки предметных результатов по окружающему миру в 3 классе УМК Перспектива
Лист оценки предметных результатов по окружающему миру в 3 классе УМК Перспектива...
Возможные формы контроля и оценки предметных результатов на уроках литературного чтения в начальных классов.
В презентации представлены виды контроля с их подробным описанием, возможностью практического использования....
Диагностический инструментарий для оценки предметных результатов обучения
Применяю три вида оценивания предметных результатов - стартовую диагностику, текущее оценивание (тесно связано с процессом обучения), итоговое оценивание. В первом классе исключается система балльного...