Организационный момент. Речевая разминка.
Актуализация знаний.
Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
Постановка темы и задач урока.
Прогнозирование текста и определение задач урока.
Первичное восприятие текста.
Физминутка.
Вторичное восприятие. Анализ произведения. (Работа с учебником).
Работа с т иллюстрацией.
Тест
Работа с пословицами.
Итог урока. Рефлексия. | Готовы вы к уроку? (Да!) На вас надеюсь я, друзья, Вы хороший дружный класс, Всё получится у вас!
Речевая игра-разминка Ра-ра-ра – начинается игра! Ру-ру-ру – прискакало кенгуру! Ри-ри-ри – улетели снегири! Ры-ры-ры – искусали комары! Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро! Ра-ра-ра – и закончилась игра! Вывод: Итак, мы приготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения. -Какой раздел мы с вами начали изучать? («И в шутку и всерьёз»). -Какие рассказы и стихи мы прочитали в этом разделе? (можно перечислить) -Что их объединяет? (Смешные и весёлые). -Прочитай стихотворение Ирины Токмаковой «Хохотушки» так, чтобы хотелось смеяться. -Оцени своё чтение. Выслушай мнение других детей. Ты согласен? -Прочитаем рассказ Якова Тайца «Волк». В шутку или всерьёз написана эта история? -Прочитай стих Георгия Кружкова, выделяя звук [р]. Оцени чтение.
-Для чего поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы? -Они сочиняют их не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. -Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю: - Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась беда – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей бедой! Возможно, это крик души не только этого класса. - Что посоветуете? (Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.)
-Мне кажется, я тоже знаю выход. Оптимальный совет поможет нам сегодня дать детская писательница Нина Михайловна Артюхова (посмотрите на её портрет). Родилась она в 1901 году. Умерла в 1990 году в возрасте 89 лет. Она была дочерью известного купца, книгоиздателя Михаила Ивановича Сабашникова. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о доброте, честности, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому среди таких наук как химия, история, она выбрала детскую литературу. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах «Затейник», «Мурзилка», а так же есть замечательный сборник рассказов «Саша-дразнилка». Рассказ, который мы будем читать, так и называется «Саша - дразнилка».
-Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе? Определим задачи урока: - учимся читать правильно, осознанно, выразительно; - учимся анализировать произведение; - учимся быть воспитанными.
1. Словарная работа. - Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок «Саша - дразнилка»? - Как вы понимаете смысл слова ДРАЗНИТЬ? (ударение) - Давайте посмотрим, как объясняет это слово толковый словарь (читает заранее подготовленный ребёнок): ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз. ДРАЗНИЛКА – человек, который дразнит другого.
2. -Наконец, настало время познакомиться с рассказом. Слушая, попробуйте ответить на вопросы: - О ком пойдёт речь в рассказе? - Где происходит событие? - Какое впечатление от прочитанного? Какие чувства вы испытали?
На уроке мы читаем, Стать все добрыми мечтаем, Чтобы смелым быть и ловким, Приступаем к тренировке. Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку И свели лопатки. На носочки поднялись, Руки опустили, А теперь присели вниз, Коленки обхватили. Снова встали - ноги вместе, И уже сидим на месте. Посидим и отдохнём, И опять читать начнём.
1. Знакомство с текстом. - Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части) - Прочитайте первую часть текста «жужжащим чтением» и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру) - А какой совет дал папа Ляле? Прочитайте.(-Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.) 2. Словарная работа. - Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их значением. - У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает бегло. Затем плавное хоровое чтение. Зав-тра-ка-ли ЗАВТРАкали (приём пищи утром) По-пер-хнул-ся по ПЕРХНУЛся (когда крошка попадает в дыхательные пути, человека закашливается) На-сморк НАсморк (воспаление слизистой оболочки носа, сопровождающееся слизистыми выделениями и чиханием) Дро-жа-щим ДРОЖащим (судорожное сокращение) По-прав-ляй-ся ПОПРАВляйся (становись здоровым, выздоравливай)
3. Чтение 2 части (чтение по ролям подготовленными учениками) до слов «Тут Саша не выдержал и заплакал». -Понравилось чтение ребят? Кто читал особенно выразительно?
4. Чтение концовки. -А теперь прочитаем рассказ до конца. (Читает 1 ученик) - Почему заплакал Саша? (было обидно) - Помог ли Ляле папин совет? Вывод: Ляля не стала обращать внимания. -Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.) - Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ? 5 - Рассмотрите иллюстрацию, с. 89.
-Кто изображён на рисунке? Обратите внимание на мимику и жесты героев. -К какому эпизоду относится рисунок? (Найдите и прочитайте в тексе) - Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.) - Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?
- Прочитай пословицу. Соотнеси её с рассказом. (Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.)
В каком случае употребляют пословицу «Смеётся тот, кто смеётся последним»? - Хоровое чтение пословицы. - Будет ли Саша в следующий раз дразнить сестру? А вы будете дразнить кого-то? -Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя, Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут.
- С каким произведением познакомились на уроке? -Кто написал этот рассказ? -Чему он вас научил? - Бывают случаи, когда вы похожи на Сашу-дразнилку. - Прочитав даны рассказ, какой ответ можно дать авторам письма? (выбор советов) - Почему данный рассказ помещён в разделе «И в шутку и всерьёз»? -Что в нём юмористического? Серьёзного? 10. Рефлексия. Продолжи мысль: Я хочу поделиться своими мыслями: - я не буду… обижаться на друзей… - я узнал(ла) на уроке… - я научился(лась)…
|
|
Игровая технология
Здоровьесберегающие технологии.
Работа в парах. Технология поддержки и сотрудничества. |
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4,5
Письмо с просьбой о помощи.
Слайд 6.
Слайд 7,8 Портрет Н.Артюховой.
Слайд 9,10
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13,14
Карточки с трудно читаемыми словами
Слайд 15.
Слайд 16-18
Слайд 19-23
Слайд 24
Слайд 25.
Слайд 26.
|