конспект урока "Саша - дразнилка"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка» Чтение и анализ произведения. (1 класс)
Цель:
Познакомиться с произведением Н. Артюховой «Саша – дразнилка» и с биографическими сведениями автора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
-формировать умение выделять главное;
-способность к самооценке;
-наличие учебно-познавательной мотивации;
-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.
Метапредметные:
-умение учиться по предложенному учителем плану;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.
Предметные:
-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;
-объяснять смысл названия произведения;
-находить слова, которые отражают характер героя.
Решаемые проблемы:
- Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать “вдумчивое чтение”.
- Учиться работать с текстом, делить его на части.
- Развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление.
- Средствами урока воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Оборудование:
- компьютерная презентация по теме урока
- тест
- рассказ Артюховой «Саша – дразнилка»
- карточки - помощники
Ход урока
Орг. момент. Организация детей Слайд 1
Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)
- вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.
- в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.
-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Слайд № 3– Словарь настроения.
- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?
Обидно Возмущён
Стыдно Рассержен
Страшно Сердит
Тяжело Обижен
Неловко Печален
Неприятно Грустно
- Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (варианты детей)
Слайд 4 – Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?
- Убери из речи плохие слова.
- Клички используй только для животных.
- Перестань обижаться.
- Не дразнись сам.
- Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
Актуализация новых знаний. Постановка целей урока.
- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
Слайд 5.
- Послушайте, я немного расскажу о писательнице: (Слайд 6)
Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.
Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.
- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? (Слайд 7)
Работа в парах
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
Словарная работа
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
Слайд 8
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.
Что общего между этими словами? (корень)
Как называются такие слова? (однокоренные)
Подберите синонимы к слову «дразнить». Слайд 9
Первичное восприятие
- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.
- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:
- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?)
- Тема произведения? (о детях)
-Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой?
- Жанр произведения? (рассказ) Докажите.
- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
Слайды 10 -14
1. Как звали сестру Саши?
А) Лена Б) Люся В) Ляля
2. Какой совет дал папа дочке?
А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись
3.Ребята сидели за столом и …
А) завтракали Б) обедали В) ужинали
4. Саша хотел подвесить куклу к …
А) кровати Б) форточке В) люстре
5.От удивления Саша …
А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот
6. По мнению Саши, девчонки …
А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы
7. Мальчик считал. Что у него больше …
А) апельсин Б) мандарин В) яблоко
Восстановление последовательности событий.
- Укажите, в каком порядке происходили события?
Слайд 15
- Я её дразню, а она не дразнится.
- Ребята сидели за столом и завтракали.
- Меня Саша дразнит.
- Прежде чем начать выполнять следующее задание, давайте отдохнём.
Физ. Минутка «На лугу»
Вторичный синтез. Работа с учебником
- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.
- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)
- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
Словарная работа
- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.
I в. – читает по слогам орфографически,
II в. – читает плавно орфоэпически
Слайд 16.
- Завт-ра-ка-ли - завтракали
- По-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
- Нас-морк - насморк
- Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
- Поп-рав-ляй-ся - поправляйся
-Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите.
- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.
(Чтение второй части учащимися)
- Понравилось чтение? (да)
- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)
Физминутка. Эмоциональная окраска
- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.
- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…
- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…
- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…
- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)
- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.
Работа с учебником
- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:
-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)
-Почему заплакал Саша? (было обидно)
-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)
Слайд 17 (работа с заголовком)
- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.
- Не дразнись.
- Брат и сестра.
- Папин совет.
- Трусиха и плакса.
Работа над иллюстрацией. Работа в группах
- Вы попытались изобразить, как дразнился Саша, а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: Слайд 18
Слайд 19.
1 гр. ответит на вопрос: - Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?
2 гр. – Как художник нарисовал маму? (ответы детей)
3 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)
4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)
5 гр. – Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)
Домашнее задание
Слайд 20
- На стр. 10 внизу есть две пословицы, дома вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”? На следующем уроке чтения ответите.
I в. – Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
II в. – Смеётся тот, кто смеётся последним. (Говорится эта пословица тому участнику спора, кто высмеивает, критикует другого, а сам может оказаться неправ).
- А чтобы ответить на вопросы вам надо будет ещё раз перечитать текст.
Итог
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
Рефлексия. Слайд 21.
- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.
Слайд 22
Продолжи :
Я хочу поделиться своими мыслями:
- на уроке я узнал (а)…
- на уроке я учился (лась)…
- на уроке мне понравилось…
Слайд 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме:"Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"
Разработка урока литературного чтения в 1 классе (УМК "Школа России") по теме: "Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"....
Конспект урока литературного чтения «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»
Конспект урока литературного чтения (1 класс) «Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка»...
конспект урока "Саша - дразнилка"
открытый урок...
конспект урока Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»
Тема урока: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка» Тип урока:урок изучения нового учебного материала Методы обучения:наглядные, словесные, игровые Решаемые проблемы:Продолжить раб...
конспект урока Саша-дразнилка
учебный материал...
Конспект к уроку литературного чтения "Н. Артюхова "Саша - дразнилка"
Конспект к уроку литературного чтения в первом классе Н. Артюхова «Саша - дразнилка»...
Конспект урока литературного чтения по произведению Н.Артюховой "Саша -дразнилка"
Подробный конспект урока с презентацией поможет провести увлекательный урок в 1 классе....