Работа с текстом художественного произведения Н. И. Сладкова "Чья проталина?" в 4 классе
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Четина Марина Николаевна

Проверка навыка чтения молча.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_hudozhestvennym_proizvedeniem.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с художественным произведением. 4 класс

Чья проталина?                             Н. И. Сладков 

1

Увидела Сорока первую проталину — тёмное пятнышко на белом снегу.

— Моя! — крикнула. — Моя проталина, раз я первая её увидела!

На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку — отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись — Грач.

— Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!

— Это почему же она твоя? — застрекотала Сорока. — Я первая увидала!

— Ты увидала, — гаркнул Грач, — а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!

— Что он тут каркает! — затарахтела Сорока. — Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся — проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:

— Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где — на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!

Сорока и Грач только крыльями всплеснули.

— Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.

А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.

— А я родился на ней! — пискнул Жаворонок. — Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное — и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва — даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало — и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули — заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

2

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.

И выглянул Крот — зашмыгал носом.

— Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

— Весна, весна, землерой! — сварливо закричала Сорока.

— Знал, куда угодить! — подозрительно буркнул Грач. — Хоть и слепой…

— Тебе-то зачем наша проталина? — проскрипел Жаворонок.

Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку — глазами-то он худо видит! — чихнул и говорит:

— Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

— Как ты можешь так говорить? — ужаснулся Жаворонок. — Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!

— Не знаю и знать не хочу! — фыркнул Крот. — Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.

— Весной проталины появляются, — мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

— А на проталинах скандалы начинаются, — снова фыркнул Крот. — А ради чего? Проталина как проталина.

— Не скажи! — подскочила Сорока. — А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

— Посидеть, походить, размяться! — гаркнул Грач. — Носом в тёплой земле порыться!

— А петь-то как над проталинами хорошо! — взвился Жаворонок. — Сколько в поле проталин — столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

— А чего тогда спорите? — не понял Крот. — Жаворонок хочет петь — пусть поёт. Грач хочет маршировать — пусть марширует.

— Правильно! — сказала Сорока. — А я пока семенами и жуками займусь…

Тут снова начались крики и перебранка.

А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

— Пора и мне! — Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо.

(661 слово)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чем спорили птицы? Запиши ответ. _________________________

__________________________________________________________________

  1. Почему Сорока считала проталину своей?

А) Она ее первая увидела.

Б) Она её ждала.

В) Она на ней жила.

  1. Почему грач считал проталину своей?

А) Он её первый увидел.

Б) Он о ней мечтал всю зиму.

В) Он увидел много насекомых.

  1. Почему жаворонок считал проталину своей?

А) Он её первый увидел.

Б) Он заметил много жучков-паучков.

В) Он здесь родился.

  1. Чему и как радовался жаворонок? Запиши ответ. ______________

________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Зачем появился на проталинке крот?

А) Порадоваться приходу весны.

Б) Встретить друзей.

В) Вытолкнуть землю из норы.

  1. Сколько в поле жаворонков? Найди ответ в тексте и запиши.

_____________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Выбери утверждения, которые даны в тексте.

А) Весной проталины появляются.

Б) Сколько в поле проталин – столько в небе и жаворонков.

В) Весной птицы спорят.

Г) Весной крот вылезает из-под земли.

Д) А петь -то как над проталинами хорошо!

9. Что важное сказал автор?

А) Весной проталины появляются.

Б) Весной тает снег.

В) Весной прилетают птицы .

Г) Весной появляются проталины.

Д) Весной спорят птицы.

Е) Всё живое радуется весне.

  1. Определи главную мысль сказки. Запиши. ______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за I - е полугодие 4 класс

Предмет : чтение. В материале дается 2 текста по вариантам для проверки умений работать с текстом за 1- е полугодие 4 класса....

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за II - е полугодие 4 класс

Предмет: чтение. В материале дается для обучающихся 4 класса два текста по вариантам и проверяется умение ребят работать с текстом за 2-е полугодие....

Работа с текстом художественного произведения.

Работа с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. Астрид Линдгрен. Повесть "На острове Сальткрока".

Данные задания составлены  для ведения читательского дневника. Вопросы и задания к каждой главе помогут сформировать у учащихся познавательную деятельность:- наблюдать за героями  и сравнива...

Работа с текстом художественного произведения

Работа с текстом художественного произведения в 3 классе...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения 2 класс

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения 2 класс...