Технологическая карта урока (учитель начальных классов МБОУ « Белореченская СОШ» К.В. Колпакова)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 класс |
Тема | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolpakova_urok.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (учитель начальных классов МБОУ « Белореченская СОШ» К.В. Колпакова) | |||||
Предмет | Литературное чтение | ||||
Класс | 4 класс | ||||
Тема | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш» | ||||
Цель | создать условия для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.; развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей; учить детей анализировать, делать вывод, развивать познавательную активность; развивать память, внимания, речь. воспитывать любовь и бережное отношение к животным | ||||
Формируемые УУД | Метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся, Предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения. Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Система контроля: контроль учителя, самоконтроль. Формирование УУД. Регулятивные: целеполагание, самооценка. Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели. Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра. | ||||
Оборудование | Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор Экранно-звуковые пособия: презентация
| ||||
Этап урока | Деятельность учащегося | Деятельность учителя | Формируемые УУД | Примечания | |
1 Мотивационный | Слущают стихотворение Проговаривают скороговорки | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Меня зовут Ксения Владимировна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь мне, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего рабочего настроения. Итак, приступая к нашей работе, мы проведем речевую разминку. В этом нам помогут скороговорки, которые лежат у вас на столах. Что такое скороговорка? (скоро говорить) Значит , вы должны прочитать громко, чётко и быстро Прочтите их сначала вполголоса…., а затем вслух…. ( 30 сек). Какое сегодня число – 23 января. Итак, начинает читать номер 23. Какой номер продолжает? Итак, мы готовы приступить к уроку? Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении: Слово это серьезное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живет И о боли других позабыть не дает. И оно поважней, чем лица красота… Сердец (пауза) ДОБРОТА. | Личностные: -формировать интерес к изучению предмета; -воспитывать культуру поведения Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой | 1 слайд Слайд 2 | |
2 Целеполагание | Учащиеся объясняют значение слов. Отвечают на вопросы учителя. | О доброте, о дружбе животных и людей мы сегодня начнём читать рассказ. - Вы заметили, что вам представлена выставка книг. -Обратили вы внимание на автора этих книг? - Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк) Сейчас, я не много о нем расскажу. Мамин–Сибиряк - это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель, который родился в 1852 году, на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150, он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появилась уже в детстве. Записал Мамин-Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Аленушке. Дочка выросла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки все, чтобы ей жилось хорошо. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Аленушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам ее прочитать. - А какое произведение автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, расшифровав слово. Возьмите листы с пляшущими человечками и разгадайте в парах это слово. -Что за слово у вас получилось? (приемыш) - Как вы думаете, что означает слово приёмыш? Из словаря Ожегова Приемыш- Приёмный сын или приёмная дочь. -мы сегодня с вами узнаем, а каком же приёмыше пойдёт речь в этом рассказе? | Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку | Выставка книг Слайд 3 (фото автора) Приложение 1 (пляшущие человечки) Словарь Ожегова Слайд 4(словарная работа) | |
3 Планирование Физминутка | Дети читают самостоятельно карточки предложенные учителем,работают в парах, отвечают на вопросы учителя. Объясняют свой выбор. Слушают аудиозапись Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют текст Повторяют движения за учителем Отвечают на вопросы, рассуждают Заполняют таблицы Анализируют текст Работают у доски Подводят итог проделанной работе на уроке Просматривают видеоролик | Перед тем как начнем читать, в тексте нам встретятся незнакомые слова Слова на карточках: протока, Сайма , бобыль, божья тварь и их значения (соедините стрелочками) Протока- речной проток Сайма-рыбацкая стоянка Бобыль- одинокий человек Божья тварь - всё живое, созданное Богом -прочитайте, что у вас получилось Откройте учебники на стр. 76, следите по тексту и слушайте аудиозапись. - Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно, ещё в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним - Слушаем 1 часть ( после прослушивания) - какие чувства -какой эпизод затронул - Встретились непонятные слова и выражения? (Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Увечить - физически расправляться, калечить Хиреет - болеет, чахнет) -От чьего лица ведется повествование? - Где происходят события? - Кто герои? Кто такой Тарас? Соболько? Физминутка Лебеди летят,крыльями машут.Прогнулись над водой,качнули головой.Прямо и гордоумеют держаться,Очень бесшумнона воду садятся.Повторить 2 раза
-А в этом рассказе, кто является приемышем? - Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей) - А теперь проверим, внимательные ли вы читатели, -По ходу работы с текстом постарайтесь заполнить табличку. -Как лебедь попал к Тарасу? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой) А почему он это сделал?( ему стало жалко) Значит он какой?( добрый) -какие ещё поступки Тараса помогают понять, что он добрый человек? -найдите в тексте
-какие слова вы отнесли к Тарасу? (бобыль, Князь князем) - А что вы можете сказать о Соболько? (Пёстрая, Умная, Лучший друг человека ) -какие слова вы отнесли к Лебедю?(умная, гуляка, Божья тварь, Гордая, Настоящая, Царская ) - я вам предлагаю дополнить характеристику главных героев -из данных слов на доске подберите подходящие к каждому герою -работать будем по рядам: 1р- характеризует Тараса( милосердный, добрый, светлая душа) А какие бы еще слова вы подобрали? 2р- Соболько А какие бы еще слова вы подрали? 3р- Лебедя - как вы понимаете слово особенная птица? -а вы что-нибудь знаете о жизни лебедей? - А вы хотите ещё узнать об этих необыкновенных птицах? Итак, интересные факты об этих птицах Для вас любознательные… На столах лежат тексты, (тексты на столах) - что вас удивило? ( слушаем). - К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Лебедь». Видеоролик -как думаете, удалось ли композитору с помощью нот передать образ этой «благородной, царской птицы»? - А, Как вы думаете, каким будет продолжение этой истории? (Заслушиваем несколько историй) - хотите узнать, как закончил свой рассказ автор? - продолжение этого рассказа вы узнаете на следующем уроке | Познавательные УУД: формирование проблемы учащихся, опираясь на субъективный опыт; введение практических умений; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: обосновывать свое мнение. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения Регулятивные :осуществлять самоконтроль;- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; строить высказывания в рамках учебного диалога. | Приложение 2 (карточки со словарной работой) Приложение 3 (аудиозапись) Слайд 5(название рассказа) Слайд 6(физминутка) Приложение 4 (таблицы) Приложение 5 ( интересные факты из энциклопедии о лебедях) Приложение 6 (видеоролик) | |
4 Самоконтроль | Заканчивают предложения Оценивают свою работу на уроке. | -Наш урок подходит к концу, Закончите предложения: 1. Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… 2. Меня удивило… 3. Рассказ помог понять… 4.Для меня было сложным… Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо поработали. -вы доказали, что вы умные, внимательные, творческие и любознательные ученики - Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа. -а вы совершали добрые дела в своей жизни? Оцените свою работу на уроке, используя белых и черных лебедей: Белый- отлично поработали на уроке, узнали много интересного, захотелось прочитать до конца Черный- было трудно, но интересно А теперь «пустите плавать на озеро» своих лебедей -посмотрите, какое красивое озеро у нас получилось -если люди по-доброму будут относиться к природе, то она ответит им тем же | Коммуникативные: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он видит и знает; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи | ||
Домашнее задание | Записывают д/з в дневники | Запишите домашнее задание к следующему уроку литературного чтения. По выбору: Выразительное чтение рассказа с. 76-84 Написать сказочное продолжение этой истории. Всем спасибо за урок, До свидания! Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш» | Регулятивные:- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; | Слайд 7 (д\з) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Карта результативности учителя начальных классов МБОУ "СОШ№4" г. Альметьевск
В этом документе показаны результаты за последние 5 лет работы в начальной школе....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Сборник уроков учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярский край
В сборник вошли разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярского края...
Технологическая карта урока учительницы начальных классов по окружающему миру на муниципальном этапе конкурса в номинации "Педагогический дебют"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных"...
Пример оформления технологической карты для учителя начальных классов
Данный образец поможет учителю правильно и эстетично оформить технологическую карту урока....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»
УчительПолищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKwКласс4Автор УМК (программы учебного курса)Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Вино...