Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit._cht.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОО Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
УТВЕРЖДАЮ
директор АННОО
Православная гимназия имени
преподобного Сергия Радонежского
___________иеромонах Тихон (Зимин)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению в 4а классе
(базовый уровень)
Количество часов - 98
Учитель: Колосовская Татьяна Юрьевна
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Примерной программы начального общего образования по русскому языку;
- На основе авторской программы под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой
- УМК «Школа России».
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Школа России» - М.: Просвещение, 2014
Г. Сергиев Посад
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению.
- УМК: «Школа России».
Федеральный базисный план отводит 102 часа для образовательного изучения литературного чтения в 4 классе из расчёта 3 часа в неделю.
В соответствии с календарным графиком реализуется учебный план Православной гимназии им. пр. Сергия Радонежского в объеме 98 часов.
Цель обучения:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи обучения:
•развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
•формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
•развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
•формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
•обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
•формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
•обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
•расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
•обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
•создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Содержание учебного предмета
Летописи. Былины. Жития. (8 ч)
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского». Учащиеся должны знать: - особенности былин. Уметь: - анализировать прочитанное; - правильно читать и понимать исторические произведения; - находить аналогии с реальными историческими событиями; - характеризовать героев; - высказывать свои суждения о прочитанном.
Чудесный мир классики (15 ч)
П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня). Учащиеся должны знать: - особенности литературных сказок; - особенности басен. Уметь: - давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; - находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, - определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, - находить в тексте средства художественно выразительности; - создавать план произведения; - высказывать свои суждения о прочитанном.
Поэтическая тетрадь №1 (8 ч)
Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот..»; А.Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А.Бунин «Листопад». Учащиеся должны знать: - особенности стихотворения. Уметь: - находить в тексте средства художественной выразительности; - определять позицию автора; - выразительно читать; - выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос. Литературные сказки (15 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Учащиеся должны знать: - особенности авторских сказок. Уметь: - характеризовать героев; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - делить текст на смысловые части; - составлять план пересказа. Делу время – потехе час (7ч)
Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Галявкин. «Никакой я горчицы не ел». Учащиеся должны знать: - особенности сказок, рассказов. Уметь: -высказывать свои суждения о прочитанном; - соотносить заглавие и основную мысль произведения; -подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.
Страна детства (5ч)
Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Ёлка». Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: -устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий; - подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; - передавать содержание через разные виды пересказа по плану.
Поэтическая тетрадь №2 (4ч)
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства». Учащиеся должны знать: - особенность стихотворения. Уметь: - определять позицию автора; - самостоятельно заучивать наизусть; - выразительно читать.
Природа и мы (10 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин. «Выскочка»; Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: -определять тему и основную мысль произведения; - характеризовать героев; - делить текст на смысловые части; - выделять в тексте слова автора и персонажей.
Поэтическая тетрадь (5 ч)
Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С.А.Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин. «Лебёдушка». Учащиеся должны знать: - особенность стихов. Уметь: - определять позицию автора; - находить в тексте средства художественной выразительности; - самостоятельно заучивать наизусть; - выразительно читать.
Родина (5 ч)
И.С.Никитин. «Русь»; С.С.Дрожжин. «Родине»; А.В.Жигулин. «О, Родина!»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». Учащиеся должны знать: - особенность стихов. Уметь: - высказывать свои суждения о прочитанном, - выразительно читать; - анализировать прочитанное; - характеризовать прочитанное.
Страна Фантазия (6 ч)
Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»; Р.Сеф. «Весёлые стихи». Учащиеся должны знать: - особенность рассказов. Уметь: - высказывать суждения о прочитанном; - характеризовать героев, - подробно и кратко пересказывать, - читать выразительно по ролям.
Зарубежная литература (13 ч)
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете». Учащиеся должны знать: - особенность сказок и рассказов. Уметь: - определять тему и основную мысль произведения; - характеризовать героев; - делить текст на смысловые части; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - высказывать свои суждения о прочитанном.
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
2. Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
3. Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
4. Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
5. Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
6. Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
7. Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
8. Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
9. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
10. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
11. Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
12. Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
13. Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке. 14. Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
15. Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
16. Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
17. Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
18. Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
19. Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
20. Осознавать, что благодаря использованию изобразительно- выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений. 21. Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
22. Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
23. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
24. Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
25. Предлагать свой альтернативный вариант решения морально- нравственной дилеммы.
26. Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
27. Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
28. Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
29. Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
30. Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
31. Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
2. Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
3. Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
1. Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
2. Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
3. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
4. Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
5. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
6. Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
2. Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
3. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
4. Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
5. Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
6. Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
7. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ. 8. Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности:
∙ осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
∙ употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
∙ читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
∙ понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
∙ рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
∙ пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). ∙ осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
∙ задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
∙ делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
∙ находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
∙ пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
∙ читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
∙ называть не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
∙ называть более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять;
∙ выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
∙ давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. Учащиеся получат возможность научиться:
∙ осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
∙ воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
∙ испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
∙ высказывать и пояснять свою точку зрения;
∙ выделять в тексте опорные слова;
∙ читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
∙ пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
∙ участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
∙ формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
∙ делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
∙ домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
∙ выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
∙ находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
∙ готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке. Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
∙ сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
∙ писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
∙ пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
∙ сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. Учащиеся получат возможность научиться:
∙ пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
∙ составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
∙ подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
∙ писать отзыв на прочитанную книгу. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся:
∙ понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
∙ определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
∙ понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
∙ осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
∙ находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). Учащиеся получат возможность научиться:
∙ сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
∙ определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
∙ создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Система текущего оценивания по литературному чтению
Чтение наизусть
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
Летописи, былины, жития | 12 ч | ||
Чудесный мир классики | 17 ч | ||
Поэтическая тетрадь | 11 ч | ||
Литературные сказки | 15 ч | ||
Делу время, потехе-час | 8 ч | ||
Страна детства | 5 ч | ||
Поэтическая тетрадь | 5 ч | ||
Природа и мы | 8 ч | ||
Поэтическая тетрадь | 5 ч | ||
Родина | 5 ч | ||
Страна Фантазия | 3 ч | ||
Зарубежная литература | 5 ч |
Итого 98
Календарно-тематическое планирование
№ /п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. Вводный урок по курсу литературного чтения | 2 ч | |||
| День Знаний | 01.09.2016 | ||
| Введение. Знакомство с учебником. | 05.09.2016 | ||
2. Летописи, былины, жития | 12 ч | |||
| Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 07.09.2016 | ||
| Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 08.09.2016 | ||
| Летописи - основные события Древней Руси. | 12.09.2016 | ||
Летопись – источник исторических фактов. | 14.09.2016 | |||
| Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». | 15.09.2016 | ||
| Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 19.09.2016 | ||
| Герой былины - защитник Русского государства. | 21.09.2016 | ||
| Сергий Радонежский – святой земли Русской. | 22.09.2016 | ||
«Житие Сергия Радонежского» | 26.09.2016 | |||
| Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». | 28.09.2016 | ||
3. Чудесный мир классики | 17 ч | |||
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | 29.09.2016 | |||
Сравнение литературной и народной сказок. | 03.10.2016 | |||
| П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев. | 05.10.2016 | ||
| А.С. Пушкин «Няне», «Туча». | 06.10.2016 | ||
| А.С. Пушкин «Унылая пора!» | 10.10.2016 | ||
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 12.10.2016 | ||
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части. | 13.10.2016 | ||
| Внеклассное чтение. Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина. | 17.10.2016 | ||
| М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» | 19.10.2016 | ||
| М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Герои. | 20.10.2016 | ||
| М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб». Составление плана | 24.10.2016 | ||
| Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство» | 26.10.2016 | ||
| Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень» (басня) | 27.10.2016 | ||
Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого. | 09.11.2016 | |||
| А.П. Чехов. «Мальчики» | 10.11.2016 | ||
А.П. Чехов. «Мальчики». План | 14.11.2016 | |||
| Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». | 16.11.2016 | ||
4. Поэтическая тетрадь | 11 ч | |||
| «Поэтическая тетрадь». Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | 17.11.2016 | ||
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 21.11.2016 | |||
| А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 23.11.2016 | ||
| Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | 24.11.2016 | ||
| А.Н. Плещеев «Дети и птичка». | 28.11.2016 | ||
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 30.11.2016 | |||
| Н.А. Некрасов «Школьник» | 01.12.2016 | ||
| Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | 05.12.2016 | ||
| И.А. Бунин «Листопад». | 07.12.2016 | ||
| Внеклассное чтение. Родные поэты. | 08.12.2016 | ||
Обобщающий урок по разделу. Оценка достижений. | 12.12.2016 | |||
5. Литературные сказки | 15 ч | |||
| Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 14.12.2016 | ||
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». План | 15.12.2016 | ||
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра | 19.12.2016 | ||
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения | 21.12.2016 | ||
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | 22.12.2016 | ||
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 26.12.2016 | ||
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | 28.12.2016 | ||
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | 29.12.2016 | ||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 11.01.2017 | ||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | 12.01.2017 | ||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Пересказ по плану | 16.01.2017 | ||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование | 18.01.2017 | ||
| Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | 23.01.2017 | ||
| Обобщающий урок-игра. | 25.01.2017 | ||
Оценка достижений | 26.01.2017 | |||
6. Делу время, потехе-час | 8 ч | |||
| Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | 30.01.2017 | ||
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 01.02.2017 | |||
| В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 02.02.2017 | ||
| В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 06.02.2017 | ||
| В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 08.02.2017 | ||
| В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения | 09.02.2017 | ||
| Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | 13.02.2017 | ||
| Обобщающий урок «Делу время – потехе час» Оценка достижений. | 16.02.2017 | ||
7.Страна детства | 5 ч | |||
| Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 20.02.2017 | ||
| К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» | 22.02.2017 | ||
| К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» | 27.02.2017 | ||
| М.М. Зощенко «Елка» | 01.03.2017 | ||
| Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений. | 02.03.2017 | ||
8. Поэтическая тетрадь | 5 ч | |||
| Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 06.03.2017 | ||
| С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 09.03.2017 | ||
| М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» Оценка достижений. Конкурс чтецов. | 13.03.2017 | ||
| Устный журнал «Поэтическая тетрадь». | 15.03.2017 | ||
Проект «Поэтическая тетрадь» | 16.03.2017 | |||
9. Природа и мы | 8 ч | |||
| Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 20.03.2017 | ||
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 22.03.2017 | ||
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеры героев | 23.03.2017 | ||
| М.М. Пришвин «Выскочка» | 27.03.2017 | ||
| Е.И. Чарушин «Кабан» | 29.03.2017 | ||
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 30.03.2017 | ||
| Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» | 03.04.2017 | ||
| Проект «Природа и мы». Оценка достижений. | 05.04.2017 | ||
10. Поэтическая тетрадь | 5 ч | |||
| Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 06.04.2017 | ||
| С.А. Клычков «Весна в лесу» | 10.04.2017 | ||
| Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 24.04.2017 | ||
| С.А. Есенин «Лебедушка» | 26.04.2017 | ||
| Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» Оценка достижений. | 27.04.2017 | ||
11. Родина | 5 ч | |||
| И.С. Никитин «Русь» | 03.05.2017 | ||
| С.Д. Дрожжин «Родине» | 04.05.2017 | ||
| А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 10.05.2017 | ||
| Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | 11.05.2017 | ||
| Проект: «Они защищали Родину». Оценка достижений. | 15.05.2017 | ||
12. Страна Фантазия | 3 ч | |||
| Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 17.05.2017 | ||
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Путешествие по стране Фантазии. | 18.05.2017 | ||
| Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» | 22.05.2017 | ||
13. Зарубежная литература | 5 ч | |||
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 24.05.2017 | ||
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 25.05.2017 | ||
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 29.05.2017 | ||
| Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг. | 31.05.2017 |
Всего 98 ч
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________(Лебедев А.В.)
____________________________
СОГЛАСОВАНО на заседании МО учителей начальной школы Протокол № ___ от ________ ______________(Колосовская Т.Ю.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл
Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....