Разработки уроков по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению по теме
Конспекты уроков по литературному чтению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. А. БАРТО «Я – ЛИШНИЙ», Я. АКИМ «МАМА»
Тип урока: урок открытия нового знания | ||
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «труд – лень», для развития учебных и читательских умений, в том числе умения выделять главную мысль произведения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и поступках героев | Метапредметные: • познавательные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; структурируют знания; владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; • регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность их выполнения; • коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, составляют небольшие устные монологические высказывания | Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника |
Организационная структура урока
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ. А. БЛОК «ЗАЙЧИК»
Тип урока: изучение нового материала | ||
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со стихотворением А. Блока «Зайчик», выявления настроения и чувств, которые передает поэт, для развития умения слушать стихотворение, осознанно воспринимать, формулировать ответы на вопросы по содержанию, правильно называть стихотворение (фамилия автора, заголовок); способствовать воспитанию доброго отношения к природе, всему живому | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о животном), эмоционально реагировать на события произведения при слушании; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения | Метапредметные: • познавательные – знакомятся со стихотворением А. Блока, определяют настроение, чувства, которые передает поэт; • регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); • коммуникативные – составляют небольшие устные монологические высказывания, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления | Личностные: проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения, высказывают свое мнение о прослушанном произведении |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы | |||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Подготовка к восприятию стихотворения | Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. К. Бальмонт Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня». – Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы. На хвостах своих лето уносят. Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла! У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? – Что вы представляете, когда слышите слово «осень»? | Проявляют эмоции в процессе слушания произведений, выражают их в мимике, жестах, экспрессивности высказываний. Слушают музыкальное произведение. Формулируют ответ на вопрос | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к природе | |||||||||||||||||||||||||||||
II. Объявление темы, постановка целей урока | – Осень – это вечер года. Многие великие русские поэты писали стихи об осени. Читая эти строки, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда. Читает стихи об осени. – Одинаково ли пишут поэты? Как они говорят об осени? – Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. Блока «Зайчик». Постарайтесь почувствовать настроение природы и человека. Потихоньку уходит вдаль царица по имени Осень. Она покидает свой расписной терем. Перед нами совсем другая картина. Представьте, что мы в лесу. Я начинаю читать | Слушают информацию, соблюдают нормы и правила школьной жизни | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | |||||||||||||||||||||||||||||
III. Работа по теме урока. Первичное чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия. Беседа | – Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нарисуйте на листочке треугольник. – О ком это стихотворение? Правильно, это стихотворение о зайчике, о животном. Закрасьте треугольник коричневым цветом. – Кто написал это произведение? Автор этого стихотворения – русский поэт Александр Блок. Вы еще не умеете писать, поэтому вместо фамилии автора рисуем в верхней части листочка рамочку… | Слушают произведение. Формулируют ответы на вопросы, моделируют обложку. – Стихотворение о животном | Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Проявлять высокий уровень учебной мотивации | |||||||||||||||||||||||||||||
Моделирование обложки | – Как Блок озаглавил свое стихотворение? Правильно, поэт дал своему стихотворению заголовок «Зайчик». Нарисуйте на листочке в нижней части рамочку | |||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с готовой моделью | – Покажите фамилию автора. Прочитайте: «Блок». – Что вы прочитали? – Прочитайте заголовок. – Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство вызывает оно у вас? Какое настроение передает это стихотворение? | Ученики, поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию – Блок. – Фамилию автора. Указывают заголовок и читают: «Зайчик» | Использовать модели для решения учебной задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
Работа со схемой | На доске записан словесный ряд – словарь осенних настроений.
– Какую картину представили? Нарисуйте словами. Какие краски вам бы потребовались? Какие звуки услышали? Незримо по лесам поет и бродит Осень… Осень – долгое время года. Она начинается обычно как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья голые, грязь, дождь, сырость. – Каких животных можно встретить в осеннем лесу? Какие изменения происходят в жизни диких животных? Как они готовятся к зиме? – Отгадайте загадки. Читает учитель или хорошо читающие дети. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. – Белка делает запасы орехов, желудей и сушеных грибов. К зиме обрастает пушистым голубоватым мехом. Устраивает себе теплое гнездо в дупле ели и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом.
– Зимой медведь ничего не ест. Он спит в берлоге и живет за счет накопленного летом и осенью жира. У кого вот нет берлоги, не нужна ему нора? От врагов спасают ноги, а от голода – кора. – Кому из животных будет труднее пережить зиму? Помните сказку «Заюшкина избушка»? Представьте, что действие происходит не весной, а осенью, и избушка у Лисы не изо льда, а из листьев | Работают со схемой. Слушают информацию учителя. Отгадывают загадку. – Серая, черная, коричневая, темно-синяя. – Белка. – Медведь. – Заяц | Осуществлять анализ объектов. Контролировать выполненные задания. Анализировать с помощью учителя | |||||||||||||||||||||||||||||
Инсценирование начала сказки заранее подготовленными детьми | Ведущий. Была у Зайчика избушка лубяная, а у Лисы лиственная. Подул сильный ветер и раздул все листья. Осталась Лиса без жилья. Впереди холодная зима. Пошла она к Зайцу на постой проситься. Лиса (просит жалобно). Зайчик, зайчик! Пусти меня погреться, я у двери постою, лапки погрею. Зайчик. Заходи, Лиса, не замерзать же тебе! Лиса заходит в избушку и начинает толкать Зайчика. Зайчик. Эй, Лиса-соседка, что же ты делаешь? Лиса (стучит ногами). Уходи сейчас же, а то съем! Ведущий. Делать нечего – пошел Зайчик, плачет | Принимают участие в инсценировании. Проявляют эмоции в процессе инсценирования, выражают эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний | Проявлять индивидуальные творческие способности в инсценировании | |||||||||||||||||||||||||||||
Работа с иллюстрацией | – Рассмотрите иллюстрацию в хрестоматии. Осень – сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Зябко на улице. С наступлением сумерек становится холодно. Учитель повторно читает стихотворение А. Блока «Зайчик». – Как начинается стихотворение? Что изменилось в природе с приходом осени? Как поэт относится к осени? Какой стала жизнь зайчика? Как об этом сказано в стихотворении? | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы | Проявляют интерес к чтению | |||||||||||||||||||||||||||||
Работа по группам | – Послушайте лесные диалоги с зайчиком, как он сам говорит о своей жизни с приходом глубокой осени. 1-я группа. Заяц зайцу говорит: – Мне бы волчий аппетит! – В аппетите мало толку, Мне бы зубы, как у волка. В. Викторов 2-я группа. Заяц. Здравствуй, Ушан – летучая мышь. Ушан. Здравствуй, Заяц – длинные уши. Заяц. Как живешь-поживаешь? Ушан. Лучше всех живу, горя не знаю. Заяц. Как же ты так ухитряешься? Ушан. Это проще простого. Как плохо мне, зима там пришла или дождь, ветер, я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю. Заяц. Ну, брат, тут я тебе не товарищ. Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами. 3-я группа. Снегирь. Заяц белый, куда бегал? Заяц. На деревню. Снегирь. Для чего? Заяц. Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти. Снегирь. И нашел? Заяц. Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие. Снегирь. А теперь куда? Заяц. Осинку глодать. Снегирь. Да она, поди, горькая? Заяц. Сладкая. Вчера не поел, сегодня не поел, куда как осинка сладкая покажется | Работа по группам (в каждой группе должны быть читающие дети) | Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться. Контролировать выполненные задания | |||||||||||||||||||||||||||||
Пересказ стихотворения | – Представьте ситуацию, что нам надо снять по этому стихотворению мультфильм. Каким будет его начало? Учитель снова читает первые два столбика. – Что было дальше? Читает следующие два столбика. – Чем заканчивается стихотворение? Читает последние два столбика. – Какая картинка вам нравится больше? Почему? | Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и зайчика. Дети на листочках моделируют вторую картину: цветными карандашами рисуют изменения в природе Дети рисуют «мечты зайчика». – Последняя самая позитивная, зайчик думает о лете, когда трудности кончатся и все будет хорошо | Восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин | |||||||||||||||||||||||||||||
Речевая разминка | ЗАЯЦ Я боюсь, я боюсь волка и кукушку. Я боюсь, я боюсь жабу и лягушку. Я боюсь, я боюсь муравья и мушку, И ужа, и ежа, и чижа, и стрижа. Поглядите, как дрожат ушки на макушке. Е. Тараховская – Прочитайте так, чтобы все поняли, как боится заяц | Участвуют в речевой разминке | Воспринимать на слух различные виды текстов | |||||||||||||||||||||||||||||
Словарная работа | – Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы более глубоко смогли бы понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений. Ложбинка – ямка, впадина, борозда, выем, вогнутость, вмятина, овражек, вмятость, лунка, пазуха, щербинка, выемка, углубление, выщербинка, бороздка. Тешить – забавлять, развлекать, доставлять веселье, потешать. Хмурый – суровый, угрюмый, насупившийся. Ступать – шагнуть, сделать шаг, стать ногой куда-нибудь. Упражнение в чтении слов, которые особенно запомнились и понравились | Объясняют лексическое значение слов. Находят нужную информацию в учебных книгах, словарях. Называют слова, учитель записывает их печатными буквами на доске. Ученики упражняются в чтении слов: «зайчик, волк, осень, лето, холодно, тепло» | Находить нужную информацию в учебниках, книгах, словарях | |||||||||||||||||||||||||||||
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия | – Отгадайте загадку: Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? (Зайчик.) – Какие загадки про зайчика знаете вы? Когда для зайчика наступает тяжелое время? – Объясните пословицу: «Осень – перемен восемь». Аукцион «Какая бывает осень?». ОСЕНЬ дождливая золотая щедрая сырая багряная урожайная слякотная кормилица – Какое стихотворение подарил нам замечательный поэт – Прочитайте выразительно наизусть ту часть стихотворения | Отвечают на вопросы, формулируют вывод. – Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем – оттепель. – Сказка о животных В. Сутеева «Дядя Миша» | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.
А. ПУШКИН «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…».
Г. СКРЕБИЦКИЙ «ОСЕНЬ» (отрывок).
М. ПРИШВИН «ОСЕННЕЕ УТРО» (дополнительное чтение)
Тип урока: урок открытия нового знания. | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями А. Пушкина и Г. Скребицкого, обучения умению видеть красоту осенней природы; способствовать формированию умения выражать свое отношение к различным состояниям природы; содействовать обогащению словарного запаса | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: передают свое отношение к различным состояниям природы; выразительно читают, передавая свои чувства | Метапредметные: познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания | Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции |
Образовательные ресурсы: таблица «Русские поэты о природе», фотографии природы родного края, портрет А. Пушкина, листочки клена, цветные карандаши, карточки со словарными словами |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы | ||
I. Организация начала урока | На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. | Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе | ||
II. Актуализация знаний | – О чем и о ком мы читали на прошлых уроках? – Как назывался раздел? – Назовите понравившиеся произведения (автора и название). Чем они запомнились? – Какие еще произведения можно включить в этот раздел? | – О детях. – «О детях и для детей». Зачитывают 3–4 названия произведений | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы | ||
III. Постановка учебной задачи | – Я хочу пригласить вас посетить волшебное царство. Отгадайте какое? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая, С замираньем летит на звезду. И в душе, и в долине прохлада, Синий сумрак – как стадо овец. За калиткою смокшего сада Прозвенит и замрет бубенец. С. Есенин – Какое время года описывается в стихотворении? | – Осень | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме | ||
IV. Работа 1. Отгадывание загадок | Осень грустная настала, Но не будем унывать, Лучше осень по загадкам С вами будем узнавать. – Отгадайте загадки: Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые плоды. (Осень.) • Шел долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь.) • Без рук, без ног, дверь в избе открыть смог. (Ветер.) • Синяя шуба покрыла весь мир. (Небо.) • Сидит – зеленеет, летит – желтеет, упадет – почернеет. – В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после большого мороза. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по лесу – свет. В такой час чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля | Отгадывают загадки | |||
2. Работа | – Составьте пословицу. • В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, и сверху льет, и снизу метет. – Какой поре посвящена эта пословица? – Расскажите о приметах осени | Составляют пословицу | Осуществляют логические действия. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. | ||
Физкультминутка | Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это так птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
3. Чтение стихотворения | – На пороге уже октябрь на исходе. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. – Изображению разных времен года, особенно осени, посвящено много произведений живописи, музыки и литературы. Но никому не удалось так ярко и проникновенно изобразить осень, как А. Пушкину. Демонстрация портрета А.С.Пушкина | Слушают учителя. | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Владеют навыками работы со справочной литературой. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Формулируют ответы | ||
4. Беседа после прочитанного | – Понравилось ли вам произведение? – Какой изображена осень? | Отвечают на вопросы | |||
5. Словарная работа | – Объясните значение слов. Караван – здесь: летящие друг за другом гуси. Сень – покров | Работают со словарем | |||
6. Работа над стихотворением | – Какое настроение вызывает осень у поэта? – «Уж небо осенью дышало…» Как вы понимаете эти слова? Объясните. – Представьте, что вы в осеннем лесу. Какие звуки вы услышите? Приходилось ли вам наблюдать за перелетом птиц осенью? – Как они летят? – Почему А. Пушкин употребляет слово тянулись? – Почему называет позднюю осень скучная пора? | Высказывают свое мнение. | |||
Физкультминутка |
| Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
7. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень» | Читают произведение самостоятельно | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Владеют навыками осознанного чтения. Формулируют ответы Осуществляют логические действия | |||
8. Беседа | – Как вы представляете себе художника Осень? Опишите ее. – Как Осень раскрасила деревья и кусты? Прочитайте. – Как изменилась жизнь в полях и лугах? Прочитайте. | Составляют небольшие рассказы об осени | |||
9. Работа | – На доске вы видите две модели. Соотнесите их с прочитанными произведениями, определите жанр. – Что общего у этих произведений? Чем они отличаются? | – Они о природе. Есть заголовок и фамилия автора – авторское произведение. – Стихотворение и рассказ – разные жанры, разные авторы | |||
V. Итог | – С какими произведениями познакомились на уроке? – Что хотели донести до нас А. Пушкин и Г. Скребицкий, описывая осень? – Что особенно понравилось на уроке? | Отвечают на поставленные | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности | ||
Домашнее задание | 1-я и 2-я группы: выучить стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». 3-я группа: выучить 2-й абзац рассказа Г. Скребицкого «Осень» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.
В. ДАЛЬ «ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА»
Тип урока: урок открытия нового знания | ||
Педагогические задачи: помочь раскрыть фольклорные корни сказки В. И. Даля и ее связь с народной сказкой; создать условия для актуализации знаний о жанровых элементах народной сказки; способствовать развитию умений сопоставлять народную и литературную сказку, проводить словесное иллюстрирование, работать в парах, коллективно, оценивать свою работу и работу одноклассников, давать оценку прочитанному, высказывать свое отношение к героям и их поступкам, читательских умений (выразительно читать сказку, выстраивать последовательность частей объемного текста), речи, сообразительности, воображения, формированию любви к чтению; мотивировать к чтению сказок (литературных и народных) | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: бегло читают отрывки из знакомого текста; пересказывают по готовому плану; объясняют свою точку зрения и соотносят ее с авторской позицией | Метапредметные: познавательные: знакомятся со сказкой; находят ответы на вопросы регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими | Личностные: выражают этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа простых ситуаций; проявляют интерес к учебному материалу |
Образовательные ресурсы: модели обложек, портрет В. Даля |
ХОД урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- | Формируемые способы | ||
I. Организация начала урока | – Какое сейчас время года? Какая за окном погода? – Покажите, что вы замерзли и съежились; отогрелись – Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. – Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. – Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. – Вы пришли веселые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке | Проговаривают правила поведения на уроке. Настраиваются | Совместно договариваются о правилах поведения | ||
II. Проверка домашнего задания | Чтение наизусть стихотворения И.Сурикова «Детство » | Работают в парах (в малых группах). Один ученик читает наизусть стихотворение, другой оценивает | Осуществляют контроль | ||
III. Постановка учебной | – Посмотрите на доску и соотнесите название произведения и его автора.
– Правильно, это произведение «Девочка Снегурочка», написал его В. Даль. (На доске – портрет автора и название произведения.) – Скажите, что вы знаете о В. Дале. – Родился в 1801 году 22 ноября. Отец был врачом. – Отгадайте загадку. Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.) – Как вы думаете, как эта загадка связана с темой нашего урока? | Выполняют задание. Рассказывают. Отгадывают загадку. Высказывают свои предположения | Знакомятся с произведением; осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза. Строят рассуждения | ||
IV. Изучение нового материала. 1. Слушание сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» | – Послушайте, подготовьтесь к моделированию обложки, обратите внимание на незнакомые слова. Читает сказку, выделяя голосом редко употребляемые слова: кокурочка, ветошка, пестовать, лобызала | Слушают и выполняют задание | Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное | ||
2. Беседа после первичного восприятия | – Понравилась вам сказка? – Что вызвало интерес? – Кто главные герои? – Кто спас Снегурочку? – Как это случилось? | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Формулируют ответы Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым Извлекают необходимую информацию из различных источников | ||
3. Словарная работа. | – Какие необычные слова вы услышали? Как вы думаете, что они означают? Кабы – если бы. Ветошка – лоскут старой ткани. Вешнего – весеннего. Кокурочка – булочка, булка. Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и грибов. Лобызала – целовала. Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать. Хлевушек (хлев) – помещение для животных | Называют слова. С помощью учителя объясняют значение слов | |||
4. Работа | – Прочитайте название произведения, фамилию автора. – Рассмотрите иллюстрации на с. 146 и 148 учебника, подберите к ним подходящие отрывки из текста | – «Девочка Снегурочка». В. Даль. Рассматривают иллюстрации. Находят в тексте соответствующие отрывки | |||
5. Моделирование обложки | – Давайте смоделируем обложку для сказки В. Даля «Девочка Снегурочка». – Кто спас Снегурочку? – Как это случилось? – Как старики относились к Снегурочке? Какие слова повторяются? | Самостоятельно моделируют Отвечают на вопросы. Находят ответы в тексте сказки. | Осуществляют логические операции, контроль и оценку учебных | ||
Физкультминутка | Один, два, три, четыре, пять – Будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Все в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать! | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
6. Работа над содержанием сказки (работа | – Восстановите содержание сказки и расставьте события по порядку. 1. Жучка нашла Снегурочку. 2. Снегурочка пошла с подружками в лес. 3. Старик прогнал Жучку. 4. Медведь, волк и лиса хотели проводить Снегурочку 5. Снегурочка потерялась в лесу. 6. Лиса украла кур. Самопроверка: 6, 3, 2, 5, 4, 1 Выборочное чтение по готовому плану. Лиса украла кур. Старик погнал Жучку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Снегурочка в лесу потерялась. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Жучка нашла Снегурочку | Восстанавливают содержание. Осуществляют выборочное чтение по готовому плану | Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа | ||
V. Итог | – С каким произведением познакомились? – Кто автор сказки? – Что узнали об авторе сказки? – Какие трудности возникли? – Что было непонятно? | Отвечают на вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Осуществляют самоконтроль | ||
Домашнее задание | Подготовить краткий пересказ по картинному плану в тетради (с. 66), придумать сказочную историю о Снегурочке и проиллюстрировать (по желанию) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ.
И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЗИМА В ЛЕСУ»
Тип урока: урок открытия нового знания | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу», обучения анализу, сравнению, формулировке выводов, коллективной работе (в парах, группе); способствовать формированию умения работать с текстом, развитию коммуникативных компетенций, творческого воображения и художественного вкуса; совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения; обогащать словарный запас; создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: делят текст на части, пересказывают по готовому плану | Метапредметные: познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают правильность выполнения действия; коммуникативные: слушают и понимают речь других | Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника |
Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг И. Соколова-Микитова; картинки с изображением животных, их следов; карточки с ладошками |
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- | Формируемые способы | ||
I. Организация начала урока | Прозвенел звонок, начался урок. На уроке тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры В вестибюли, в коридоры. Нам урок пора начать И заданье проверять | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе | ||
II. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания . Сочинение «Зима» | Зачитывают мини-сочинения | Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности | ||
III. Актуализация знаний | Прозвенел давно звонок. Продолжаем мы урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно в лес – Чудеса посмотреть. – Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. – Откройте глаза. Куда мы с вами сейчас перенеслись? – Не эту ли картину вы увидели с закрытыми глазами? На доске – картинка «Жизнь животных зимой в лесу». – Что мы можем увидеть в лесу зимой? – Отгадайте, чьи следы можно увидеть в лесу на снегу. Вам необходимо найти на доске картинку-отгадку. | Отвечают на вопрос. – Сугробы, деревья, следы. Отгадывают загадки | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа Умеют оформлять свою мысль в устной речи | ||
IV. Постановка учебной задачи | – Давайте познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Узоры на снегу». Писатель очень любил природу, изучал ее и свои наблюдения отразил в рассказах | Внимательно слушают, рассматривают выставку книг | |||
V. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя о И. Соколове-Микитове | Рассказ о писателе. Демонстрация его портрета | Внимательно слушают учителя | Формулируют ответы Владеют навыками осознанного чтения | ||
2. Первичное чтение | – Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своем произведении «Зима | ||||
3. Беседа по содержанию прочитанного | – О каком времени года рассказал автор? – Где мы сейчас с вами побывали? – Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу? – А почему не видно следов медведя? | – В зимнем лесу. Отвечают, опираясь на картинки на доске | |||
4. Словарная работа | Пороша – свежий слой выпавшего вечером или ночью снега. Горностай – небольшое хищное животное. Натропил – оставил много следов. Просека – узкая полоса дороги в лесу. | Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю | Владеют навыками работы со справочной литературой | ||
Физкультминутка |
| Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
5. Работа по составлению плана рассказа | – Понравился ли вам рассказ? – Что вас удивило? – К какому жанру относится данное произведение? – О чем этот рассказ? – Какие животные встретились в лесу? – Какую картину зимы нарисовал писатель? – Сколько здесь смысловых частей? 1-я часть. – Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту. – Кто испытывает в осеннем лесу трудности и почему? Прочитайте. – Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте. – Озаглавьте 1-ю часть рассказа. 2-я часть. – Какие непонятные слова вам встретились? – Зачем охотник отправился в лес? – Кого увидел охотник в лесу? – Как озаглавим 2-ю часть рассказа? 3-я часть. – Кому комфортно зимой в лесу? – Как медведь готовился к зиме? – Как чувствует себя медведь в берлоге? – Озаглавьте 3-ю часть рассказа | Отвечают на вопросы. Читают по цепочке. Составляют план по ходу чтения. – «Первый снег». Применяют «жужжащее чтение». – «Следы на снегу». Читает хорошо читающий ученик. – «Медвежья квартира» | Осуществляют логическую операцию – анализ объектов с целью выделения признаков. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | ||
6. Обобщающая беседа | На доске иллюстрации с изображением животных и их следов. – Чьи следы мы увидели на снегу? – Найдите и зачитайте, как в лесу натропил зайчишка. – Найдите следы зайца. Рассказывает о зайце. – Заяц так много бегал, что протоптал тропу. Зайцы бегают по своей тропе, никогда не забегая на чужую. Свою тропу они метят и определяют ее по запаху. – Чьи следы нам еще встретились? – Найдите и прочитайте, как по лесу пробежал горностай. – Как по лесной опушке ходит старый лис? Найдите – Найдите следы старого лиса. – Как прошли разбойники-волки? – Как прошли лоси? | Отвечают на вопрос. Выполняют задание. След зайца прикрепляют под изображением зайца. Внимательно слушают | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы | ||
VI. Итог урока. Рефлексия | – Расскажите, что нового узнали на уроке. – Какое произведение читали? – Что вы можете сказать о И. Соколове-Микитове? – Смог бы он написать этот рассказ, не посещая лес? – Зачем человек часто ходит в лес? – Только любовь к природе, животным, ее глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения. – Чьи следы встретились в рассказе? – У каждого на столе лежат несколько ладошек. Если вам понравился урок, прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет – красные | Отвечают на вопросы учителя. – Заячьи, лисьи, волчьи, лосиные, горностая | Выделяют и осознают то, что уже усвоено | ||
Домашнее задание | Пересказать текст (с. 128–129) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом |
Приложение
Загадки
1) Он за модой не следит, На показах не сидит, Но, как сменится сезон, Поменяет шубку он – Серую, немаркую На белую и яркую, Модницам на зависть. Кто он? Это … (заяц). | 2) На овчарку он похож, Что ни зуб – то острый нож. Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) |
3) Это животное – в рыжей шубке, с узкой мордочкой и пушистым хвостом. (Лиса.)
4) Следующее животное отгадайте по описанию: «Стоит великан леса у дерева, тянется за молодыми побегами. А на голове огромные рога, словно куст ветвистый». (Лось.)
5) А этого красивого зверька с ценным белым мехом и хвостом с черным кончиком зовут... (горностай).
Рассказ об И. С. Соколове-Микитове
Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник, он родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».
В I мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.
Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвященные природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр – «На камушке», «Заря-заряница» – с народными традициями и фольклором.
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛЫЕ ПЕРЫШКИ»
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами сказок (литературная (авторская), народная), жанрами фольклора | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: выделяют признаки сказки; правильно называют произведение; сравнивают народные сказки; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей | Метапредметные: познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме | Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Образовательные ресурсы: загадки; сведения о лебеде, глухаре; изображения птиц |
ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы | ||
I. Организация начала урока | Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Ни минуты не теряем И работать начинаем | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу | ||
II. Постановка учебной | – Отгадайте загадки:
На доске изображения птиц. – Сформулируйте тему, задачи урока/ – Сегодня мы будем работать со сказкой. Мы будем читать сказку про птиц: удивительно умных, не просто красивых, а грациозных и очень верных друг другу. Кто же эти птицы? Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас в лесах, мы поговорим сегодня. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. | Отгадывают загадки. Рассматривают иллюстрации. Прогнозируют содержание урока | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют оформлять свою мысль в устной речи | ||
III. Работа 1. Первичное чтение сказки учителем | – Послушайте произведение «Белые перышки» | Внимательно слушают | |||
2. Первичное восприятие | – Понравилось ли вам произведение? – Какое чувство вызвало? | – Волнение, тревога, печаль | |||
3. Модели- | – Подумайте, к какому жанру относится произведение, и составьте модель обложки | Работают с моделями обложки | Используют знаково-символическое представление информации | ||
4. Чтение сказки | Внимательно слушают | ||||
5. Беседа по содержанию | – Что в этой сказке может быть правдой? Есть ли в ней реальные факты? Что придумано? – Какими словами начинается сказка? Какое сравнение показывает читателю, насколько было холодно зимой? – Кто выжил после этой зимы? – Почему глухарь собрался лететь в теплые края? – Кто-нибудь из вас видел стаю летящих птиц? Рассказ о перелете птиц, косяке (возглавляют – Что такое косяк? – Как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? – А вы бы его пожалели? | – «Зима в тот год была холодная. – Организованная стая | |||
Физкультминутка | – Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте Лебеди летят, крыльями машут. (Ходьба на месте с подниманием рук вверх и вниз.) Прогнувшись под водой, (Наклон вперед, руки в стороны.) Качают головой. (Повороты головой.) Гордо и прямо умеют держаться (Выпрямиться, руки за спину.) Тихо, бесшумно (Руки вниз – потянуться вверх.) На воду садятся (Сели.) | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
6. Беседа после самостоятельного | – Какая беда произошла с глухарем? – К кому он обратился за помощью? – Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря? – Какие качества проявили лебеди, не оставив глухаря в беде?
– Каким был глухарь? – Как лебеди помогли глухарю? – Чем закончилось путешествие глухаря? | – Добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые. – Настойчивый, терпеливый, | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют оформлять свою мысль в устной речи | ||
7. Аналитическое чтение | – Сколько в сказке абзацев? – Вспомните, в каком темпе, с какой интонацией надо читать начало сказки? – Как развиваются события дальше? – Как будем читать обращение глухаря к лебедям? – С какой интонацией будем читать слова лебедя? – В какой момент глухарь обрадовался? – Как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками? – Что изменилось в поведении птиц? С какой интонацией будем читать их слова? – А как прочитаем прощальные слова? | – Шесть. – Плавно, спокойно. – Лебеди собираются лететь на юг, – Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближения зимы. – Лебеди не боятся зимы, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно. – Когда лебеди решили взять его – С грустью, так как они прощаются с друзьями. – Глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией его усталость. Лебедь заволновался, его слова читаем с волнением. – С грустью, волнением | |||
8. Самостоятельная | – В рабочей тетради на с. 23 разгадайте кроссворд «Птицы» и раскрасьте рисунки | Выполняют задания | |||
IV. Итог | – Какие задачи мы ставили в начале урока? – Выполнили их? – Кто автор сказки? – Чем отличается авторская сказка от народной? – К какому жанру она относится? – Почему это сказка? – С каким произведением мы с вами познакомились? – Отчего у глухаря глаза и брови красные? Белые перышки на крыльях? – Прочитайте: • Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. – Чему научила вас эта сказка? – Прочитайте основную мысль сказки. • Умей преодолевать трудности! – Что на уроке понравилось? – С какими трудностями столкнулись? | – Познакомиться с произведением, прочитать выразительно. – Правильно рассчитывать свои силы. Надо верить в лучшее, уметь преодолевать препятствия. Делятся впечатлениями об уроке, говорят, что понравилось, что было трудным | Выделяют и осознают то, что уже усвоено Проявляют способность объективно судить о причинах своих успехов, | ||
Домашнее задание | Читать сказку «Белые перышки» целыми словами; выполнить в рабочей тетради на с. 22 задания 1, 2; проиллюстрировать сказку | Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.
СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Х.-К. АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»
Тип урока: урок открытия нового знания | ||
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», для развития навыков чтения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться иллюстрировать отдельные эпизоды произведения | Метапредметные: • познавательные – слушают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; • регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; • коммуникативные – составляют небольшие устные монологические высказывания, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, «удерживают» логику повествования | Личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы |
I. Организационный момент. Сообщение темы урока | – Вам дарили на праздник книгу? Расскажите об этом. – Послушайте, какой случай произошел однажды. «…Все ждали веселого праздника. Вот и наступил Новый год. В доме зажгли елку. Около елки лежал подарок от мамы. Это были сказки Андерсена. Я сел под елку и открыл книгу. В книге было много цветных картинок. Я осторожно перелистывал страницу за страницей, рассматривал их. На картинках сверкали, переливались стены снежных дворцов. Дикие лебеди летели над синим морем. Оловянные солдатики стояли на часах. В руках у них были длинные ружья. Я начал читать книгу и почти забыл о нарядной елке…» (По К. Паустовскому.) – Какая книга так увлекла маленького писателя? Какие сказки этого сказочника вы знаете? – Какие вы прочитали сами? Чем они вам нравятся? – В сказках Андерсена волшебное соседствует с реальным. Сегодня я буду читать вам сказку Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | |
II. Работа по теме урока. Работа со сказкой Моделирование обложки | Чтение сказки и работа по вопросам. – Что я вам читала? Правильно, это сказка. Нарисуем на листочке «заместитель». – О чем это сказка? – Это фантазия? Каким цветом раскрасим круг? – Кто автор этой сказки? Впишите фамилию в верхней части листа. Как называется сказка? Где на модели размещается заголовок? Нарисуем на листочке в нижней части рамочку. – Расскажите по модели о произведении, которое вы слушали. «Сказки смешили и радовали. Сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое…» (Х.-К. Андерсен.) – Постарайтесь понять настроение автора | Слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы. – Круг. – О приключениях оловянного солдатика. – Да. Синим | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Моделировать обложку, используя «заместители» и алгоритм учебных действий |
Повторное слушание, беседа | – В каком настроении вы остались после чтения? Почему вам стало грустно? Кто передал вам эту грусть? Что случилось с оловянным солдатиком? Какое путешествие он совершил? Кто мешал солдатику? Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? Как заканчивается сказка? Просмотр фрагмента мультфильма «Стойкий оловянный солдатик» (по тексту – последняя глава). «…На другой день горничная выгребла из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко…» | Читать про себя (смысловое (изучающее) чтение текста сказки). – Автор | Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
Выполнение заданий в учебнике и тетради | Выполнение заданий в рабочей тетради по теме урока | Выполняют задания по учебнику и в тетради | Осуществлять самоконтроль деятельности |
Инсценирование отрывка сказки | Солдатик. Прекрасная балерина! Вы так замечательно танцуете! Балерина. Спасибо. А вы кто? Солдат? Солдатик. Да, только не настоящий. Балерина. А какой? Солдатик. Игрушечный. У меня много братьев. Все мы – сыновья одной оловянной ложки, из которой нас и отлили. А меня отливали последним, поэтому олова немного не хватило. Балерина. А вы любезны… Солдатик. Я хочу вас предупредить. Вас преследует злой тролль. Он и сейчас подслушивает наш разговор. Балерина. Что вы говорите?! Солдатик. Посмотрите – вот он вылез из табакерки. Балерина. Ой! Тролль. Что, испугалась? Я наряжу тебя в золото и жемчуга, и ты будешь танцевать только для меня. Не водись с этим солдатишкой! Балерина. Мерзкий тролль, уходи! Тролль. Ну, подождите! Я отомщу вам обоим. – Понравилось? Смогли ребята передать характеры персонажей? | ответы учащихся | Проявлять индивидуальные творческие способности в инсценировании |
Рассказ учителя | – Посмотрите на карту. Маленькая северная страна с трех сторон окружена морем. Это Дания. В ней жил и писал величайший сказочник мира – Ханс Кристиан Андерсен. Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875) написал сказок больше, чем любой другой сказочник мира. Биографы Х.-К. Андерсена рассказывают такой случай: находясь в поездке по Шотландии, он как-то раз забыл в гостинице свою трость. Хозяин гостиницы привязал к трости записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» – и отнес трость на почту. И почта доставила без указания адреса забытую вещь ее владельцу, потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого удивительного человека. Родился он в бедной семье сапожника. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, а также ящик с землей, в котором густо разрастался лук. Андерсен еще в детстве стал придумывать сказки и стихи. Он всегда стремился учиться, но из-за бедности начал обучаться в гимназии, лишь когда ему было уже 18 лет. Каждая сказка Х.-К. Андерсена – это своеобразная сокровищница, полная глубоких мыслей о том, каким должен быть человек и какую жизнь он должен прожить. Для самостоятельной работы: найти книгу со сказками Х.-К. Андерсена; прочитать любую сказку (по желанию) | Слушают сообщение учителя о писателе. Проявляют интерес к чтению книг автора на основе иллюстрации на обложке | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Викторина | • Возлюбленная оловянного солдатика. Как называется сказка? Назовите других героев. • Герой русской сказки, который ловил рыбу на хвост. Как называется сказка? Назовите других героев. • Герой сказки В. Сутеева, в лапах которого любая палка становилась выручалочкой. Как называется сказка? Назовите других героев. – Какие герои вам особенно понравились, расскажите о них | Отвечают на вопросы викторины. – Балерина. – Волк. – Ежик; Заяц, Волк | Осуществлять самоконтроль деятельности |
III. Подведение итогов урока. Рефлексия | – Герой какой сказки был не таким, как все его братья? Кто автор сказки «Стойкий оловянный солдатик»? Чему учит эта сказка? | – Сказки Андерсена учат доброте, любви, человечности. Для каждого человека знакомство со сказками Андерсена – праздник | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ».
НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ И БУРЫЙ МЕДВЕДЬ»(дополнительное чтение)
Тип урока: урок открытия нового знания | ||
Педагогические задачи: способствовать формированию умения работать с художественным произведением, развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, обогащению словарного запаса; содействовать воспитанию бережного отношения к животным | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: различают реальное и вымышленное в произведении; сравнивают литературные сказки; пересказывают сказки от лица одного из героев, сравнивают сказки разных народов | Метапредметные: познавательные: структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляют сравнение сказок разных народов; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни |
Образовательные ресурсы: иллюстрации к русским народным сказкам; образец обложки; листы формата А5, цветные карандаши; круги из бумаги |
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- | Формируемые способы | ||
I. Организация начала урока | Закончилась перемена, Прозвенел звонок. И мы начинаем Чтения урок. Тихо сели за свои парты | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности | ||
II. Проверка задания. 1. Викторина «Сказки водят хороводы» | – Проверим, знаете ли вы русские народные сказки. 1. В некотором царстве, в некотором государстве, жил 2. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками… («Иван-царевич и Серый Волк».) 3. В некотором царстве в давние времена жили-были 4. Жил-был старик, у него были три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить – По какому признаку их можно объединить в одну – С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? | Внимательно слушают и отвечают на вопросы. – Русские народные сказки. – «Журавль и цапля» | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру | ||
2. Пересказ русской народной сказки «Журавль и цапля» | – При пересказе используйте выученную присказку | Пересказывают, оценивают работу друг друга | |||
III. Постановка учебной задачи | Добро и зло в стране чудес – Как и везде – встречаются, Но только здесь они живут на разных берегах. Здесь по дорогам разные истории скитаются И бегают фантазии на тоненьких ногах. – Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке. – Сформулируйте цель нашего урока. – Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Зимовье зверей». – Найдите в словаре значение слова зимовье. – Отгадайте загадки. (См.приложение № 1.) – О ком эти загадки? – На какие две группы можно разделить животных? – Где они живут? | – О сказке. – Работать над сказкой, учиться читать правильно, выразительно. – Зимовье – место, где зимуют люди (здесь – животные). Отгадывают загадки. – О животных. – Домашние и дикие. – Дикие живут в лесу, домаш-ние – дома | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания; прогнозирование. Высказывают предполо-жение. Умеют строить речевое высказывание | ||
IV. Работа 1. Словарная | Армяк, кафтан – старинная русская мужская одежда. (Избу) рубить – строить из бревен. Осаживать – здесь – бить. Подполье – подвал, помещение под полом. Ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой ставят в печь горшки и чугуны. Щепу драть – снимать. (Столбы) тесать – делать ровными. Конопатить – затыкать дыры | Работают со словарем | Осуществляют поиск | ||
2. Чтение произведения | Читает сказку | ||||
3. Моделирование обложки | – Вы прослушали произведение, а теперь на листочках сделайте модель обложки к данному произведению. – Проверьте выполненную работу. Вопросы: – Что вы слушали? – О ком эта сказка? – Кто автор этой сказки? – Как она называется? | – Сказку. – О животных. – Русский народ. – «Зимовье зверей» | |||
Физкультминутка |
| Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
4. Работа | – Определите тему сказки. – Понравилась ли вам сказка? – Перечислите героев сказки. – Почему домашние животные оказались в лесу? – Подумайте, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? – Как жилось зверям зимой? – Кто нарушил счастливую жизнь? – Кто оказался победителем и почему? | Отвечают на вопросы | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру | ||
5. Повторное чтение сказки по цепочке | |||||
6. Составление плана сказки | Записывает план на доске: 1. Побег из дома. 2. Летом в лесу. 3. Жизнь в избушке. 4. Незваные гости. – Какая из пословиц подходит к сказке? Обоснуйте свой выбор. • Старый друг лучше новых двух. • Без беды друга не узнаешь. • Дружбой дорожи, забывать ее не спеши. • Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь. • Не мил и свет, когда друга нет. • Без друга на сердце вьюга. • Легко друзей найти, но трудно сохранить. • Дружбу помни, а зло забывай! | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | |||
V. Итог урока. Рефлексия | – С каким жанром работали на уроке? – Чему учит прочитанная сказка? – Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. – Чья работа и почему вам понравилась больше всего? – Что на уроке понравилось? – С какими трудностями столкнулись? | Делятся впечатлениями об уроке. Задают вопрос однокласснику | Умеют строить речевое высказывание, оформлять свои мысли Проявляют способность объективно судить о причинах своих успехов, осуществляют рефлексию своих действий | ||
Домашнее задание | Читать сказку «Зимовье зверей» выразительно | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу |
Приложение № 1
Загадки
1) Молоко пьет, песенки поет, Чисто умывается, с водой не знается. (Кошка.) 2) Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.) 3) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.) | 4) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк.) 5) Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посредине – спинка, А на спинке – щетинка. (Свинья.) | 6) Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) 7) С бородой, а не мужик, С рогами, а не бык. (Козел.) 8) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....