Этап урока | Сценарий урока | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - К какому уроку приготовились? - Чем необычно расположение парт в классе? - Как мы будем сегодня работать? Учитель организует повторение правил работы в группах: - умей выслушать каждого;
- уважай собеседника;
- приди к единому мнению;
_ добивайся успеха
| - самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | - Дети сравнивают модели обложек, на которых с помощью «заместителей» обозначены жанр и тема произведения.
В чем различие этих обложек? (Жанр произведений.) - Что объединяет данные произведения? (Произведения о природе)
- Какие произведения мы читали по этой теме? (Обучающиеся вспоминают произведения, изученные в 1 классе)
| - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение необходимой информации из каталога книжек-самоделок (П);
- построение речевого высказывания (П);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
|
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) | - А с какими произведениями мы будем сегодня работать? Как определить?
- Откройте учебник на с. 40.
- Прочитайте фамилию автора.
(С. Маршак) - Прочитайте заголовок. (Апрель)
- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель: 1. Познакомиться (с интересными сведениями из биографии С. Маршака).
- Учиться (выразительно читать произведение).
3.Проанализировать (новое произведение). - Сегодня на уроке вы, действительно, познакомитесь с произведением о весне, научитесь читать его выразительно. - Кому знакома фамилия автора? - С какими произведениями мы уже знакомы? (Ответы детей.) Учитель знакомит учащихся с некоторыми интересными сведениями из биографии С. Маршака
| - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | - К нам сегодня в гости снова заглянула весна. Почему? (Мы читаем произведения на тему «Читаем о родной природе»). - Каждому весна открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в весне что-то свое: ведь осень – это и радостная, солнечная, яркая пора. Весна – замечательное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром весну поэтично называют «утром года». - Назовите весенние месяцы. Отгадайте, о каком весеннем месяце сегодня будем читать. Яростно река ревёт и разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, И медведь в лесу проснулся. В небе жаворонка трель, Кто же к нам пришёл?... (Апрель) - По каким приметам вы догадались, что это апрель? Первичное восприятие произведения учащимися. - Что вы слушали? Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось? Какое настроение оно у вас вызывает? - Найдите и прочитайте фамилию автора и заглавие, назовите произведение. Словарная работа Прежде, чем начнём читать новое произведение, выясним значения слов, которые мы мало употребляем в речи, но встретим в тексте (валежник) - Как надо читать стихотворение? Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. - Подумай, о чём это стихотворение? - Подтверди ответ словами из текста произведения. - Прочитай ещё раз стихотворение и назови созвучные слова (рифмы). | - смыслообразование (Л); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой
и точностью (К) |
5. Реализация построенного проекта | - Какие картины весенней природы рисует С. Маршак? (В апреле выходят из берлог медведи, вылезают из нор барсуки. На заре весело распевают скворцы, но особенно хороши песни жаворонка). Звучит запись голоса жаворонка, затем романс М. Глинки «Жаворонок» Заворчал апрель… Снег повсюду тает, Торопливая капель бусы с крыш роняет. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| - Почему автор назвал произведение «Апрель»? (Автор описывает приметы прихода апреля) - Какие слова используются автором, чтобы создать образ весенней природы? Дети крепят на доску карточки – действия: Звенит (капель)) Бегут (ручьи) Выйдут (муравьи) Пробирается (медведь) Стали петь (птицы) Расцвёл (подснежник) Выявление первичного восприятия произведения Постановка проблемного вопроса: - Что происходит в природе с приходом апреля? - Какое настроение вызвало это произведение? Нам было весело или грустно? (весело, потому что побежали ручьи, зазвенела капель, проснулся медведь, птицы стали петь весёлые песни) Физ - минутка
| - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Назовите автора произведения. Назовите заголовок. Назовите жанр произведения: рассказ, сказка, стихотворение? Дети говорят, что это – стихотворение. Самостоятельное моделирование обложки.
Самопроверка.
| - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- моделирование, преобразование модели (П)
|
8. Включение в систему знаний и повторение | Работа в группах. - Какие стихи о весне вы знаете? - Прочитайте и проиллюстрируйте данное на карточке стихотворение. КАРТОЧКА Весна Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая И ручьями слезы льёт. (Дети работают в парах под музыку А. Вивальди «Времена года»).
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л)
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - У кого из вас весна – любимое время года? За что вы любите весну? - Для человека весна – это обновление жизни, это вечная молодость, обновление природы. - Что каждый из вас открыл для себя нового сегодня на уроке? Четвёртый месяц как шагнёт – Так с треском лопается лёд! Какое явление природы, характерное для апреля упомянуто в загадке? Какие ещё явления можно наблюдать в апреле? - Наш урок подошел к концу. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Для вас я приготовила сюрприз – закладки в виде солнышек. Продолжите предложение: На уроке я узнал… Мне больше всего понравилось…. Какое затруднение у вас возникло? Домашнее задание по выбору: 1)учебник с. 40 - 41 выразительное чтение или выучи наизусть; 2) подобрать пословицы и поговорки, загадки о весне.
| - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- следование
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|