Конспект урока и презентация "Басни Михалкова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намек…». Басни С. В. Михалкова для детей.
Цель урока:
Познакомить с баснями – сказками С.В. Михалкова;
Задачи урока:
- Учить выразительному чтению произведений и умению выражать своё отношение к героям произведений.
- Развивать внимание к художественному слову и учить понимать образный смысл произведений.
- Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
- Побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, мультимедийная установка.
Для учащихся: листы с произведениями Михалкова, геометрические фигуры разного цвета.
Предварительная подготовка: инсценировка басни «Волшебное слово», заучивание стихов, краткой биографии писателя (индивидуальное задание).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент. | (Стих С.В. Михалкова «Как бы жили мы без книг») читают дети. | Ты представь себе на миг, | Умение выразительно читать стихи. |
2. Вводная беседа | - Ребята, а кто дарит нам такое разнообразие детских книг? Слайд 2. - Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили? Расскажите о нём. Слайд 3. - 13 марта у Сергея Михалкова юбилей - 100 лет. - В каком году родился? | - Писатели - Поэты Сказки пишут... (сказочники) (переводчики). (драматурги). Серге́й ВладимировичМихалков родился 28 февраля1913 в Москве. Советскийрусский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимновСоветского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей. Кто не слышал это замечательное, доброе, смешное и трогательное произведение С.В.Михалкова. Стихи, сказки, басни Сергея Владимировича читает уже не одно поколение. С ними росли ваши дедушки, бабушки, мамы, папы, вы, дорогие ребята. И совсем еще крошечные детки, которые не умеют читать, а уже знают и любят дядю Степу. И сегодня мы собрались поговорить о творчестве великого мастера пера – С.В.Михалкова. (1913г.) (В Пятигорске). («Про Фому», «Дядя Степа») | Умение вести диалог, монолог, отвечать на вопросы, рассуждать, логически мыслить. Знать жанры литературных произведений, уметь их распознавать. Знать фамилии авторов детских произведений и их краткую биографию, профессии людей. |
Постанов ка цели | - На уроках чтения вы уже многое узнали о творчестве, В. Михалкова. Познакомились со многими его стихотворениями. А еще он пишет басни и сказки. Сегодня мы откроем страничку сказочного творчества Михалкова. - Вспомните, какая присказка обычно используется в русских народных сказках? - Это тема нашего урока. Слайд 4. - Сформулируйте цель урока.
| - Сказка ложь, да в ней намек, - Познакомиться с баснями Сергея Михалкова. | Уметь определять тему урока, ставить цель. Знать элементы композиции сказки. |
Работа над темой | 1) - Вспомните, какие сказки о животных вы знаете? - А давайте-ка, ребята, Викторину проведем. 1.Кто этот упрямец? Трусы и рубашка лежат на песке, Упрямец плывет по опасной реке. 2. У кого? Нос распух, не видно глаза, Перекошена щека, И, впиваясь, как игла, На хвосте жужжит пчела. 3. Говорят ему в кино, Вы, товарищ, сядьте на пол. Вам, товарищ, все равно. 4. И живет он в новом доме, Не готовый ни к чему. Ни к тому, чтоб стать пилотом, Быть отважным моряком, Чтоб лежать за пулеметом, Управлять грузовиком. Он растет, боясь мороза. 5. Что искала старушка? Ищет бедная старушка За подушкой, под подушкой, С головой залезла Под матрац, под одеяло, Заглянула в ведра, в крынки, В боты, валенки, ботинки, Все вверх дном перевернула, Посидела, отдохнула, Повздыхала, поворчала. И пошла искать сначала. 2) - Сегодня мы познакомимся с несколькими баснями. Басня «Жадный заяц» лежит на ваших столах. Вы будете читать по плану, написанному на доске. Слайд 6. 1.Прочитать текст. 2.Обсудить прочитанное в парах, определить главную мысль сказки. 3. Ответить на вопросы на доске. Вопросы:
Проверка. 3) - Ребята из нашего класса приготовили нам инсценировку сказки. - Показ инсценировки сказки «Волшебное слово». Проверка. 4) Басню «Заячье горе» нам расскажет один из ребят. Послушайте внимательно и подумайте, чему учит эта басня. - Почему басню назвали «Заячье горе»? Чему завидовали Заяц и Черепаха? Чему учит басня? Какой вывод можно сделать? 5) - Со следующей басней мы познакомимся, посмотрев мультфильм. Может быть кто-то из вас уже знаком с ней. Она называется «Заяц - Симулянт» (мультфильм находится на видео на 5.20 минуте) - Как вы понимаете слово «симулянт»? Слайд 7. - Какие черты характера высмеивает Михалков в этой басне? - Чему учит нас? - Поработайте в группах Выберите любую басню, которая вашей группе больше всего понравилась и попробуйте переделать её. Как по вашему там должны развиваться события, если представить, что герои не обладают теми плохими качествами, которые высмеивает Михалков? Слайд 8. | - Лиса, медведь, заяц. - Лиса хитрая, заяц трусливый, медведь неуклюжий, глуповатый, добрый. - «Фома» - «Щенок» - «Дядя Степа» - «Про мимозу» - «Где очки?» Дети работают в парах. Дети инсценируют сказку «Волшебное слово» Дети работают в парах. Чтение басни наизусть подготовленным учеником. Дети отвечают на вопросы. - Не надо завидовать другим. Просмотр мультфильма. - Симулянт обманывает, сказывается больным, хотя на мамом деле у него ничего не болит. - Михалков высмеивает обманщиков, тех, кто притворяется, что болен, лентяев. - Быть симулянтом плохо. Правду всё равно узнают. Дети составляют рассказы и представляют их всему классу. | Знать - сказки о животных, их отличительные особенности. - поэтические произведения С. Михалкова. Уметь - определять характерные черты животных из сказок. - работать самостоятельно, в парах и группах, инсценировать прозаическое произведение, выразительно читать наизусть. - вести диалог, грамотно отвечать на вопросы, самостоятельно работать по плану. - выделять главное, мораль басни, делать выводы. - определять лексическое значение слов. - составлять рассказ. |
Итог урока. Рефлексия | – Мы познакомились с 4 баснями С. Михалкова. | Дети рассуждают. | Уметь делать выводы, рассуждать, анализировать. |
Домашнее задание. | - У Михалкова очень много басен. Прочитайте некоторые из них по своему выбору. | Самостоятельно по своему выбору читать литературные произведения. |
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
- Теперь я сильнее всех! - сказал однажды Заяц.
- Ну уж и сильнее? - усомнилась Зайчиха.
- Не веришь? Хочешь, я сейчас Кабану пинка дам?
- Одумайся! - испугалась Зайчиха.
- Ничего он мне не сделает! Я такое волшебное слово знаю!
Подошел Заяц сзади к Кабану и дал ему пинка. Рассвирепел Кабан. Обмерла
от страха Зайчиха, глаза закрыла... А Заяц спокойно лег на землю, лапки
кверху поднял и закричал:
- Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
Задумался Кабан... Ладно, коли так... Не тронул Зайца, отошел.
- Во! Видала?! - сказал Заяц Зайчихе.
- Герой! - даже задохнулась от восторга Зайчиха. - Герой!!!
Совсем обнаглел Заяц. Ходит с Зайчихой по лесу, всем направо и налево
пинки раздает... И ничего! Помогает волшебное слово!
Вот шли они как-то опушкой, видят: сидит Медведь на пеньке, морковку
ест.
- Как мне хочется морковки... - мечтательно сказала Зайчиха.
- Морковки? Сейчас будет!
Подошел Заяц к Медведю, дал ему пинка и вырвал морковку.
Промолчал Медведь, только поднялся на задние лапы и взял прут.
- Стой! - закричал Заяц, повалившись на землю и поднимая кверху лапки.
- Стой! Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
- Знаю, - сказал Медведь. - А я тебя бить и не собираюсь. Я тебя
высеку!..
И высек. Пребольно высек на глазах у Зайчихи.
Стыд-то какой!
ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ
Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться.
Раздобыл большую кадушку.
Пошел в лес. По пути Медведя встретил.
- Куда ты, Косой?
- За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел.
- Возьми меня с собой.
- Не возьму! Мне одному мало будет.
- И пчелкам ничего не оставишь?
- А зачем им? Они себе еще насобирают...
Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела.
Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел!
Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес.
- Больно ты, Косой, бессовестный, - сказал Медведь. - Пошел бы ты за
медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый!
- Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят!.. - простонал
Заяц.
Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу
сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца
искусали.
- Все дело ты мне испортил! - сказал Медведь Зайцу. - Не полезь ты к
ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули... Вот что значит
жадность!
Басня Заячье горе Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было. Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! - думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги - и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе! И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки пишут... Басни пишут... Переводят с других языков ... Театральные пьесы пишут ... Статьи в газеты и журналы пишут... баснописцы с казочники п ереводчики д раматурги журналисты
Сергей Владимирович Михалков
Сказка ложь, да в ней намек…
План: 1.Прочитать текст 2.Обсудить прочитанное в парах, определить главную мысль сказки 3. Ответить на вопросы на доске Вопросы: Назови главных героев сказки ? Опиши характер героев Назови черту характера Зайца , которая тебе не понравилась Как бы ты поступил на месте медведя ? Какова главная мысль сказки ?
Жадный заяц Водшебное слово Заячье горе заяц-симулянт
Сказка ложь, да в ней намек…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект урока, посвящённого творчеству С.В.Михалкова
«Поэт из страны детства»....
план-конспект урока С. Михалкова "Мой щенок"
план-конспект урока С. Михалкова "Мой щенок" 2 класс чтение фГОС...
Конспект урока литературного чтения "Творчество С. В. Михалкова" 4 класс
Тема урока: « Творчество С.В.Михалкова»....
Конспект урока по чтению в 3 классе (8 вид) по теме:" Знакомство со стихотворением С. Михалкова "Зяблик"".
Материал предназначен для проведения урока чтения в 3 классе по программе 8 вида....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305721-1610905938.jpg)
Конспект урока литературного чтения 1 класс С. Михалкова «Сами виноваты» , УМК «Перспектива»
Тема: «Сами виноваты ». Цели деятельности учителя: ознакомление со сказкой С. Михалкова «Сами виноваты»; развитие речи и творческих способностей через инсценирование сказ...