«Откуда есть пошла славянская письменность»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Ведерникова Виктория Сергеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.61 МБ
Файл конспект42.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История славянской письменности

Слайд 2

Чем отличается азбука от алфавита? Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Слово « азбука » произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово « алфавит » происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Слайд 3

Повесть временных лет

Слайд 4

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Фессалоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий . Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава послать « учителей, которые бы могли рассказать о книжных словах и о смысле их». И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. Кирилл и Мефодий

Слайд 5

Глаго́лица — одна из первых ( наряду с кириллицей ) славянских азбук . Предполагается , что именно глаголицу создал славянский просветитель св . Константин ( Кирилл ) Философ для записи церковных текстов на славянском языке .

Слайд 6

Глаголица и кириллица Древнейшая надпись, обнаруженная в Болгарии: она сделана глаголицей (вверху) и кириллицей.

Слайд 7

Письмена на бересте

Слайд 8

Кириллица

Слайд 9

Устав Полуустав

Слайд 10

Скоропись Остромирово Евангелие, 1057 год

Слайд 11

Азбучная молитва

Слайд 12

Славянская азбука

Слайд 14

Отгадайте загадки о буквах алфавита 1.Чего нет в России, найдётся в Москве, нет в Петербурге, а видно в Неве? В 2. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного. О 3. Что стоит между дверью и стеной? И 4.В старости я один раз встречаюсь, в молодости – три раза, в огне не сгорю и в воде не потону. О

Слайд 15

Лингвистические задачи В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i , например: п i анист , ближн i й , здан i е, милл i он, Мар i я . Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий ? (А) i юнь , син i й (Б) июнь, син i й (В) i юнь , синий (Г) i юнь , с i н i й (Д) i юнь , с i ний

Слайд 16

В одном из сочинений писателя 19 века М. Н. Загоскина читаем: “Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол”. Что означает здесь слово покоем ? (А) без спешки (Б) чтобы всем было уютно и удобно (В) для поминок (Г) в виде буквы П (Д) длинной скатертью

Слайд 17

Древнерусские буквицы – свидетельство уважения к книге

Слайд 18

Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры .

Слайд 19

24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры. Москва



Предварительный просмотр:

МБОУ Коноваловская СОШ

«Откуда есть пошла славянская письменность»

История славянской письменности

(Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры)

Выполнили: Петухова С.Н.

Ведерникова В.С.

                               

slav_pism

                                                                   

Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (тексты для перевода, пословицы), интерактивная презентация.

Оформление: на доске написана тема урока, изображения (старинных книг, старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия) на листах А4, весь ход урока сопровождается интерактивной презентацией (презентация содержит теоретические сведения и материал лингвистического характера; состоит из двадцати пяти  слайдов, на последнем указаны источники). 

Предварительная подготовка:  рекомендации по подготовке и оформлению сообщений учащимся.

                                                            Ход урока.

  1. Вводная часть.

                   СЛОВО 

Молчат гробницы, мумии и кости, - 
Лишь слову жизнь дана: 
Из древней тьмы, на мировом погосте, 
Звучат лишь Письмена. 

И нет у нас иного достоянья! 
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 
Наш дар бессмертный - речь. 

                                                                          И. А. Бунин

Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный истории славянской письменности.

  1. Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей кириллицы. (Слайд 1)
  1. Вы знаете, чем отличается азбука от алфавита? (Слайд 2) (Учащиеся высказывают предположения)

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

  1. Историческая справка.
  • Начало славянской письменности - сообщение учащегося (в приложении – слайды 3,4).
  • Глаголица и кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды  5,6,7)
  • Кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды  8,9,10,11)
  • Азбучная молитва – сообщение учащегося
  1. Перед вами пословицы об обучении грамоте и кириллица. Объясните, как вы понимаете их смысл. Попробуйте написать несколько пословиц, используя кириллицу (в приложении слайды – 11, 12).
  2. Перед вами отрывок из текста XIII века, попробуйте его прочитать и перевести (в приложении слайд  13).
  3. А теперь небольшая разминка: отгадайте загадки о буквах алфавита (в приложении слайд 14)
  4. Лингвистические задачи 

а)В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя.

       Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?

      (А) iюнь, синiй    (Б) июнь, синiй  

      (В) iюнь, синий   (Г) iюнь, сiнiй  

(Д) iюнь, сiний

б) В одном из сочинений писателя   19 века М. Н. Загоскина читаем:

  “Он вошёл из гостиной в длинный зал  в два света. В нём накрыт был покоем

    обеденный стол”.Что означает здесь слово покоем?

   (А) без спешки    

   (Б) чтобы всем было уютно и удобно  

   (В) для поминок  

   (Г) в виде буквы П 

   (Д) длинной скатертью   (в приложении слайды 15,16).

  1. Рассмотрите древнерусские буквицы. Как выдумаете, почему в книгах они всегда так украшались? (Это свидетельство уважения к книге). Попробуйте нарисовать такую витиеватую буквицу.(Слайд 17)
  2. Прочитайте высказывание, подумайте, скажите, вы согласны с ним? «Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей

 культуры». (Слайд 18)

  1. О празднике славянской письменности 

24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России. Памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию установлены во многих городах. Это не только дань уважения, но и напоминание потомкам о братьях, подаривших нам азбуку. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

Заключительное слово.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. Послушайте ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и главный дирижёр - Владимир КОНТАРЕВ 1997 ЧАЙКОВСКИЙ П.И.« Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (Слайд 24)

Использованный материал.

 ruwordgame.64g.rumeta/meta1s.htm 

http://www.liveinternet.ru/users/5115102/post277440601 

http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fit-claim.ru

http://iplayer.fm 

http://ivesti.com.ua/interes/20601-zagadki-kirillicy.html 

(Слайд 25).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда пошла славянская письменность

Материал приурочен к Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая...

Праздник "День славянской письменности" и олимпиада по русскому языку

Занятие познавательно,т.к. знакомит с историей славянской письменности.Была проведена подготовительная работа:каждую букву дети рисовали,готовилось музыкальное сопровождение,подбиралисьвысказывания о ...

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

Откуда есть пошла Русская земля

Откуда есть пошлаРусская земля...

1. Откуда есть пошла земля Владимирская

1. Откуда есть пошла земля Владимирская...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...