Тема урока: «Мамины руки»
план-конспект урока по чтению на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx | 30.62 КБ |
kartochki.docx | 12.91 КБ |
knigi.docx | 384.35 КБ |
ozhegov.docx | 122.11 КБ |
otsenka.docx | 81.42 КБ |
portret.docx | 43.36 КБ |
tekst_rasskaza.docx | 45.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока внеклассного чтения
Учебник внеклассного чтения / автор: Борис Александрович Емельянов.
Тема урока: «Мамины руки».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: Создать условия для совершенствования навыка осознанного, выразительного чтения, самостоятельной работы с книгой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;
- Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; находить и зачитывать нужные моменты в тексте; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно - следственные связи; строить рассуждения.
Предметные (образовательные): познакомить с творчеством Емельянова Б.А. на примере его произведения «Мамины руки»; формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас; научить давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Личностные (воспитательные): способствовать появлению эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге; активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: книга Б.А. Емельянова «Мамины руки», книги о маме, мультимедиа, карточки с заданиями.
Оформление доски:
Презентация | Выставка книг |
План урока:
№ | Этап урока | Регламент |
1 | Орг. момент | 2 |
2 | Актуализация знаний | 8 |
3 | Постановка цели урока | 2 |
4 | Открытие новых знаний | 20 |
5 | Первичное закрепление | 5 |
6 | Рефлексия | 2 |
7 | Итог урока | 1 |
Этапы | Деятельность учителя | Развитие универсальных учебных действий |
Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок внеклассного чтения проведу я, Юлия Сергеевна. | Личностные |
Активизация знаний | - Ребята, послушайте следующие слова: Тюльпан, подарок, мимоза, ласка, любовь, март, солнышко. - О чём вы подумали, услышав их? С каким событием и с кем они связаны? (Мама, женщины, 8 Марта). - А почему я вместе с другими словами произнесла слово солнышко? (Высказывания детей). - Чем же похожи мама и солнышко? (Высказывания детей). - Обратите внимание, на нашем солнышке, которое будет светить нам сегодня на уроке, не хватает лучиков. Давайте мы прикрепим лучики, на которых запишем качества, которые подходят и к мамам и к солнышку. (Солнце без лучиков прикреплено к доске. Дети называют качества мам и солнца на лучиках, а я записываю и прикрепляю лучики на доску к солнышку). - Вот теперь мы можем начинать урок, а солнышко будет нам сегодня помогать. Оно будет дарить своё тепло, доброту, ласку. | Регулятивные Коммуникативные |
Постановка цели урока | - Кто догадался, какая тема нашего урока? О ком будет наше сегодняшнее произведение? (Произведения о мамах, бабушках, женщинах) Работа с выставкой книг. - Ребята, а как вы понимаете слово мама? Скажите, что вы представляете говоря это слово? | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Открытие нового знания | - Сегодня мы познакомимся с писателем Борисом Емельяновым и его произведением “Мамины руки”. Емельянов Борис Александрович - русский советский писатель. Учился в Высшем литературно-художественном интернате им. В. Я. Брюсова (1924—25). В 1942 вышел его первый сборник рассказов «Возмездие» — о героической борьбе Советской Армии, советских и югославских партизан против немецких оккупантов. - Можно ли по названию рассказа сказать, о чём пойдёт речь? Объясните. (Ответы детей) Работа с текстом. Читаем текст отрывками. Чтение 1-го отрывка до слов…Руки у неё были удивительные. - Почему у мамы были удивительные руки? (Ответы учеников) - А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки. (Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые) Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться. - Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события? (Мама обиделась, Маша начнет переживать) Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело? - В этом отрывке встретились слова, на которые я хотела обратить ваше внимание. - Как понимаете смысл слов Сноровиста Не белоручка За языком поглядывай Всыпать горячих - Прочитаем определение слов сноровка и белоруска с толкового словаря С. Ожегова. Сноровка - ловкость, умение в каком-либо деле; Белоручка - кто чуждается трудной, физической работы. Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела. - Как по-вашему закончится рассказ? (Предположения детей) Учитель дочитывает текст до конца. Проведение физминутки: - Ребята, проведем физминутку. - Отойдите друг от друга на безопасное расстояние. - Делайте вместе со мной. Раз — согнуться-разогнуться, Два — нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головой три кивка. На четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть (Выполняем движения по тексту.) Анализ содержания произведения. 1) Как вела себя Маша с бабушкой? 2) Как отнеслась мама к капризам дочери? Как она разговаривала с дочкой? 3) Чем же Маше не понравились мамины руки? Правильно ли вела себя в этот момент девочка? 4) Почему бабушка остановила девочку? 5) Что она рассказала внучке о работе ее мамы? 6) Каким образом все семейство пришло к примирению? 7) А что можно сказать об этой семье? Ответьте на вопрос, опираясь на текст. | Познавательные Предметные Коммуникативные Личностные Коммуникативные Личностные |
Первичное закрепление | Подготовка к чтению по ролям. - Перечитайте (работая в парах) текст еще раз, отмечая простым карандашом слова героев. - Подумайте, каким голосом и с какой интонацией нужно читать слова каждого из героев. Чтение рассказа по ролям. - Почему рассказ Емельянова называется «Мамины руки»? Можно ли по-другому озаглавить этот рассказ? - Какие еще чудесные дела могут творить мамины руки? - О чем заставляет задуматься этот рассказ? - Ребята, я знаю, что дома вы нарисовали портреты своих мам и подготовили небольшое выступление. - Елизавета выходи к доске, покажи портрет своей мамы и расскажи нам немного о ней. | Регулятивные Коммуникативные |
Рефлексия | - Если вам было интересно на уроке и вы считаете, что сегодняшний урок был полезен поставьте веселый смайлик. - Если вы считаете, что урок был полезен, но вам не все было интересно на уроке, поставьте нейтральный смайлик. - Если вам было скучно сегодня на уроке, поставьте грустный смайлик. Оценки за урок. | Личностные |
Итог урока | - Дома, ребята, ознакомьтесь с другими книгами Бориса Емельянова. | Предметные |
Предварительный просмотр:
Емельянов Борис Александрович, рассказ «Мамины руки».
Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате
убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а
только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает
девчонка и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила: - Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? - и положила Маше
на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие
лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины
руки.
- Фу, - сказала она. - Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
- Ну вот, - удивилась мама. - Столько лет жили-дружили, а теперь
стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
- Жёсткие, - ответила Маша. - Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
- Руки обыкновенные, - сказала мама. - Рабочие руки. Ничего уж с ними
не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
- Сиди! - сказала бабушка грозно. - Сиди! Мать обидела ни за что.
Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра
сделано - на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место - дай тебе бог такой быть, обидчица!
- Я её обидеть не хотела, - сказала Маша плача.
- Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. - Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело. - Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, - сказала она. - Сердце у
бабки отходчивое. Я бы на её месте...
- Знаю, знаю! - закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. - Знаю...
- Ничего ты не знаешь, - сказала мама. - А если знаешь, говори.
- Знаю, - сказала Маша. - Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши.
Я твои руки обидела.
- Ну и надеру, - сказала мама. - Чтоб не обижала. - Бабушка говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём - вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения по рассказу Б. Емельянова "Мамины руки" 3 класс
Этот урок я проводила для обучающихся с диагнозом F.70, F.88. Видео к этому уроку я готовила сама. Мы с детьми сняли на видео инсценировку, показали на уроке затем наше видео. Клипы под песню Дины Маг...
"Мамины руки мамино сердце"... сценарий и презентация праздника к Дню матери
Разработка сценария...
Урок чтения 3 класс тема "Б.А. Емельянов "Мамины руки"" УМК Гармония
Урок чтения в 3 классе по программе "Гармония" позволяет сделать текст сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа се...
Урок литературного чтения Б. А. Емельянов «Мамины руки»; Н. М. Артюхова «Трудный вечер». 3 класс УМК «Гармония».
Открытый урок литературного чтения (для родителей), приуроченный к празднику 8 марта. На уроке проводится знакомство с произведением Б. А. Емельянова «Мамины руки», а также выразительное чте...
Урок литературного чтения тема: Б. Емельянов «Мамины руки».
Цели урока:Организовать деятельность по изучению рассказа Б.Емельянова «Мамины руки»;сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать усло...
Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"
В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....
Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Рассказ Б. А. Емельянова «Мамины руки»», УМК "Перспектива", 4 класс
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа Б. А. Емельянова «Мамины руки».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)...