Разработка урока по литерататурному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения.
Тема урока: "Путешествие в Царство Весенних песенок"
(Праздник читательских удовольствий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема урока: Путешествие в Царство Весенних песенок
(Праздник читательских удовольствий)
Цели урока:
Познавательный аспект:
- введение маленьких читателей в мир художественной литературы через непосредственно- эмоциональное вслушивание, «заряжение» эмоциями, сопереживание, пробуждение наблюдательности;
- развитие речи на языке предмета исследования;
осознанное, грамотное, выразительное чтение стихотворений и рассказов;
Развивающий аспект:
- развитие интереса к предмету;
- развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса за счет словарика читателя;
- развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
-формирование действий контроля и оценки;
Воспитательный аспект:
- воспитание познавательной активности.
Оборудование: выставка книг В.В.Бианки и М.М.Пришвина; репродукции картин о природе весной; музыка Чайковского «Времена года»; голоса птиц и шум воды.
Ход урока:
Организационный момент.
Сядьте удобно, представьте себе, что лучик солнца
коснулся вашей головы. Вы чувствуете тепло, словно
теплая ладонь гладит ваши волосы: «Скажите себе:
«Мне легко и спокойно».
1. СОУ
Приготовьте карандашики. Начинаем работу. Читаем.
(жужжащее трехкратное чтение любого текста). После чтения текста
задаю вопрос: «Удалось ли вам прочитать больше, чем в первый раз».
2.
Сегодня мы отправимся в гости к нашей знакомой Фее. Вы долго готовились к путешествию в её волшебную страну: учились, работали, немного подросли как читатели и как писатели. Вот и пропуск у нас есть (показываю веточку с зелеными листочками).
3.
Но где же хозяйка?
звучит музыка (В.Моцарт «Тоска по весне»)
Слышите, это наша Фея пролетает над своей страной, указывая нам путь.
Предположите, пожалуйста о каком времени года мы будем говорить?
Итак, тема нашего урока «Путешествие в Царство Весенних песенок». Мы будем смотреть, слушать и читать произведения, посвященные этому времени года.
Но чтобы нам не заблудиться по дороге, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаем весну?
Какие приметы весны?
Какой вы представляете себе Весну?
4.
Весна – время пробуждения природы.
Посмотрите, какой представляют нам весну разные художники. Перед вами картины художников (Саврасов «Грачи прилетели» , Левитан «Весна. Большая вода»)
(показываю слайды о весне разных художников)
Посмотрите на цвет весеннего неба, солнечные лучи, бурый цвет тающего снега, поблескивает синевой пруд, снег в полях тает.
Какие чувства вы испытали, рассматривая картины?
И все эти приметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, в песнях, в прозе.
2 этап.
Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды» и подумайте, какая главная примета в этом стихотворении. (Читает учитель)
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет! Весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
- Какая главная примета в этом стихотворении? (ручьи)
- Какое у них настроение?
- Как они об этом говорят?
Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи или нет?
Наверное, и Тютчев не расставался с волшебством, поэтому у него и ручейки заговорили. Чтобы волшебство произошло надо уметь всматриваться, вслушиваться в природу.
(на слайде строки всматриваться, вслушиваться )
3 этап.
Те приметы весны, которые вы называли, мы только видим или еще слышим?
(звучат голоса птиц ,шум воды)
Весной все звучит по – особому. Вот, слышите, зазвучали весенние песенки. Птицы запели. Послушайте, как звенят весной ручьи (Из- под холодной ладошки сугроба, выполз, как ящерка, первый речей).
(звучат звуки ручья)
- Но разве летом птицы не поют? Ручьи не журчат?
- Так почему же связываем эти звуки именно с приходом весны?
(На слайде строки из Тютчева: «Ещё земли печален вид, / А воздух уж весною дышит». Так пробуждается весна. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро будет зелено и тепло. Эти звуки рождают особое настроение.
Вот как об этом пишет Михаил Михайлович Пришвин в рассказе «Звуки весны»
Читать вслух будет Алина Т., все следим карандашиком. Давайте вспомним правила «взрослого» чтения. Что для этого нам надо знать?
Какие слова вам показались непонятными. Давайте выясним значение всех непонятных вам слов. (словарная работа)
- Прочитайте и подумайте, какие интересные звуки слышит автор в лесу.
Какие звуки услышал автор?
Давайте прочитаем еще один рассказ по учебнику. Автор этого рассказа Виталий Валентинович Бианки. (показываю выставку книг)
Читать вслух будет Оля Б. остальные следим по книге и внимательно читаем.
Какие слова вам непонятны?
(словарная работа)
Еще раз внимательно прочитайте произведение и обратите внимание на те слова, которые создают картину шумной весны.
- Найдите и прочитайте слова, которые создают картину «шумной» весны.
- Как бы вы назвали этот рассказ?
4 этап.
Особое весеннее настроение захватывает не только писателей, но и поэтов. В Царстве Весенних Песенок живет много стихов.
Какое настроение вы будете передавать во время исполнения?
Внимательно слушайте и запоминайте, какие звуки весны вы услышите в стихотворениях.
Ученики читают наизусть стихотворения:
А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…», В.Жуковский «Жаворонок», А.Фет «Весенний дождь», А. Толстой «Вот уж снег последний тает…».
О каких звуках весны говорили поэты? (о шуме воды, о пении птиц, о первом громе)
- Но только ли слова помогают вам услышать в стихах звуки весны?
- Или есть еще что-то?
5 этап.
Давайте попробуем поискать тайну звуков в стихах. Ведь недаром Фея пригласила нас в волшебное Царство. Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! как воздух чист…». Думаю, вы сейчас секрет звуков сами услышите.
(Читаю, ненавязчиво акцентируя звуковые повторы)
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Слышите ли вы весну в этом стихотворении?
Какие звуки помогают услышать шум воды?
Вот еще раз послушайте (читаю третью строфу, акцентируя звуки [Р], [Ш]).
(Здесь сами звуки как бы повторяют шум и рев реки)
А теперь послушайте дальше и скажите, повтор какого звука помогает автору передать, как шумят листья под его ногой ( читаю четвертую строфу, акцентируя шипящие звуки)
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
(Шелест листьев передают шипящие звуки «ш-ш-ш».
Итак, какой секрет мы открыли? Звучание весны передается не только словами, но и звучанием отдельных звуков в разных словах. Эти звуки и помогают нам лучше услышать весну, её звуки ).
(включаю запись с весенними звуками)
Что ж, нам пора возвращаться. Фея была очень добра к нам, и я думаю, мы её не подвели.
Заключительный этап. Подведение итогов урока.
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Скажите, сделали ли вы для себя открытия на нашем уроке?
Какие чудеса природы случаются с приходом весны?
показываю слайды о природе)
-Приготовьте словарик читателя.
Запишите на листочках свое настроение, если нужно воспользуйтесь словариком настроений.
Прочитайте свое настроение.
Задание на дом.
Выучить наизусть одно из прозвучавших на уроке весенних стихотворений.
Нарисовать иллюстрацию к нему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....