Библейское предание "Блудный сын"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс (Начальная школа XXI века)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bludnyy_syn_.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №   46    «____» ____________ 20___г.

Тема урока    Библейское предание «Блудный сын», «Суд Соломона».

Цели    Вызвать интерес учащихся к такому жанру литературы, как притча; проследить, каким становится жанр притчи в современную эпоху; познакомить учащихся с «Притчей о блудном сыне»; обогащать словарный запас детей; продолжать работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение; вызвать раздумья о значимости нравственных устоев в жизни человека, о необходимости критического отношения в первую очередь к самому себе, признать свои ошибки и исправлять их, уважать мнение, советы и волю старших.

Оборудование: средства мультимедиа.

УМК: Л.А. Ефросинина  учебник Литературное чтение в двух частях; тетрадь «Литературное чтение» в двух частях; Литературное чтение . 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (авт. Л.А.Ефросинина) («Начальная школа XXI века»)

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  1. Организация класса.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

И мы не будем тратить время зря,

А приступим все сейчас к работе.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

  1. Знакомство с новым разделом «В мире книг»: с. 178-179.

- Рассмотрите обложки «Библии» и прочитайте вступительную статью.

- Что такое Библия? (главная священная книга для христиан)

 -Что такое притча? (иносказание с нравоучениями)

-Что объясняют притчи? (как должен жить и вести себя человек)

  1. Определение темы и целей урока.

Работа в группах.

- Зачеркните повторяющиеся буквы в каждой строчке, а из оставшихся составьте слово.

1).     А  П  А  З   А  З            2). Б   Г  И   Г  И  В   В

         К  У   Р  У   К  У                Е   Л  Е   О  С  О   С
        Д  Г  
И   Г  Д  Д                Т   Ы  У  Ы  Т  Ф  Ф

         Х  Б   Х   Т  Б  Х                П   Ц  Ц   Д  П  А  А

         Н  О  Н   О  Ч  О                М  Ч  М   Ч  Н  К  К

         Э  Ь   Ь   Э    Ь  А               Я   Я   Я   Я  Я  Ы  Я

                                                     Р   Р    Р    Р   Р   Р  Й

3).      Р   Р   С   И   И

          О   П   О  Ы   П

          К   В    К   В   Н

Притча «Блудный сын»

- Чем будем заняты на уроке?

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Прочитаем высказывания, записанные на доске

Любовь к родителям – основа всех добродетелей.                                              Цицерон 

Прощение приносит в жизнь надежду.

Ханс – Йоахим Хаан

- О чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня на уроке?

О прощении и о любви к родителям.

- Какая Библейская заповедь напоминает нам о любви к родителям?

Прочитайте, как это звучит в Библии.

Действительно, Иисус всегда учил людей только хорошему, и делал он это с помощью притч. А что такое притча?

Вывод: В любой притче есть скрытая загадка, которую нужно разгадать

      На уроке мы узнаем, какая загадка скрыта в притче из Библии, которую пересказал для нас в  книге «Свет миру» священник Александр Мень и попробуем  ее разгадать. Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч. 

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Предметные: понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Коммуникативные: управл.  поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Реализация построенного проекта.

  1. Словарная работа

В притче нам встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Объясните их значение.

 - Как вы понимаете слово “блудный”? (Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт).

- Давайте прочитаем выдержки из словаря Даля

БЛУДНЫЙ  - уклоняющийся  от прямого пути, в прямом и переносном смысле. (переносный смысл) заблудший на пути жизни, праздный, тунеядный человек

- Давайте подберем однокоренные слова. А что такое блуждать?

Вот так слово толкует словарь  В. И. Даля.

Блуждать  1.бродить или ездить, сбившись с дороги и не опознаваясь в местности, сбиться с пути, плутать, путать. (переносный смысл) Отпадать от истинной веры.

-  Нам встретится еще одно устойчивое словосочетание, в русском языке такие словосочетания называют фразеологизмами. Это словосочетание «Хлебнуть горя». Давайте посмотрим, как трактует этот фразеологизм словарь Ожегова.

«Хлебнул горя» - Перенести много трудностей, лишений в своей жизни.

  «Вынул из-за пазухи» – держать или прятать между грудью и прилегающей к ней одеждой.   

 Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу попросить вас послушать историческую справку о  некоторые сведениях из семейного уклада израильтян.

«Родители  являются неоспоримым авторитетом, они передают детям  все национальные и семейные традиции, прививают навыки правильного поведения и воспитания. В древности существовал закон, который запрещал делить имущество, пока жив отец, о том, что сыновья не должны были покидать живого отца.

 О каком законе израильтян вы узнали? С кем сравнивается отец? (отец приравнивается к Богу)

2. Чтение произведения учителем и учащимися.

3. Беседа по первичному восприятию

  • Чем понравилось вам это произведение?
  • Почему это произведение так названо?
  • Почему младший брат нигде не мог прижиться и решил вернуться домой?
  • Почему отец простил сына?

  1. Работа с пословицами.

- Какая из этих пословиц подходит к притче?

 Была вина, да прощена.

Враньё не ведёт в добро.

Добро потеряешь -опять наживёшь,

Друга потеряешь -уже не вернёшь.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу? (Притча о прощении).

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа в группах.

1 группа : Найдите в притче  отрывок, как младший сын обидел отца. Что это значило по древним законам израильтян? (Уход из дома и раздел имущества являлся грехом)

2 группа: Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка, где младший сын вернулся к отцу. Какая главная мысль этого отрывка? (То, что отец простил сына)

3 группа: прочитать действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата . Изменились ли действия?(Сначала старший сын был обижен на отца, а потом простил младшего)

Беседа.

-Почему сын ушел из дома отца? (Не сиделось дома, хотелось дальние страны посмотреть)

- Какую заповедь нарушил младший сын? (Почитай отца и мать своих)

- Счастлив ли был младший сын, когда ушел из дома?  (Сначала – да, пока у него были деньги, а потом, когда денег не стало – нет)

- Являлись ли люди, которых он кормил и поил, его друзьями? Почему? Докажите словами из текста. (Нет, они были рядом только из-за его денег, а как только у него денег не стало, то и все «друзья» разбежались)

- Почему младший сын не смог найти себе работу? (Он ничего не умел делать)

- Почему он решил вернуться к отцу? Найдите его рассуждение в тексте.  ( У него ничего не осталось, он был голоден, подъедал отруби за свиньями…)

Простил ли старший брат младшего? Докажите текстом.

(Простил. Сказал, видно, не сладко тебе жилось…)        

- Почему же блудный сын решил вернуться к отцу, только ли голод стал причиной возвращения? (Сын осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы наемником в числе других. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.)

 Работа в парах.

- Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя, опираясь на опорные слова (или найти соответствия)

Отец

Младший сын

Старший сын

Милосердный

Ветреный

Обиженный

Мудрый

Распутный

Жестокосердный

Любящий

Раскаявшийся

Завистливый

Сострадающий

Признавший вину

 Спокойный

Умеющий прощать

 

 Хозяйственный

Самостоятельная работа: выполнение заданий в рабочей тетради.

Коммуникативные :воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Информация о домашнем задании

Читать, пересказывать «Суд Соломона»; выполнить задания в тетради.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

  1. Итог урока.

Рефлексия. Экскурсия в картинную галерею.

- Сцена возвращения блудного сына всегда привлекала живописцев. Предлагаю вам рассмотреть нашу импровизированную художественную выставку, которая посвящена самому главному моменту притчи.

 - Посмотрите внимательно на иллюстрации с  изображением сцены возвращения блудного сына. Как вы думаете, почему в разные эпохи художники так часто обращались к этой притче? (Прощение и любовь к родителям – самое основное в жизни человек).

В начале урока мы должны были узнать, какая загадка скрыта в данной притче. Вспомните, с кем сравнивался отец, когда мы слушали о законах израильтян? (С Богом) Вспомните, с какими определениями слова блудный мы познакомились? (блудный – отошедший от истиной веры) Так  в чем, по -вашему, состоит скрытый смысл этой притчи? (Блудный сын – это грешник, отошедший от веры, а отец- Бог, который прощает всякого раскаявшегося)

- Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека? (Простить человека - перестать винить его и гневаться на него.)

Познавательные: рефлексия способов и условий.

Регулятивные: применять установленные правила.

1 группа

Зачеркните повторяющиеся буквы в каждой строчке, а из оставшихся составьте слово.

1).     А  П  А  З   А  З            

         К  У   Р  У   К  У                
        Д  Г   И   Г  Д  Д                

         Х  Б   Х   Т  Б  Х                

         Н  О  Н   О  Ч  О                

         Э  Ь   Ь   Э    Ь  А              

                           

                                                        ____________________________                        

- Какая из этих пословиц подходит к притче?

 Была вина, да прощена.

Враньё не ведёт в добро.

Добро потеряешь -опять наживёшь,

Друга потеряешь -уже не вернёшь.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу?

Найдите в притче отрывок, как младший сын обидел отца. Что это значило по древним законам израильтян?

2 группа

Зачеркните повторяющиеся буквы в каждой строчке, а из оставшихся составьте слово.

1 2).  Б   Г  И   Г  И  В   В

         Е   Л  Е   О  С  О   С
        Т   Ы  У
  Ы  Т  Ф  Ф

         П   Ц  Ц   Д  П  А  А

         М  Ч  М   Ч  Н  К  К

         Я   Я   Я   Я  Я  Ы  Я

         Р   Р    Р    Р   Р   Р  Й

                                                 ___________________________________

- Какая из этих пословиц подходит к притче?

 Была вина, да прощена.

Враньё не ведёт в добро.

Добро потеряешь -опять наживёшь,

Друга потеряешь -уже не вернёшь.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу?

Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка, где младший сын вернулся к отцу. Какая главная мысль этого отрывка?

3 группа

Зачеркните повторяющиеся буквы в каждой строчке, а из оставшихся составьте слово.

3).      Р   Р   С   И   И

          О   П   О  Ы   П

          К   В    К   В   Н

                                           _____________________________

- Какая из этих пословиц подходит к притче?

 Была вина, да прощена.

Враньё не ведёт в добро.

Добро потеряешь -опять наживёшь,

Друга потеряешь -уже не вернёшь.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу?

Прочитать действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата. Изменились ли действия?

Используемая литература:

  1. Детская библия в картинках.
  2.  С. И. Ожегов Словарь русского языка
  3. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ 2008
  4. Л.А. Ефросинина   Литературное чтение 4 класс Методическое пособие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для 5 класса по теме "Библейские сказания"

Олимпиадные задания составлены с учетом программных требований. ряд заданий могут использоваться непосредственно на уроках для проверки усвоения материала....

Библейские сюжеты в мировой живописи

ОРКСЭ.  Основы мировых религий. Библейские сюжеты в мировой живописи...

Литературные жанры: Библейские сказания.

Презентация выполнена к уроку литературного чтения в 4 классе по УМК "Гармония (авт. Кубасова). В презентации использовано много иллюстративного материала. Работа может быть использована в любом УМК....

Урок литературного чтения по теме:"Библейские сказания. «Моисей»."

Технологическая карта урока в разделе "В начале было Слово". Открытие нового знания,построенное на основе деятельностного метода....

конспект урока "Моисей" Библейские сказания

Развитие речи как средство активизации учебно- познавательной деятельности школьника в свете требований ФГОС....