Технология ТРИЗ. Загадки.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Чувилкина Елена Юрьевна

Великий учёный Альберт Энштейн говорил, что воображение даже важнее, чем знания, потому что знания конечны, а воображение бесконечно и помогает придумать какие-то новые области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока.56.79 КБ
Файл Презентация.2.71 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ РСО-Алания

Урок: Литературное чтение.

Тема: Технология ТРИЗ.

Загадки.

Подготовила учитель начальных классов

Чувилкина Елена Юрьевна

Учитель начальных классов

ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказа РСО-Алания

Чувилкина Елена Юрьевна

Урок: Литературное чтение.

Тема: Технология ТРИЗ. Загадки.

Цели: познакомить детей с технологией ТРИЗ (технология решения изобретательских задач); научить конструировать загадки; формировать УУД.

Оборудование: презентация; схема конструирования загадки.

Ход урока:

  1. Организационное начало.
  2. Определение темы и целей урока.

(Слайд 1)

- ТРИЗ.  Дадим расшифровку этого понятия – теория решения изобретательских задач.

- Когда-то давно люди придумывали разные новые вещи и считали, что изобретательство, творчество идёт откуда-то свыше и дано не всем. Но однажды один учёный,  Генрих Саулович Альтшуллер, изучив жизнь многих изобретателей, смог создать такую систему, по которой можно научить думать, изобретать каждого человека.

(Слайд 2)

- На нашем уроке мы поставим перед собой две цели:

1. Познакомимся с этой технологией, называется она ТРИЗ;

2. Попробуем что-то изобрести. Так как у нас урок литературного чтения, подумайте, что можно изобрести, сконструировать в этой области? (рассказ, сказку, загадку…) (Слайды 3, 4)

3.  Работа над темой.

- Пока мы с вами сидим здесь и общаемся, в мире постоянно что-то изобретают: например, космические корабли, на которых люди смогут полететь к звёздам; роботов, которые будут помогать людям. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол. (Слайды 5, 6, 7)

- Да, со временем какую-то работу за людей будут выполнять роботы. А есть ли что-то, где робот не сможет заменить человека? (Семья, друзья, творчество, создание, придумывание новых вещей.)

- Умение думать – это очень важный навык, не подвластный роботам.  (Слайд 8)

- То есть человеку остаётся хорошо думать, что-то созидать, изобретать, придумывать. А для этого нужно тренировать мозг. (Слайд 9)

- «Умный» - это что-то значит. Вот у вас есть умный приятель? А как понять, что он умный? Есть какие-то детальки, на которые можно понятие «умный» разложить? (Изобретательность, умение придумывать новые идеи, решение сложных задач, развитое воображение.)

- Мы с вами недавно читали повесть «Денис-изобретатель» Геннадия Иванова. Можно ли назвать Дениса умным человеком? Докажите. (Денис много знает, он придумывает, как использовать обычные вещи в нестандартных ситуациях.) (Слайд 10)

- У Дениса не только хорошие знания в разных областях, но и хорошо развито воображение. Великий учёный Альберт Энштейн говорил, что воображение даже важнее, чем знания, потому что знания конечны, а воображение бесконечно и помогает придумать какие-то новые области. (Слайд 11)

- Итак, что такое мышление? (Слайд 12)

Мышление:

- воображение;

- умение решать задачи;

- знания;

- знакомство с тем, как жили и работали изобретатели.

- Если есть у человека знания, то это хорошая база, основа, на которой он может размышлять и изобретать. Но никто насильно вам в голову поместить знания не сможет, получение знаний зависит от вас самих.

- Почему важно знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, великих творцов? Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение.

- А что вы можете тренировать, развивать в себе сами?  (Воображение; можем тренироваться решать задачи; можем получать знания.)

- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Сегодня мы будем изобретать, придумывать загадки. Но это дело непростое. Для этого нам необходимо одно умение – умение умение находить признаки, которые есть у предметов, и умение с этими признаками работать.

- Что можно рассказать о мышатах на слайде, на какие признаки обратить внимание? (Размер, окраска, какие ушки, зубки, хвост и т.д.) (Слайд 13)

- Сейчас мы выполним одно простое упражнение: возьмите в руки любой карандаш и назовите его признаки, расскажите о нём. (Красный, синий, длинный, из дерева, острый, можно писать, можно рисовать и т.д.)

- Для выделения признаков у нас есть помощники. Этих помощников у нас не так мало. Попробуем их выделить. (Слайд 14)

1). «Можно писать, рисовать, можно точить, сломать…»  Откуда вы это знаете? Это ваш опыт, ваши знания: опыт собственный или прочитали в книге, кто-то рассказал. Первый помощник – опыт. (Слайд 15)

2). То, что карандаш красный, синий, длинный. Это вы откуда знаете? (Видим) Второй помощник – зрение. (Слайд 16)

3). То, что звук бывает определённый, если карандаш сломать, уронить? (Слышим)  Мы явно отличим звук падения карандаша от звука падения, например, книги. Третий помощник – слух. (Слайд 17)

4). А если понюхать? Мой карандаш, например, пахнет деревом. (Нюх, обоняние) (Слайд 18)

5). Что мы можем узнать о карандаше при помощи прикосновения? (Вес, температура) Пятый помощник – осязание. (Слайд 19)

6). Шестой помощник – орган вкуса. Карандаш не вкусный. (Слайд 20)

- Зачем нужно знать признаки? Знание признаков – это ключик к решению многих изобретательских задач, придумыванию загадок и других интересных вещей, потому что у каждого признака есть противоположный признак. (Слайд 21)

- Противоположные признаки создают такое понятие, как противоречие (Слайд 22):

Противоречие

горячий - холодный

мокрый – сухой

большой – маленький

- А теперь попробуйте выполнить такое сложное задание: попробуйте назвать такие предметы, в которых разрешается противоречие; назовите, например, такой предмет, который может быть и большим, и маленьким, но это один и тот же предмет. (Воздушный шарик)

- Желание разрешить противоречие приводит людей к придумыванию разных изобретений. Например, велосипед должен быть большим, чтобы на нём было удобно ездить, и маленьким, чтобы его было удобно хранить. И кто-то изобрёл складной велосипед. (Слайд 23)

- Резиновые сапоги – мокрые снаружи, сухие внутри; мороженое в рожке или на палочке – тёплое снаружи, холодное внутри. (Слайды 24, 25)

- Итак, учимся сочинять загадки. Но сначала поработаем с хорошо известными загадками. (Слайд 26)

На окошке,
А не кошка.
Не возьмёшься,
А не ёж.

- Чтобы сочинять загадки нам понадобиться то, о чём мы сегодня говорили – знание разных признаков предметов, о которых вы будете сочинять загадки. В этой загадке можно анализировать, что может находиться на окошке, но не кошка; что колючее – не возьмёшься, но не ёж. По этим признакам мы отгадали, что это кактус. (Слайд 27)

- Следующая загадка (Слайд 28):

Что за здание такое?
С виду очень небольшое,
Но такой все дни подряд
Излучает аромат,
Что его и стар, и мал
Слышат даже за квартал.

- Вариант ответа чётко не определяется. Есть несколько вариантов отгадки: пекарня, парфюмерный магазин.

- Следующая загадка (Слайд 29):

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.

- Обратите внимание на признаки. Здесь тоже несколько вариантов ответа: ветер, самолёт. (Слайд 30)

- Это очень важный момент, который вам для придумывания загадок нужно учесть: у нас всего два признака и этих двух признаков нам не достаточно, чтобы точно сказать, что это: ветер или самолёт. В этой загадке нам нужен ещё какой-либо признак.

- В следующей загадке у нас признаков больше и отгадать её будет проще. (Слайды 31-32)

Не куст, а с листочками;
Не рубашка, а сшита;
Не человек, а рассказывает.    (Книга)

- И когда вы сейчас будете придумывать загадки, старайтесь, чтобы признаков было не меньше трёх. (Слайд 33)

- Рассказываю схему, по которой можно загадку придумать, сконструировать. (Слайд 34)

- Мы берём какой-нибудь объект – предмет, о котором хотим загадать загадку. Например, арбуз. (Слайд 35)

- Назовите признаки, которые есть у арбуза. (Ответы детей.)

- Давайте возьмём три признака (Слайд 36):

круглый
полосатый
сладкий

- Берём первый признак и думаем, что ещё бывает круглым? (Мяч.)

- Берём второй признак. Что или кто ещё бывает полосатым? (Зебра.)

- Третий признак: что ещё может быть сладким? (Сахар, мёд) (Слайд 37)

- Можно сконструировать загадку:

Круглый, но не мяч,

Полосатый, но не зебра,

Сладкий, но не сахар (мёд).

  1. Работа в группах.

- Теперь попробуйте придумать загадку сами о фрукте или ягоде.     (Слайд 38)

- Работать вы будете в малых группах по четыре человека.

Дети вспоминают правила работы в группе, выбирают ученика, который будет записывать идеи. Ориентируясь по схеме учащиеся сочиняют загадки в течение 5-6 минут. Затем слушаем и обсуждаем сконструированные загадки. (Слайд 39)

  1. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы (Слайд 40):

Какую цель перед собой ставили?
Достигли этой цели?
Что понравилось на уроке?
Что было трудно?

  1. Домашнее задание (Слайд 41):

- Придумайте новогоднюю загадку и нарисуйте отгадку.

Источники информации:

https://uchi.ru/teachers/webinars?scope=past 

https://uchi.ru/teachers/webinars/28 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Учитель начальных классов ГБОУ РФМЛИ Чувилкина Е.Ю. Г. Владикавказ

Слайд 3

Цели: - познакомиться с технологией ТРИЗ; -научиться изобретать ...

Слайд 4

Цели: - познакомиться с технологией ТРИЗ; -научиться изобретать загадки.

Слайд 6

Есть очень важный навык, не подвластный роботам – мышление .

Слайд 9

Альберт Энштейн

Слайд 10

Мышление: - воображение; - умение решать задачи; - знания; - знакомство с тем, как жили и работали великие изобретатели.

Слайд 12

Наши помощники:

Слайд 20

Противоречие: горячий-холодный мокрый-сухой большой-маленький

Слайд 22

На окошке, А не кошка. Не возьмёшься, А не ёж.

Слайд 23

Что за здание такое? С виду очень небольшое, Но такой все дни подряд Излучает аромат, Что его и стар, и мал Слышат даже за квартал.

Слайд 24

Летит, а не птица, Воет, а не зверь.

Слайд 25

Не куст, а с листочками; Не рубашка, а сшита; Не человек, а рассказывает.

Слайд 27

Про что загадка? объект Признак 1 Признак 2 Признак 3

Слайд 28

к руглый полосатый сладкий

Слайд 32

Какую цель перед собой ставили? Достигли этой цели? Что понравилось на уроке? Что было трудно?

Слайд 33

Домашнее задание

Слайд 34

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»

Сегодня, одним из приоритетных направлений педагогики, является задача развития творчества учащихся. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает ...

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ "Царица Загадка"

Использование элементов триз при сочинении загадок хорошо развивает  речевое творчество и креативное мышление, а также способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного ...