Технологическая карта урока Литературное чтение Обобщающий урок по теме "Я и мои друзья"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Павлова Мария Николаевна

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе. Работа над читательскими омениями, обобщать материал, делить на части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 группа читательских умений

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя: Павлова М. Н..

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2015 год)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

Тип урока: урок - обобщение.

Цель:   формирование образовательных компетенций (информационных,        коммуникативных, креативных, рефлексивных)

учащихся 2  класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1.  формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчиости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,познавательные УУД):

  1. 1 формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
  3. развитие        способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. ^формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
  2. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  3. формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  4. Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

  1. учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);
  2. .карточки с текстами;
  3. проектор-компьютер,
  4. листы А-3, фломастеры.
  5. Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые

УУД

1.

Эмоциональное начало урока.

(ИКТ - приложение 1)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Учпроизносят слова приветствия :

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Слайд 1

  - Поприветствуем друг друга.

  -Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

  -Доброе утро, солнце!

  -Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

  -Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу.

2.

Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися

а)        диалог основанный на предположении детей детей.

Учитель предлагает прослушать

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
 

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке?

  -Что мы знаем о дружбе и друзьях?

Учащиеся прослушивают

Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания

Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

В) игра  «Найди друга» (установи соответствие)

.

Учитель в качестве проводит игру в парахсменного состава «Найди друга» .

  -Возьмите на столе карточку и найдите друга - установите соответствие.

-Какие карточки остались? Почему?

В. Осеева «Хорошее»

Ю. Ермолаев        «Я и Вовка»

В. Лунин        «Почему»

Н.        Булгаков»        «За игрой»

В. Берестов «Анна, не грусти!»

«Два пирожных» «Волшебное слово»

К.И.Чуковский «Мой секрет»

А.Л.Барто «Затейники»

Какая же тема нашего урока?

Слайд 2

Какие учебные задачи предстоит решить?

Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».

Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие автора и название произведения

Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме « Я и мои друзья» а)работа в парах

Учитель предлагает учащимся упражнение«Да, нет»

  -Отметьте верные утверждения.

  1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
  2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
  3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
  4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
  5. «Я и Вовка» - рассказ В Лунина о лучших друзьях.
  6.  Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.

-Проверьте по образцу. (Слайд 3)

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

Учащиеся взаимодействуют в парах отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать с нетбуком.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона

б) «Узнай

произведение»

работа над иллюстрациями и текстам.

в) Игра

«Дешифровщик»

г) Игра «Суета».

д) Работа в статичных группах.

Постановка проблемы

-Планирование

деятельности.

Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  -Посмотрите на экран.

Слайд 4

-К какому произведению иллюстрация?

-Прочитайте наизусть

 -А почему дружба не кончается?

-Что помогло героям быть вместе?

-Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого стихотворения и докажите.

Слайд 5

  -Надо уметь мириться, прощать и не

обижаться, а то получится как у героя        (

иллюстрация к стихотворению)

  -Причитайте наизусть.

  -Найдите пословицу к этому стихотворению.

Слайд 6

  -Какое ещё произведение помогает найти способ избавления от обиды?

Прочитаем стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

Слайд 7

Герой какого произведения старался не помнить обиды?

Стр. 74, прочитаем стихотворение.

Какая пословица выражает главную мысль?

Слайд 8

Героиня какого произведения поступает иначе?

Слайд 9

«Делу время, а потехе - час» - к какому рассказу подойдёт?

Слайд 10.

Учитель предлагает с помощью карточек  узнатьавтора произведений, с которыми предстоитработать.

 -Расшифруйте запись.

Учитель предлагает взять на столе карточки,на которых записаны отдельные отрывки из  рассказов и отдельно названия рассказов.Даёт сигнал начала игры.

  -Продолжим работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте.

-Сегодня у нас будут работать 3 группы:

1 группа - рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

3 группа - рассказ В.А.Осеевой «Почему»

 -Каждая группа смоделирует свою пирамиду  используя текст произведения.

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

-Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой

  Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют автора и название произведения, участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения, подбирают подходящую пословицу.

   -Берестов «За игрой»

Читают наизусть.

   -Детей связывает игра.

   -Дружба

«Дружбу помни, а зло забывай»

Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду...».

Читают наизусть.

-«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

-стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,        

Теряю обиду из виду»

Читают наизусть

Учащиеся высказывают свои предположения

В.Лунин «Я и Вовка»

Читают стих.

 -«Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

  -Н.Булгаков «Анна, не грусти!» «Дружба заботой да подмогой крепка»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»,

Взаимодействие в парах , учащиеся на карточке определяют автора.

3.1.13.6.15.20.10.15.1

1.13.6.12.19.1.15.5.20.16.3.15.1

  •  Валентина Александровна Осеева

Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части в произведении. Объединяются в группы.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

Учащиеся  распределяют роли в группах  планируют свою деятельность.

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем- экспертом. осуществляют исследователь скую работу . Анализируют тексты, моделируют. пирамиды критика.

Учащиеся предоставляют пирамиду критика, осуществляют защиту своей исследовательской работы, (приложение 4)

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе: -коллективного обсуждения; -самоанализа.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные:

Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией, воспроизводить по памяти информацию. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

.Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.        

Принимать, дополнять,

уточнять высказанные мнения

Познавательные:

развитие операций мышления .

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

К оммуникативн ые: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением

последовательности развития сюжета.

Коммуникативн ые:

Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

Личностные :

Знание основных моральных норм        (справедливого

распределения, взаимопомощи, правдивости,честности,

ответственности), развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной        осознанной

самооценки и самопринятия Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать. Коммуникативные:

Развитие умений работать в        

статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

4.

Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

беседа

Синквейн

Самопроверка.

Лист самооценки

Круг «Дружбы»

Спрогнозированный результат: моделированные пирамиды критика, освоение темы: «Я и мои друзья»        

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

- Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

-Какими качествами должен обладать настоящий друг?

-Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

Организует диалог.

Предлагает учащимся встать в круг«Дружбы»

-Встаньте, пожалуйста, в круг «дружбы», передавая друг другу игрушку - солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.

-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

Учащиеся заполняют лист самооценки.

 Дети  систематизируют знания по теме, рефлексируют.

Учащиеся составляют синквейн: 1 .Дружба.

2.Верная,        крепкая.

3.Доверять,        помогать, не предавать.

4.Не        оставлять друга в беде.

5.Верность..

    Ученик может задать вопрос , не обращаясь к тексту, вспомнить из какого произведения этого раздела находится ответ.

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается . познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Познавательные:

- Сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

Формирование        адекватной

позитивной        осознанной

самооценки и самопринятия.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. Группа. В. Осеева «Хорошее»

- Заполни  таблицу выбирая информацию из текста.

Назови действующих лиц.

О чём мечтал мальчик

1

2

3

  1. Продолжи Лучше хорошо поступить, ____________________
  2. Подпиши иллюстрацию предложением из текста.
  3. Допиши предложение Вот сидит _________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».

Обобщающий урок по литературному чтению во 2 классе проводился как урок- КВН. В классе соревновались две команды "Буратино" и "Красная Шапочка", в конце подвели итог. Победила команда "Буратино". Ребя...

Технологическая карта проектирования учебной ситуации на уроке литературного чтения в 1 классе

Диагностика качества усвоения понятия “рифма и её признаки” с использованием Google -форм на уроке литературного чтения в 1 классе....

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

урок литературного чтения «Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»

Литературное чтение: Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»(Е.С.Велтистов «Приключения Электроника,   К. Булычев «Приключения Алисы»)Цель:- развивать фантази...

Технологическая карта по литературному чтению Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна» 2 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: закрепление знаний о разделе «Люблю природу русскую! Весна»Планируемые результаты:Предметные: знать стихотворения о весне и маме;знать авторов стихотворений разд...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...

Технологическая карта урока литературного чтения Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе обобщения раздела «Я и мои друзья»Задача урока по практической части ВКР: развитие читательской компетентност...