Методическая разработка по внеурочной деятельности «В гостях у Корнея Чуковского» .
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Литературная игра-викторина по произведениям К. И. Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vinogradova_chukovskiy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка Виноградовой В. А. по внеурочной деятельности «В мире книг» тема: «В гостях у Корнея Чуковского» .

1 класс.

Цель : развитие всесторонне гармонично развитой личности , художествен-

но – творческих и познавательных способностей , эмоциональной отзывчи-

вости при чтении художественных произведений .

Задачи :

 1) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского ,

выявить читательский интерес .

 2) Показать детям удивительный мир сказок писателя , их мудрость и красоту .                                                                                                                                        3) Развивать мышление , речь , воображение , память .

4) Развитие творческих способностей учащихся .

5) Воспитание литературного вкуса на примере произведений классика рус-

ской литературы .

6) Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию чи-

тать.

7) Воспитывать веру в добро , дружбу и любовь , веру в торжество над злом.

Применяемые методики , технологии , оборудование .

Технология продуктивного чтения , здоровьесберегающая технология , техно

логия личностно -ориентированного обучения . Словесные методы : беседа ,

рассказ, обобщающая беседа. Наглядные – демонстрационный метод .

Практические – групповая работа.

Оборудование : презентация , рисунки , Чудо- дерево,карточки с заданиями , плакат,книги К..И. Чуковского .  

                                                           

1.Мотивация к деятельности.                                                                                                                  

Наше занятие я хочу начать с загадки: «Без языка , а обо всем рассказывает, без головы , а все знает , без ног , а везде бывает ,» Это ? ( книга )                                                      Книга – великое чудо . Недаром народ сложил о ней много загадок и посло-                  виц .  – Чтение – вот лучшее учение .  Кто много читает , тот много знает .                          

- А что вы можете сказать о книге? Давайте послушаем наших одноклассников.              

               Новых книг живые строки,      

               Открывают путь широкий .                             .                  

               Жить без книг мы не могли бы ,          

               Дорог нам их вечный свет !

               Книгам добрым , интересным

               Всем мы классом шлем привет!

Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить.

Мы с книгой умней и богаче,

Нам с нею расти и дружить.

Она задает нам задачи

И учит, как думать и жить.

Давайте любимые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице:

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.                                                       2

2.Формулирование темы и целей.

Итак, я убедилась, что вы любите читать книги .Поэтому я предлагаю вам побывать в гостях у известного писателя, сказочника ,поэта. А вот кто он нам подскажут строки из его сказки.

Я-великий Умывальник , знаменитый Мойдодыр ,

Умывальников начальник и мочалок командир !

-Фамилия сказочника? (Чуковский)                                

Итак, сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому. Мы познакомимся с жизнью и творчеством  писателя, почувствуем удивительный мир его сказок, их мудрость и красоту, поучимся у героев доброте, умению дружить, любить и радоваться радостями другого, волноваться чужими несчастиями.

3. «Открытие» новых знаний.  Рассказ учителя.

Корней Иванович Чуковский – умный ,веселый, праздничный. Его стихи, загадки и сказки – это «звонкая песня и радостная пляска». Он родился в 1882 году 19 марта в г. Санкт-Петербурге, но детство провел в Одессе. Учился в одесской гимназии, но был из нее исключен по причине «низкого» происхождения: мать, происходившая из крестьян, была прачкой. Чуковскому пришлось самостоятельно изучать гимназический курс и заниматься английским языком. В 19 лет напечатали его первые стихи в газете. В 21 год от газеты был послан в Лондон, где совершенствовал английский язык.

Много лет он жил недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху,  Бармалея,  Мойдодыра, Айболита.

                           ВЫСТАВКА   КНИГ (дети и учитель представляют)                    

Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он создал себе имя Корней , а фамилию Чуковский.

                                   ПОРТРЕТ ( слайд )

У Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.

Конечно, у такого человека всегда было много маленьких гостей. И он их угощал сказками, шутками, загадками, стихами, вообщем чудесами. И такое «чудо» выросло у нас на занятии – это Чудо-дерево.                                                          

                                                                         

Как у наших у ворот Чудо –дерево растет

Чудо, чудо, чудо расчудесное.

Не листочки на нем не цветочки на нем

А загадки словно яблоки.

Мы по саду пойдем, мы с дерева сорвем загадки.

- А загадки нужно отгадывать. И когда мы найдем все ответы, мы узнаем много нового и интересного о Корнее Чуковском. Итак, я предлагаю срывать волшебные плоды с нашего дерева и получать заряд бодрости и настроения от общения с любимыми героями и их автором.

4.Фронтальная работа. «Вспомни сказку по отрывку»                                                                     (Берем книгу)  -Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

а)  Веселиться народ –           д)Солнце по небу гуляло

Муха замуж идет                       И за тучку забежало.

За лихого, удалого                     Глянул заинька в окно,

Молодого…(комара)                 Стало заиньке …(темно)Краденое солнце

б)Лечит маленьких детей,       е)И мне не надо                                            

Лечит птичек и зверей,               Ни мармелада, ни шоколада

Сквозь очки свои глядит            А только маленьких,

Добрый доктор …(Айболит)      Ну очень маленьких …(детей)

в)Нет-нет! Соловей                      ж)Свинки замяукали- мяу-мяу,

Не поет для свиней.                      Кошечки…(захрюкали, хрю-хрю)

Позовите-ка лучше…(ворону)             Путаница

г)Только вдруг из-за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей  прилетает …(воробей) Тараканище              

5.Рассказ ученика.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Проснувшись утром, он попросил отца снова рассказать ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что сын запомнил ее слово в слово.

6.Работа в группах. «Собери мозаику» (Назвать произведение)

7.Фронтальная работа. «Верни героя в сказку»

У Чуковского не один крокодил. В его сказках этот герой появляется часто. Вспомните: какие это сказки?

… Долго, долго крокодил море синее тушил

Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.(Путаница)

…Бедный, бедный крокодил жабу проглотил.(Тараканище)

…Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил.                        

Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил…(Мойдодыр)

…И со слезами просил: - Мой милый, хороший, пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.(Телефон)

…Повернулся, улыбнулся, засмеялся, Крокодил и злодея Бармалея,

Словно муху, проглатил.(Бармалей)

…А в большой реке Крокодил лежит, и в зубах его не огонь горит-

Солнце красное…(Краденое солнце)

…Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил…

А за ним-то народ и поет и орет: «Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое чудовище?» (Крокодил)                                        

8.Секретный ящик 

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

- Что это? (Калоша)

В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

- Что это? (Мочалка)

В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

- Что это? (Варенье)

В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

- Что это? (Шоколад)

В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

- Что это? (Воздушный шар)

В ящике то, за чем пошла метла в сказке «Федорино горе»

- Что это?( Лопата)

9.Соревнование 

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского.Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

Остаются предметы изсказки «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

10. Индивидуальная работа. «Парад сказок и стихов Чуковского» Дети читают отрывки из сказок Чуковского.

 11.Театрализация. Входит Федорушка, плачет:

Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)

Ведущая:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Горе!

Ведущая: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)

Федора:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

 12. Подведение итогов.                              

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого  замечательного автора.

Покажите ваши Чудо - деревья.

 Рефлексия.

 У вас на столах таблицы самооценки. Положите перед собой. Кто считает, что… Молодцы!

 А напоследок нам стихотворение расскажет…

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками.

               

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина «В гостях у Корнея Чуковского».

С ранних лет стихи его приносят всем  нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Сегодня мы совершим ...

Внеклассное предметное мероприятие "В гостях у Корнея Чуковского"

Биография писателя, интересные факты из его жизни, викторины, конкурсы, загадки по произведениям К.Чуковского...

Информационно – исследовательский проект «В гостях у Корнея Чуковского».

В настоящее время большинство детей потеряли интерес к художественной литературе. По-моему мнению, это происходит потому, что у современных детей есть другой выбор: компьютерные игры и мультфиль...

Викторина "В гостях у Корнея Чуковского"

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.3. Способствовать воспитанию уст...

Литературная викторина "В гостях у Корнея Чуковского"

Литературная викторина "В гостях  у Корнея Чуковского" 2 класс...