Ф.Тютчев " Чародейкою Зимою"
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) на тему
Урок по литературному чтению для начальных классов по любому УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_charodeykoyu_zimoyu.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3-А.
Тема: Фёдор Иванович Тютчев «Чародейкою зимою…».
Тип: урок изучения нового материала (первичное знакомство со стихотворением).
Цель: ввести учащихся в мир поэзии Фёдора Ивановича Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою зимою...».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте.
Развивающие:
- развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
- развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
- развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
- развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
Воспитательные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева; воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательность к окружающему миру;
- утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять положительное отношение к учебному предмету;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- проявлять интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
- уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
- ориентироваться в информационном материале учебника;
- осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других, включаться в диалог с учителем;
- уважать другую точку зрения.
Предметные:
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать представленную информацию для получения новых знаний;
- наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.
Метапредметные:
- формировать интерес к учению;
- получать информацию из текста, выделять существенное;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Планируемый результат: познакомить учеников с творчеством Ф. И. Тютчева и его произведением «Чародейкою зимою…».
Ход урока
I. Оргмомнет. Разминка.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.
Гимнастика для щёк, губ, языка.
«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
«Месим тесто» – размять язык зубами.
«Лошадка» – пофыркали.
Скороговорка.( На парте одна на пару).
Работа в паре.
- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
- Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
- Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Сорока со скоросоковыжималкой.
Подал грабли крабу краб.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
II. Проверка домашнего задания
- Какое стихотворение мы анализировали на прошлом уроке?
Что было задано? ( Задание дети получили по рядам)
- - Стихотворение выучить наизусть.
- - Нарисовать рисунок и подтвердить словами из текста.
- - Найти другие стихи А.С.Пушкина о зиме.
III. Подготовка к первичному восприятию.
Сегодня мы продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.
- Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?
( Писал стихи о природе).
- Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.
- У меня на уроке есть помощники. Прошу Вас.
Биография (презентация) ( отвечает группа помощников)
1 слайд
Фёдор Иванович Тютчев - русский поэт, дипломат, публицист.
2слайд
Фёдор Иванович Тютчев
родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии, среди березовых рощ. Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком.
3 слайд
Его отец,
Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.
Мать будущего поэта,
Екатерина Львовна (урождённая Толстая),
женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.
Слайд 4
С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы.
Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.
Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».
Слайд 5
В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.
В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение
Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата) русской миссии в Баварии.
Слайд 6
В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.
Слайд 7
В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками
Слайд 8
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".
Слайд 9
Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).
Слайд 10
И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений
В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар. 15 июля 1873 года поэт скончался.
Слайд 11
Федор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.
В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.
Слайд 12
Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя - в своих произведениях.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.
Какие стихи читали, учили? ( Чтение стихотворений наизусть).
Чтение стихотворений учащимися.
Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?
IV. Физминутка. ( Под музыку. Закрыли глазки и представим природу)
V. Постановка учебной задачи.
В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.
Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением «Чародейкою зимою…». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы. Мы попытаемся раскрыть тайну этого стихотворения , тайну зимнего леса , который « сном волшебным очарован» и подготовиться к выразительному чтению.
Презентация
Работа по учебнику с.127
1.Прочитайте стихотворение про себя.
VI. Анализ стихотворения. Работа над лексическим уровнем текста.
У. Прочитайте ещё раз первую строфу. О ком или о чём мы узнаем из первой строфы?
Д. О Чародейке - Зиме, которая околдовала лес.
У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой. Подберите синонимы к слову «чародейка».
На доске продолжается запись Чародейка Зима - волшебница, колдунья.
У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе?
Д. Да.
У. Докажите текстом .
Д. «... Чудной жизнью он блестит...»
Лес «...под снежной бахромою...»
У. Как вы понимаете слово «бахрома»? Объясните его значение.
Д. Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение.
У. Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как украшение.
Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна.
- А был ли счастлив Кай в том замке?
Д. Нет.
У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем.
У. Прочитайте вторую строфу. О чём в ней рассказывается?
Д. О лесе. Автор описывает лес.
У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован». Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом. Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?
Д. Читают почти всю вторую строфу .
На доске появляется запись : Лес - околдован.
У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?
Детские мнения разделились :
Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,
«Весь опутан, весь окован...»
Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .
У. Подводит итог
У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять, нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна. Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается, мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения. Автор запутывает нас всё больше и больше. Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы. Какой знак препинания вы видите?
Д. Три точки.
У. Кто знает, что обозначает этот знак?
Д. Незаконченность мысли; пауза.
У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем, что произошло с лесом.
Прочитайте третью строфу.
У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы?
Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы.
У. Прочитайте описание леса.
Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...».
У. Посмотрите, сколько света в этих последних строчках. Даже хочется зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .
А как вы думаете, от чего так светится лес?
Д. Солнце освещает его.
Чародейка Зима так его околдовала.
У. возвращает детей к началу строфы, и обращает их внимание на то, что Солнце действительно «мещет на него свой луч косой». Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой. Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам.
ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси
говорили так: Солнце - батюшка, Земля - матушка. Для жизни человека очень важны эти символы. Если бы не было Солнца, то и жизни бы не было. Для нас с вами это очень важно.
А так ли это важно для данного леса?
Ф.И.Тютчев очень любил природу, много стихотворений ей посвятил. И в этом он попытался нам объяснить, что природа всё же живёт по своим законам. Её жизнь и похожа на нашу и нет. Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку.
Работа над Фонетическим уровнем текста .
У. Прочитайте ещё раз третью, заключительную строфу. Какие слова имеют значение света, блеска?
Д. Солнце, луч косой, вспыхнет, заблещет, ослепительной красой.
У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния?
Д. С-Ч-Щ
У. Давайте прочитаем эту строфу так, чтобы не только значение слова, но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса.
Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет,
Он весь вСпыхнет и заблеЩет
Ослепительной краСой.
У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения. Возможно, ли прочитать это стихотворение быстро?
Д- Нет.
У. Вы правы. Его следует прочесть неторопливо. А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения?
Д. Тон - спокойный, неторопливый, таинственный ...
Настроение - волшебное, торжественное, тревожное ...
У. А как вы думаете, в какой строфе более проявляется тревожное чувство?
Д. Во второй строфе.
Выразительное чтение учащимися второй строфы и его анализ .
У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное?
Д. Во второй строфе.
Выразительное чтение и анализ третьей строфы.
У. Прочитайте, пожалуйста, весь текст про себя. Обратите внимание на пунктуацию, на перенос интонации. Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения.
Выразительное чтение стихитворения. ( несколько учеников)
VII. Итог урока. Рефлексия.
Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
Что вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?
Вы стали лучше – хуже?
За что ты можешь оценить свою работу.
- А какую тайну мы пытались разгадать на уроке?
( Ответы учеников)
У. Итак, сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса, о солнце. В нём говорится ещё и об особых законах природы. Природа, её жизнь -вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск, всё волшебство. Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету. Лес прекрасен в своём волшебном сне, Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить.
VIII. Оценивание учителем.
IX. Домашнее задание.
Выучите, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит...»).
X. (если останется время) Творческая работа. Работа в группе. ( на парте у каждого листок).
Придумать четверостишье о природе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Тютчев. Чародейкою зимою...
Презентация к уроку. Последняя часть - слайд 30 в общей презентации с наложением музыки:http://mp3baza.net/mp3/Chaykovskiy/Schelkunchik_Stsena_v_sosnovom_lesu...
Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»
Цель урока :1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2. Форм...
Курмашева А.С Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"
Конспект урока для коррекционных классов...
Курмашева А.С. Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"
Конспект урока для коррекционных классов....
Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."
Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...
План - конспект урока по чтению. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкал...
Природа в стихах. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».
Цели урока:Образовательные: формировать знания о весенних явлениях в природе, познакомить учащихся с новыми произведениями о весне, отрабатывать навыки выразительного чтения, продолжить зн...