В. Бианки "Приключения Муравьишки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Полянская Эльвира Николаевна

Технологическая карта  и презентация к уроку литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_chtenie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

        Тема

В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке.

Цель деятельности учителя

Познакомить с произведением, жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Задачи

  • Обучающая – учить работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения), правильно строить собственное высказывание, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
  • Развивающая – развивать связную речь, навыки выразительного чтения,  умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, давать развернутые ответы, быть самостоятельными.
  • Воспитывающая – воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, прививать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока

закрепление изученного материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

познавательные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); находить ответы на вопросы, используя текст и информацию, полученную на уроке;

регулятивные: планировать решение учебной задачи; оценивать и корректировать  деятельность, принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные: высказывать свое мнение, составлять собственный текст, работать в паре, в группе, фронтально

Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве..

Формы обучения

фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

Климанова Л.Ф. , Виноградская Л.А.. «Литературное чтение».1,2 часть. Учебник для 3 класса. -М: Просвещение 2014. Кутявина С.К. Поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса. УМК Песпектива. ВАКО -2015., 400 с.

 https://weburok.com/2126367/Урок-литературы-В-Бианки-Прикл/ 

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, учебник, презентация.

Основные понятия

Художественный текст, познавательный текст.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре, смело, четко говорим

И тихонечко сидим. (слайд №2)

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимать значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку.

Проверка домашнего задания

Организует  проверку домашнего задания. Обеспечивает контроль за выразительным чтением, проговариванием слов, интонацией удивления и юмора.

Выразительно читают стихотворения  наизусть (на выбор).

К.: адекватно  использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Самоопределение к учебной деятельности.

Создает ситуацию, помогающую учащимся, погрузится в тему урока и определить цели

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Давайте, вместе определим маршрут.

- Прочитайте стихотворение:

(слайд №3)

- Так куда же мы с вами сегодня отправимся?

(слайд № 4)

Учащиеся читают текст на листочках или с экрана.

Р.:  планировать свое действие в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации.

Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Организует подводящий диалог с учащимися.

- Соберите из букв название.

Названья животных – простые слова.

В них спрятались слоги:

Один, три иль два.

Но буквы рассыпались,

Их соберешь,

Его как зовут

Ты тотчас же найдешь!

(слайд № 5)

- А много ли вы знаете о муравьях?

- Как вы думаете, к какой литературе можно отнести этот текст?

Собирают из букв слово.

Определяют тему и цели урока.

Ученик делает сообщение о муравьях.

Л.:  проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру.

К.:  использовать речь для регуляции своего действия;

Р.: определять и формулировать тему и  цель деятельности.

 планировать решение учебной задачи.

П.: извлекать информацию в соответствии с заданием.

Введение в тему урока.

1.Постановка проблемного вопроса.

- Так о ком мы сегодня будем говорить и читать?

-Кто автор этого произведения?

Краткая биография автора.

(слайд № 6)

 -Природа стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком».

Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

2. Работа по учебнику.

(чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися)

-Вы прочитали произведение В. Бианки «Приключение муравьишки».

-А кто является главным героем сказки?

(слайд № 7, 8)

Отвечают на вопросы учителя

-Понять, о ком или о чем это произведение.

-Понять, как автор относится к главному герою.

-Понять основную мысль произведения.

-Характеризовать героев.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу,  способность прогнозировать деятельность на уроке.

П.:  извлекать информацию в соответствии с заданием.

К.:  использовать речь для регуляции своих действий.

 Л.: осмысление

Физкультминутка.

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами.

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья.

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись.

И опять мы улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались, Завтракали, не торопясь,

В школу, к знаниям стремясь

Делают зарядку.

Работа по теме урока.

Организует обучающий диалог

- Кого еще встретил Муравьишка на своем пути?

(слайд № 9)

- От чьего имени ведется рассказ?

- Кто герой произведения?

- Как автор к нему относится?

- Предположите для чего Муравьишка залез на березу?

2. Выборочное чтение.

-Рассмотрите иллюстрации, найдите и зачитайте отрывки, соответствующие им.

- Что в произведении В. Бианки правда, а что вымысел?

- К какому жанру можно отнести «Приключения Муравьишки»?

- Докажите, что мы можем назвать это произведение  сказкой.

3. Чтение по ролям.

- Попробуем с вами воспроизвести речь Муравьишки с теми, с кем он встречался на своем пути.

(слайд № 17- 18)

4.

- Какие интересные факты из жизни животного мира вы узнали из этого произведения?

- Прочитайте.

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

Находят и зачитывают отрывки к иллюстрациям.

Сказка.

Герои разговаривают, думают, переживают.

Работа в группах. Выразительное чтение.

К.: формулировать свои мысли в устной форме, понятные для других

П.: осуществлять поиск необходимой информации;

умение сравнивать, анализировать.

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания.

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение работать с учебной книгой.

Рефлексия.

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

- Вспомните маршрут Муравья еще раз. (слайд № 19

- Ответьте на вопросы теста. (слайд № 20 – 26)

- Что вы сегодня узнали на уроке? (слайд № 27)

- За что бы вы себя похвалили?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала.  Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

К:  формулировать свои мысли в устной форме

Л: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Итог урока.

- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?

- Как вы думаете, придете ли вы на помощь друзьям в трудную минуту?

-Кого из ребят вы сегодня хотели бы выделить?

Отвечают на вопросы Выделяют основную мысль текста, подводят итог.

П.: рефлексия способов и условий действия

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Р.: осознание качества усвоения

Домашнее задание.

Дифференцированный подход.

Желтый кружок - читать выразительно. Зеленый кружок – составить план и пересказать. Красный кружок – придумать историю о том , если бабочка встретилась на пути  Муравьишки и помогала ему. Записать свой рассказ.

Слушают и запоминают домашнее задание

Р.: Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа"Насекомые родного края с презентацией сказки В.Бианки"Приключение Муравьишки"

Мероприятие проводится в нетрадиционной форме, дети на занятии играют, сидят за круглым столом, работают у доски, смотрят мультфильм.На занятии развиваются представления о насекомых, их приспособленно...

Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».

Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...

Тематическое планирование программы дополнительного образования туристко-экскурсионной направленности "Муравьишка"

С введением Федерального государствеееного образовательного стандарта возникла необходимость разработки данной программы .В ходе ее изучения обучающиеся знакомятся с родной школой,родным городом и его...

Музыкальная сказка на экологическую тему: "Как Муравьишка искал секретики здоровья"

Музыкальная сказка « Как Муравьишка искал секретики здоровья»  представляет  интересный опыт сочетания музыкально-эстетического воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставши...

Как муравьишка домой спешил

Презентация к уроку  литературного чтения 3 класс (УМК Перспектива) "Как муравьишка домой спешил" В.Бианки...

В. Бианки "Приключения муравьишки"

Во внеурочной деятельности "В мире книг" я предлагаю использовать презентацию для суперчитателей....

Тест. В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"

Тест по произведению  В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"...