Тема занятия по риторике: "Согласие или отказ в просьбе. Вежливый отказ".
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Чередниченко Татьяна Ивановна

Цель занятия: знакомство учащихся со средствами смягчяющих отках, вежливыми словами, объяснениями причин отказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherednichenko_t.i.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема занятия по риторике:

             "Согласие или отказ в просьбе. Вежливый отказ".

                           2 класс, МБОУ «СОШ № 92»  г. Кемерово

                     Учитель: Чередниченко Татьяна Ивановна

Цель:

- Знакомим детей со средствами, смягчающими отказ:

- вежливыми словами;

- объяснением причины отказа;

- обещанием выполнить просьбу впоследствии;

- закрепляем умение детей вежливо отказывать:

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дорогие ребята, у нас на уроке гости, пожалуйста, давайте встанем, повернемся к ним и улыбнемся. А теперь улыбнитесь друг другу. Спасибо!  Начнем наше занятие по риторике.

-Очень важно научиться хорошо, дышать при произнесении речи.

Проведем дыхательную гимнастику.
«Комарик»

У него тоненький голосок. Делаем глубокий вдох носиком, при выдохе издаем звук «з-з-з».  повторяется несколько раз.

«Одуванчик»

Как он приятно пахнет! Вдохнем его аромат: делаем глубокий вдох носиком, выдох ротиком.

Сдуть пылинку с руки (постепенно увеличивая напор).

Молодцы!

Потренируем голосовые связки.

3. Речевая разминка.

Упражнения для губ и языка:

Растянем губки раз, два, три..

Покрутим язычком во рту.

Поболтаем язычком.

Цокает лошадка по мостовой:

Кончик язычка стучит по нёбу.

Молодцы!

Постановка учебной проблемы.

Вспомните, с чего я начала наше занятие?    К кому я обращалась?  

Почему вы так решили?

Как я вас просила?

Докажите.

Я объяснила вам причину?

Какой был тон речи у меня?

Что такое вежливость?   учтивость, деликатность, уважительность, любезность, галантность, тактичность.

Прочитайте.

Из словаря по этикету:  вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Что такое просьба?

Просьба – это просить – чтобы исполнили желание. Очень горячо просить – умолять, страстная просьба -   мольба.

Что может быть ответом на просьбу?  (согласие или отказ)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? А вот о каком отказе речь будет идти,  вы скажите в конце занятия.

 Актуализация знаний.

Кто помнит сказку А. Аксакова “Аленький цветочек”?

Послушайте отрывок из сказки.

– Государь ты мой батюшка, родимый. Не вози ты мне золотой и серебряной парчи. Ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, …

– О чем просит дочь батюшку? (просит золотой венец)

– Как она просит? (очень горячо, т.е. умоляет)

Выполнит ли просьбу дочери батюшка–купец? (да)

 (Такой просьбе отказать трудно, использован правильный тон, вежливые слова)

– Так просили 100, 150 лет назад. Так как же мы просим сегодня?

Давайте переложим эту просьбу на современный лад.

Ведь у многих из вас папы, отправляясь в командировку, в отпуск бросают клич: А ну, делайте заказы!

Как эта просьба звучит по–новому.

– Можете ответить сразу.

– Можете подумать.

Почему заменили «батюшка» на «папу»? Уважаем, любим, почитаем.

Да ребята, родители  - это святое и  их  надо беречь и уважать.

Чтобы твою просьбу выполнили, как надо просить?

КАК ВЕЖЛИВО ПРОСИТЬ, ЧТОБЫ ТВОЮ ПРОСЬБУ ВЫПОЛНИЛИ?

Давайте подберем правила.

Работаем по группам, в каждой группе надо найти только два правило, и прикрепить его на доску и прочитать

СМОТРЕТЬ НА СОБЕСЕДНИКА
     ИСПОЛЬЗОВАТЬ “ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА”
 ГОВОРИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ТОНОМ
  ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ

Всегда ли можно получить согласие на просьбу, даже выполняя все правила?    Нет.

В каких случаях отказывают?    (Просьба трудновыполнимая,  или человек не может ее выполнить по каким – то причинам)

Лист  1. Давайте прочитаем о просьбе белочки.

Каждый день прибегают зверушки к Петрушке, и попрыгать, и поиграть. Вместе весело! Но вот сегодня прибежала Белочка к Петрушке с просьбой уступить на время шапочку с бубенчиками. А Петрушке шапочка нужна, без шапочки он не Петрушка. Но как Петрушке отказать белочке, ведь она обидится. А они большие друзья. Вот какие варианты отказа он придумал:

 Прочитайте, посовещайтесь в группе и выберите вариант отказа, чтобы теплые чувства были сохранены. (2–й вариант)

Почему? Обоснуйте свой ответ!

– произнесены вежливые слова

– объяснил причину

Как назвать отказ, который вы выбрали?    Вежливый.

В такой похожей ситуации наверное оказывались и вы. Вас о чем–то просили, но вы не могли выполнить просьбу, а иногда не хотели. Как вежливо отказать в просьбе, чтобы не обидеть того, кто просит?

А поэтому существуют  правила вежливого отказа. 

ЧТОБЫ СМЯГЧИТЬ ОТКАЗ … 

Работаем по группам, в каждой группе надо найти только одно правило, смягчающим отказ, и прикрепить его на доску и прочитать

ГОВОРИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ТОНОМ
ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ
СМОТРЕТЬ НА СОБЕСЕДНИКА
ИСПОЛЬЗОВАТЬ «Волшебные слова»

Это какой отказ?    Вежливый.

1 группа читает  хором правила, как вежливо просить.

2 группа читает хором, как вежливо отказать, чтобы смягчить отказ.  

– Что вы заметили? (для вежливой просьбы и для вежливого отказа нужны одинаковые правила)

Выберите схему для каждых правил.

Просьба – Согласие – Благодарность

Просьба – Отказ – Ответ на отказ.

Применение знаний.

Посоветуйтесь, договоритесь, определите в группе, какая сценка соответствует первой схеме, а какая второй. Покажите готовность.

СЦЕНКА №1      

Учитель: ВЛАД, я прошу тебя сейчас почистить клетку с попугаями.
Влад: Извините, Татьяна Ивановна, сейчас я не могу. В раздевалке меня уже ждёт бабушка.
Учитель: Ну, если ждёт бабушка, то ладно. Но завтра попугаи ждут тебя.

СЦЕНКА №2.    
Учитель: Тимофей, я бы хотела, чтобы ты записал свой весёлый рассказ и украсил его рисунками. Я пошлю твою работу на конкурс.
Тимофей: Хорошо, сделаю и принесу завтра.
Учитель: Спасибо.

Определяют схемы по группам.

Как отказать, чтобы человек не обиделся?

Какое средство выразительной устной речи помогает при этом? (Наш знакомый тон)

ТОН – при вежливом отказе –  очень важный фактор.

Прочитайте слова на экране, посоветуйтесь, договоритесь  в группе и поднимите карточки, что означают эти слова. Покажите готовность.

1 группа слов?  2 группа слов?

Молодцы.

Закрепление.

Прочитаем стихотворение С. Маршака «Три подарка» по ролям.

Найдите в стихотворении и прочитайте просьбы. Отксерить.

 А теперь найдите слова согласия и прочитайте. Прочитайте отказы. Есть ли в этих отказах вежливый отказ? Прочитайте. Почему? Почему мужчина отказывается жениться на девушке?

Работаем по парам. У вас есть просьба, ее надо произнести соответственно правилам и сделать вежливый отказ. Если пара готова, покажите.

Молодцы.

Итог урока.

Какая тема была нашего занятия?

А о каком отказе мы сегодня говорили на нашем занятии?

Рефлексия.

Что полезного для себя вы взяли с этого занятия.

Понравилось вам наше занятие?

Все отказы должны быть вежливыми, и тогда между людьми будет согласие.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (портрет) подсчитал, что в русском языке больше слов согласия, чем слов отказа, а это говорит о том, что у русских людей хороший характер. Желаю вам ребята воспитывать в себе хороший характер, и применять знания в жизни, те которые вы получаете на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вежливый отказ"

Учимся вести этикетный диалог со значением "вежливый отказ", развиваем умение оценивать корректность речевой ситуации....

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...

Тема мастер – класса по риторике: «Согласие или отказ. Отказывай, не обижая».

На ШМО учителей начальных классов проводила мастер-класс по внеурочной деятельности "Детская риторика"...

План конспект внеурочного занятия для 3 классов на тему: "Вежливый отказ".

ЦЕЛЬ: формирование умения пользоваться отказом, как возможным ответом на просьбуЗАДАЧИ:познакомить детей со средствами, смягчающими отказ;учить вести этикетный диалог со значением «вежливый...

Речевой этикет. Выражение просьбы и отказав различных ситуациях общения.

Умение выражать просьбу и отказ в различных ситуациях общения необходимо формировать у учащихся. Речевой этикет необыкновенно богат. Он включае огромное количество слов и выражений. Материал будет пол...