Тема занятия по риторике: "Согласие или отказ в просьбе. Вежливый отказ".
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Цель занятия: знакомство учащихся со средствами смягчяющих отках, вежливыми словами, объяснениями причин отказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherednichenko_t.i.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия по риторике:
"Согласие или отказ в просьбе. Вежливый отказ".
2 класс, МБОУ «СОШ № 92» г. Кемерово
Учитель: Чередниченко Татьяна Ивановна
Цель:
- Знакомим детей со средствами, смягчающими отказ:
- вежливыми словами;
- объяснением причины отказа;
- обещанием выполнить просьбу впоследствии;
- закрепляем умение детей вежливо отказывать:
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дорогие ребята, у нас на уроке гости, пожалуйста, давайте встанем, повернемся к ним и улыбнемся. А теперь улыбнитесь друг другу. Спасибо! Начнем наше занятие по риторике.
-Очень важно научиться хорошо, дышать при произнесении речи.
Проведем дыхательную гимнастику.
«Комарик»
У него тоненький голосок. Делаем глубокий вдох носиком, при выдохе издаем звук «з-з-з». повторяется несколько раз.
«Одуванчик»
Как он приятно пахнет! Вдохнем его аромат: делаем глубокий вдох носиком, выдох ротиком.
Сдуть пылинку с руки (постепенно увеличивая напор).
Молодцы!
Потренируем голосовые связки.
3. Речевая разминка.
Упражнения для губ и языка:
Растянем губки раз, два, три..
Покрутим язычком во рту.
Поболтаем язычком.
Цокает лошадка по мостовой:
Кончик язычка стучит по нёбу.
Молодцы!
Постановка учебной проблемы.
Вспомните, с чего я начала наше занятие? К кому я обращалась?
Почему вы так решили?
Как я вас просила?
Докажите.
Я объяснила вам причину?
Какой был тон речи у меня?
Что такое вежливость? учтивость, деликатность, уважительность, любезность, галантность, тактичность.
Прочитайте.
Из словаря по этикету: вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Что такое просьба?
Просьба – это просить – чтобы исполнили желание. Очень горячо просить – умолять, страстная просьба - мольба.
Что может быть ответом на просьбу? (согласие или отказ)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? А вот о каком отказе речь будет идти, вы скажите в конце занятия.
Актуализация знаний.
Кто помнит сказку А. Аксакова “Аленький цветочек”?
Послушайте отрывок из сказки.
– Государь ты мой батюшка, родимый. Не вози ты мне золотой и серебряной парчи. Ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, …
– О чем просит дочь батюшку? (просит золотой венец)
– Как она просит? (очень горячо, т.е. умоляет)
Выполнит ли просьбу дочери батюшка–купец? (да)
(Такой просьбе отказать трудно, использован правильный тон, вежливые слова)
– Так просили 100, 150 лет назад. Так как же мы просим сегодня?
Давайте переложим эту просьбу на современный лад.
Ведь у многих из вас папы, отправляясь в командировку, в отпуск бросают клич: А ну, делайте заказы!
Как эта просьба звучит по–новому.
– Можете ответить сразу.
– Можете подумать.
Почему заменили «батюшка» на «папу»? Уважаем, любим, почитаем.
Да ребята, родители - это святое и их надо беречь и уважать.
Чтобы твою просьбу выполнили, как надо просить?
КАК ВЕЖЛИВО ПРОСИТЬ, ЧТОБЫ ТВОЮ ПРОСЬБУ ВЫПОЛНИЛИ?
Давайте подберем правила.
Работаем по группам, в каждой группе надо найти только два правило, и прикрепить его на доску и прочитать
СМОТРЕТЬ НА СОБЕСЕДНИКА
ИСПОЛЬЗОВАТЬ “ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА”
ГОВОРИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ТОНОМ
ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ
Всегда ли можно получить согласие на просьбу, даже выполняя все правила? Нет.
В каких случаях отказывают? (Просьба трудновыполнимая, или человек не может ее выполнить по каким – то причинам)
Лист 1. Давайте прочитаем о просьбе белочки.
Каждый день прибегают зверушки к Петрушке, и попрыгать, и поиграть. Вместе весело! Но вот сегодня прибежала Белочка к Петрушке с просьбой уступить на время шапочку с бубенчиками. А Петрушке шапочка нужна, без шапочки он не Петрушка. Но как Петрушке отказать белочке, ведь она обидится. А они большие друзья. Вот какие варианты отказа он придумал:
Прочитайте, посовещайтесь в группе и выберите вариант отказа, чтобы теплые чувства были сохранены. (2–й вариант)
Почему? Обоснуйте свой ответ!
– произнесены вежливые слова
– объяснил причину
Как назвать отказ, который вы выбрали? Вежливый.
В такой похожей ситуации наверное оказывались и вы. Вас о чем–то просили, но вы не могли выполнить просьбу, а иногда не хотели. Как вежливо отказать в просьбе, чтобы не обидеть того, кто просит?
А поэтому существуют правила вежливого отказа.
ЧТОБЫ СМЯГЧИТЬ ОТКАЗ …
Работаем по группам, в каждой группе надо найти только одно правило, смягчающим отказ, и прикрепить его на доску и прочитать
ГОВОРИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ТОНОМ
ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ
СМОТРЕТЬ НА СОБЕСЕДНИКА
ИСПОЛЬЗОВАТЬ «Волшебные слова»
Это какой отказ? Вежливый.
1 группа читает хором правила, как вежливо просить.
2 группа читает хором, как вежливо отказать, чтобы смягчить отказ.
– Что вы заметили? (для вежливой просьбы и для вежливого отказа нужны одинаковые правила)
Выберите схему для каждых правил.
Просьба – Согласие – Благодарность
Просьба – Отказ – Ответ на отказ.
Применение знаний.
Посоветуйтесь, договоритесь, определите в группе, какая сценка соответствует первой схеме, а какая второй. Покажите готовность.
СЦЕНКА №1
Учитель: ВЛАД, я прошу тебя сейчас почистить клетку с попугаями.
Влад: Извините, Татьяна Ивановна, сейчас я не могу. В раздевалке меня уже ждёт бабушка.
Учитель: Ну, если ждёт бабушка, то ладно. Но завтра попугаи ждут тебя.
СЦЕНКА №2.
Учитель: Тимофей, я бы хотела, чтобы ты записал свой весёлый рассказ и украсил его рисунками. Я пошлю твою работу на конкурс.
Тимофей: Хорошо, сделаю и принесу завтра.
Учитель: Спасибо.
Определяют схемы по группам.
Как отказать, чтобы человек не обиделся?
Какое средство выразительной устной речи помогает при этом? (Наш знакомый тон)
ТОН – при вежливом отказе – очень важный фактор.
Прочитайте слова на экране, посоветуйтесь, договоритесь в группе и поднимите карточки, что означают эти слова. Покажите готовность.
1 группа слов? 2 группа слов?
Молодцы.
Закрепление.
Прочитаем стихотворение С. Маршака «Три подарка» по ролям.
Найдите в стихотворении и прочитайте просьбы. Отксерить.
А теперь найдите слова согласия и прочитайте. Прочитайте отказы. Есть ли в этих отказах вежливый отказ? Прочитайте. Почему? Почему мужчина отказывается жениться на девушке?
Работаем по парам. У вас есть просьба, ее надо произнести соответственно правилам и сделать вежливый отказ. Если пара готова, покажите.
Молодцы.
Итог урока.
Какая тема была нашего занятия?
А о каком отказе мы сегодня говорили на нашем занятии?
Рефлексия.
Что полезного для себя вы взяли с этого занятия.
Понравилось вам наше занятие?
Все отказы должны быть вежливыми, и тогда между людьми будет согласие.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (портрет) подсчитал, что в русском языке больше слов согласия, чем слов отказа, а это говорит о том, что у русских людей хороший характер. Желаю вам ребята воспитывать в себе хороший характер, и применять знания в жизни, те которые вы получаете на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вежливый отказ"
Учимся вести этикетный диалог со значением "вежливый отказ", развиваем умение оценивать корректность речевой ситуации....
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....
Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....
Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...
Тема мастер – класса по риторике: «Согласие или отказ. Отказывай, не обижая».
На ШМО учителей начальных классов проводила мастер-класс по внеурочной деятельности "Детская риторика"...
План конспект внеурочного занятия для 3 классов на тему: "Вежливый отказ".
ЦЕЛЬ: формирование умения пользоваться отказом, как возможным ответом на просьбуЗАДАЧИ:познакомить детей со средствами, смягчающими отказ;учить вести этикетный диалог со значением «вежливый...
Речевой этикет. Выражение просьбы и отказав различных ситуациях общения.
Умение выражать просьбу и отказ в различных ситуациях общения необходимо формировать у учащихся. Речевой этикет необыкновенно богат. Он включае огромное количество слов и выражений. Материал будет пол...