"Стихи русских поэтов"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_schastlivogo_sluchaya.rar | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
м.р. Приволжский
Самарской области
Литературное чтение
Тема: Проверьте себя… /урок проходит в виде игры «По следам счастливого случая»/
3 класс
Александрова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
2017 год
Пояснительная записка
Цель: обобщить и систематизировать знания по разделу «Стихи русских поэтов»
Задачи:
- обучающая: знать стихотворения русских поэтов, уметь находить эпитеты и олицетворение
- развивающие: формирование и развитие оценочных умений
- воспитательные: воспитание культуры общения, сознательной дисциплины, интереса к изучению поэзии.
Условия и форма проведения: кабинет, мультимедийный проектор, экран, ПК, карточки, урок - обобщение и систематизация знаний
Форма работы учащихся: командная.
Основная часть
I. Организационный этап.
- Сегодня у нас будет урок в виде игры. Работать вы будете по командам.
- А для начала…
Кто победит, кто проиграет -
Вас эта тайна донимает.
Но я желаю всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Мы говорим все дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
(учащиеся делятся на три команды; придумывают название)
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Мы закончили раздел, который назывался…..( «Стихи русских поэтов»). Значит, сегодня мы должны….. .(повторить, обобщить знания по данному разделу, вспомнить стихи русских поэтов).
- А чтобы вам было интересно и познавательно урок проведём в виде телевизионной игры - «По следам счастливого случая». Игра состоит из нескольких геймов.
III. Применение знаний и умений в новой ситуации.
- ПЕРВЫЙ ГЕЙМ: «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»
Инструкция: командам раздаются листочки, на которых записаны строчки из стихотворений, но они не закончены, необходимо выбрать правильный ответ и закончить строчку.
- Ф.И. Тютчев: Где бодрый серп гулял и ______________________________
а/ спал колос
б/ падал колос
в/ созревал колос
- Но далеко ещё ________________________________
а/ до новых зимних бурь
б/ до старых зимних бурь
в/ до первых зимних бурь
- Неподвижною, немою, _____________________________________________
а/ чудной жизнью он блестит
б/ яркой жизнью он блестит
в/ светлой жизнью он блестит
- В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет __________________________________________
а/ немыслимой красой
б/ ослепительной красой
в/ яркой красой
- А. Майков: С холоду щёки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
____________________________________
а/ листья ведром загребать
б/ листья совком загребать
в/ листья ногой загребать
- А.А. Фет: Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе ____________________________,
а/ играет буря
б/ мигает буря
в/ зевает буря
Ветер свищет на _________________.
а/ горе
б/ дворе
в/ ковре
(за правильный ответ – 1 балл, всего – 7 баллов)
ВТОРОЙ ГЕЙМ: «ЗАМОРОЧКИ ИЗ ЛАРЦА»
Инструкция: команды по очереди достают вопросы из ларца. /слайды/
1. Расшифровать строчку из стихотворения А.А.Фета
2. Расшифровать строчку из стихотворения А.А.Фета
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром
3. Расшифровать строчку из стихотворения А.А.Фета
Влажную землю в лесу…
4. Расшифровать строчку из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
По дороге зимней, скучной
,
однозвучный
Утомительно гремит.
5.Расшифровать строчку из стихотворения Ф.И.Тютчева «Вечер»
Как вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнёт день, -
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине .
6.Расшифровать строчку из стихотворения А.Майкова «Зимнее утро»
Морозит. хрустит. над полями.
Из хижин ранний разносится клубами
В янтарном пылающих небес.
(за правильный ответ – 1 балл)
ТРЕТИЙ ГЕЙМ: «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» /вопросы от Т.А. Кузнецовой – учителя русского языка и литературы»
Инструкция: командам раздаются карточки, на которых записаны строфы из стихотворений. Необходимо указать рифмующиеся строки и назвать рифму.
1.
Строфы | Рифма |
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. | Перекрёстная Парная Опоясывающая |
2.
Строфы | Рифма |
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щёки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, сучья трещат, Листья ногой загребать! | Перекрёстная Парная Опоясывающая |
3.
Строфы | Рифма |
Кот поёт, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. «Полно тут тебе валяться, Спрячь игрушки да вставай! Подойди ко мне прощаться, Да и спать себе ступай». | Перекрёстная Парная Опоясывающая |
(за правильный ответ – 2 балла)
ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ: «ГОНКА»
1.
Инструкция: командам раздаются карточки, на которых записано стихотворение И.А. Бунина «Листопад». Необходимо подчеркнуть эпитеты.
Эпитет – это художественное определение предмета, явления, человека.
Эпитет – это художественное определение предмета, явления, человека. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. |
(каждый эпитет – 1 балл)
2.
Инструкция: командам раздаются карточки, на которых записано стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою». Необходимо подчеркнуть олицетворение.
Олицетворение – наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами.
Олицетворение – наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами. Чародейкою зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. |
(олицетворение – 1 балл)
3.
Инструкция: командам раздаются карточки, на которых записаны строфы из стихотворений. Необходимо подсчитать и указать, сколько строк входит в каждую строфу.
Строфы | Рифма |
1.Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле. 2.Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней – Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. 3.Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал. 4. Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. | Двустишие Шестистишие Четверостишие Пятистишие Восьмистишие |
(за каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 4 балла)
IV. Рефлексия.
Вот и кончилась игра,
Расходиться нам пора.
Посчитаем все очки –
Подведем итог игры.
- Россия страна богатая на поэтов и писателей, давшая миру много известных людей. Лучшие стихи великих поэтов – это те стихи, которые читаем в школе, но есть много замечательных стихотворений, которые мы не проходим в школьной программе. Когда вы их прочтёте, то узнаете ещё больше о красоте природы, и то, как она может быть прекрасна в разные времена года.
Список использованной литературы
- Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждение: в 2 ч. Ч. 1 /Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Пушкин А.С. Лирика. – М.: Правда, 1980
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Издательство «Советская Россия» Москва – 1977.
- https://yandex.ru/search/
Вывод (результат)
На данном уроке в игровой форме интересно и познавательно можно обобщить знания учащихся 3 класса по разделу «Стихи русских поэтов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"
Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...
Стихи русских поэтов о зиме
Презентация. Отрывки из стихотворений Тютчева Ф., Фета А., Бунина И., Есенина С., Бальмонта К. о зиме....
Красота родной природы в стихах русских поэтов
Данную презентацию можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения....
Урок-презентация на тему "Стихи русских поэтов о зиме".
Конспект урока литературного чтения "Стихи русских поэтов о зиме" с презентацией....
Конспект урока литературного чтения 2 класс тема: «Зима в стихах русских поэтов»
Итоговый урок по теме: "Стихи русских поэтов о зиме"...
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: «Стихи русских поэтов о Санкт-Петербурге»
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: «Стихи русских поэтов о Санкт-Петербурге». Для 3-4 класса. Выдаётся заранее, ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....
Стихи русских поэтов о зиме.
Презентация по литературному чтению выполнена в форме тренажера. Прочитав строки стихотворений о зиме, учащиеся определяют автора произведения....