"Стихи русских поэтов"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_schastlivogo_sluchaya.rar2.64 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

м.р. Приволжский

Самарской области

Литературное чтение

Тема: Проверьте себя…  /урок проходит в виде игры «По следам счастливого случая»/

3 класс

Александрова Ольга Николаевна

учитель начальных классов

2017 год

Пояснительная записка

Цель:  обобщить  и систематизировать  знания  по разделу «Стихи русских поэтов»

Задачи:

- обучающая: знать стихотворения русских поэтов, уметь находить эпитеты и олицетворение

- развивающие: формирование и развитие оценочных умений

- воспитательные:  воспитание культуры общения, сознательной дисциплины, интереса к изучению поэзии.

Условия и форма проведения: кабинет, мультимедийный проектор, экран, ПК, карточки, урок  -  обобщение и систематизация знаний

Форма работы учащихся: командная.

Основная часть

I. Организационный  этап.

- Сегодня  у нас будет урок в виде игры. Работать вы будете по командам.

- А для начала…

Кто победит, кто проиграет -

Вас эта тайна донимает.

Но я желаю  всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

 

Мы говорим все дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

(учащиеся делятся на три команды; придумывают название)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Мы закончили раздел, который назывался…..( «Стихи русских поэтов»). Значит, сегодня мы должны….. .(повторить, обобщить знания по данному разделу, вспомнить стихи русских поэтов).

- А чтобы вам было интересно и познавательно урок проведём в виде  телевизионной  игры -  «По следам счастливого случая». Игра состоит из нескольких геймов.

III. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- ПЕРВЫЙ ГЕЙМ:  «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

Инструкция:  командам  раздаются листочки,  на которых записаны строчки из стихотворений, но они не закончены,  необходимо выбрать правильный ответ и закончить строчку.

  1. Ф.И. Тютчев: Где бодрый серп гулял  и ______________________________                              

а/ спал колос

б/ падал колос

в/ созревал колос

  1. Но далеко ещё ________________________________

а/ до новых зимних бурь

     б/ до старых зимних бурь

     в/ до первых зимних бурь

  1. Неподвижною, немою, _____________________________________________

а/ чудной жизнью он блестит

б/ яркой жизнью он блестит

в/ светлой жизнью он блестит

  1. В нём ничто не затрепещет,

Он  весь вспыхнет и заблещет __________________________________________

     а/ немыслимой  красой

     б/ ослепительной красой

     в/ яркой красой

  1. А. Майков: С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

____________________________________

а/ листья ведром загребать

б/ листья совком загребать

в/ листья ногой загребать

  1. А.А. Фет: Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе ____________________________,

а/ играет буря

б/ мигает буря

в/ зевает буря

Ветер свищет на _________________.

а/ горе

б/ дворе

в/ ковре

(за правильный ответ – 1 балл, всего – 7 баллов)

ВТОРОЙ ГЕЙМ:  «ЗАМОРОЧКИ  ИЗ ЛАРЦА»

Инструкция: команды по очереди достают вопросы из ларца.   /слайды/

     1.  Расшифровать строчку из стихотворения А.А.Фета

2. Расшифровать строчку из стихотворения А.А.Фета

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром    C:\Users\учитель\Desktop\1.jpg

C:\Users\учитель\Desktop\5.jpg C:\Users\учитель\Desktop\7.jpg

      3. Расшифровать строчку из стихотворения А.А.Фета

       

        Влажную землю в лесу…

       4. Расшифровать строчку из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

           По дороге зимней, скучной

           C:\Users\учитель\Desktop\0077.jpg C:\Users\учитель\Desktop\persidskaya_borzaua.jpg C:\Users\учитель\Desktop\run-clipart-17100312-Illustration-of-a-boy-running-on-a-white-background-Stock-Vector.jpg,

            C:\Users\учитель\Desktop\8.jpg однозвучный

            Утомительно гремит.

        5.Расшифровать строчку из стихотворения Ф.И.Тютчева «Вечер»

           Как  C:\Users\учитель\Desktop\wallperz.com-20170115150013.jpg вешнее в разливе,

           Светлея, не колыхнёт день, -

           И торопливей, молчаливей

           Ложится по долине  C:\Users\учитель\Desktop\6799957630_eec9931034_z-kopiya.jpg.

         6.Расшифровать строчку из стихотворения А.Майкова  «Зимнее утро»

Морозит. C:\Users\учитель\Desktop\tumblr_static_snow_field.jpg хрустит. C:\Users\учитель\Desktop\2914.jpg  над полями.

Из хижин ранний  C:\Users\учитель\Desktop\1.jpg разносится клубами

В янтарном  C:\Users\учитель\Desktop\1484283352_547168_82.jpg пылающих небес.

(за правильный ответ – 1 балл)

ТРЕТИЙ ГЕЙМ: «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» /вопросы от Т.А. Кузнецовой – учителя русского языка и литературы»

Инструкция:  командам  раздаются  карточки,  на которых  записаны строфы из стихотворений. Необходимо указать рифмующиеся строки и назвать рифму.

1.

Строфы

Рифма

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял  и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Перекрёстная

Парная

Опоясывающая

2.

Строфы

Рифма

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

          Слышать, сучья трещат,

Листья ногой  загребать!

Перекрёстная

Парная

Опоясывающая

3.

Строфы

Рифма

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Перекрёстная

Парная

Опоясывающая

(за правильный ответ – 2 балла)

ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ:  «ГОНКА»

1.

Инструкция:  командам  раздаются  карточки,  на которых  записано  стихотворение И.А. Бунина «Листопад». Необходимо  подчеркнуть эпитеты.

Эпитет – это художественное определение предмета, явления, человека.

     Эпитет – это художественное определение предмета, явления, человека.

Лес, точно терем  расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(каждый эпитет – 1 балл)

2.

Инструкция:  командам  раздаются  карточки,  на которых  записано  стихотворение Ф.И. Тютчева  «Чародейкою зимою». Необходимо  подчеркнуть  олицетворение.

Олицетворение – наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами.

   Олицетворение – наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами.

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(олицетворение  – 1 балл)

3.

Инструкция:  командам  раздаются  карточки,  на которых  записаны  строфы  из   стихотворений. Необходимо  подсчитать  и указать, сколько строк входит  в каждую строфу.

Строфы

Рифма

1.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

2.Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

3.Знаю, недаром средь мхов

Ранний подснежник я рвал;

Вплоть до осенних цветов

Каждый цветок я встречал.

           4. Солнце зимнее ли мещет

           На него свой луч косой –

           В нём ничто не затрепещет,

           Он весь вспыхнет и заблещет

 Ослепительной красой.

Двустишие

Шестистишие

Четверостишие

Пятистишие

Восьмистишие

(за каждый правильный ответ  – 1 балл, всего – 4 балла)

IV. Рефлексия.

Вот и кончилась игра,

Расходиться нам пора.

Посчитаем все очки –

Подведем итог игры.

- Россия страна богатая на поэтов и писателей, давшая миру много известных людей. Лучшие стихи великих поэтов – это те стихи, которые  читаем в школе, но есть много замечательных стихотворений, которые мы не проходим  в школьной программе. Когда вы их прочтёте, то  узнаете ещё больше о красоте природы, и то, как она может быть прекрасна в разные времена года.

Список использованной литературы

  1. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждение: в 2 ч. Ч. 1 /Л.А. Ефросинина, М.И.  Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  2. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Пушкин А.С. Лирика. – М.: Правда, 1980
  4. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Издательство «Советская Россия» Москва – 1977.
  5. https://yandex.ru/search/

Вывод (результат)

На данном  уроке в игровой форме интересно и познавательно  можно обобщить  знания учащихся 3 класса по разделу «Стихи русских поэтов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Стихи русских поэтов о зиме

Презентация. Отрывки  из стихотворений Тютчева Ф., Фета А., Бунина И., Есенина С., Бальмонта К. о зиме....

Красота родной природы в стихах русских поэтов

Данную презентацию можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения....

Урок-презентация на тему "Стихи русских поэтов о зиме".

Конспект урока литературного чтения "Стихи русских поэтов о зиме" с презентацией....

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: «Стихи русских поэтов о Санкт-Петербурге»

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: «Стихи русских поэтов о Санкт-Петербурге». Для 3-4 класса. Выдаётся заранее, ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....

Стихи русских поэтов о зиме.

Презентация по литературному чтению выполнена в форме тренажера. Прочитав строки стихотворений о зиме, учащиеся определяют автора  произведения....