Люби живое. Автобиографическое повествование М. М. Пришвина "Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сысоева Галина Викторовна

На уроке учащиеся познакомятся с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»;  научатся определять тему и главную мысль произведения, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова. Ученики проанализируют  литературный текст с опорой на систему вопросов учителя: будут выявлять основную мысль произведения, сформулируют ее на основе общения в коллективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon М.М. Пришвин "Моя Родина"90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сысоева Галина Викторовна,

                                                                               учитель начальных классов,                                    

первая кв. категория

МБОУ «Школа №15 г.Феодосии Республики Крым»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

 3 – А класс

Урок 61  ( 20 февраля 2017 г.)

Тема: ЛЮБИ ЖИВОЕ. Автобиографическое повествование. М.М. Пришвин «Моя Родина»

Тип урока: постановка учебной задачи.

Цель урока: создать условия для ознакомления, формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли.

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомятся с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»;  научатся определять тему и главную мысль произведения, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова.
  • Метапредметные:

 познавательные – прогнозируют содержание раздела; анализируют  литературный текст с опорой на систему вопросов учителя:  выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на основе общения в коллективной деятельности; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте;

регулятивные – формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют в течение урока; читают в соответствии с целью чтения (молча, вслух, бегло, выразительно и т. д.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные – отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, строят диалог в паре и в группе; оформляют в мини-группе макет книжки, с помощью условных обозначений фиксируют приобретенные знания.

  • Личностные: предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению к родине, ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.

Образовательные ресурсы и оборудование для урока: 

  • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий  Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2014г.;
  • карточки с биографией писателя;
  •  презентация; компьютер с проектором;
  •  выставка книг  М. М. Пришвина;
  • заготовки для макетов книги «Моя Родина»;
  • схема « Жанры литературы»;
  • материалы для тестовой работы;
  • листы самооценки.

Этап урока.

t

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

УУД

1.

Орг. момент

1 мин

Проверяет готовность к уроку, дает общую установку на урок. Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, проверяют личные принадлежности к уроку.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2

Актуализация знаний.

1. .Речевая разминка

Слайд №2

2. Проверка домашнего задания

Слайды  №3-4

8-10 мин

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и осознание читаемого текста.

- Прочитайте отрывки из стихотворений Л. Квитко и М. Исаковского «Ветер»:

1. Ветер воет, завывает, 
Гнет деревья до травы, 
С веток яблоки срывает, 
Тащит шапку с головы.

2. Осторожно ветер
Из калитки вышел, 
Постучал в окошко, 
Пробежал по крыше…

- Каким вы представили ветер в каждом из стихотворений?

- Прочитайте каждое с нужной силой голоса и  соответствующей интонацией.

Проводит упражнение на дыхание.

«Свеча» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть, воображая, что задуваешь свечу.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу по изученному на предыдущем уроке.

- Мы закончили работу по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Какие стихи вы прочитали  дома самостоятельно? Презентуйте стихотворения вместе с макетом книжки.

-Кто из вас читал стихи о Родине

- Что такое родина? Как вы понимаете это слово?

- Объясните значение пословиц:

  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.    
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- А что значит «Любить свою Родину»?

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают стихотворения.

Выполняют речевую и дыхательную зарядку.

Демонстрируют макеты книги « Поэтическая тетрадь».

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения.

К.: учувствую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

П.: выразительно читают подготовленное стихотворение.

К.: Слушают собеседника.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Р.: осуществляют анализ объектов с опорой  на визуализацию.

П.: выделяют существенную информацию из текста пословиц.

3.

Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Слайды №5-7

2 мин

Подводит обучающихся к целям урока.

- Прочитайте тему урока «Люби живое.»

- Определите цели, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся…
  • Мы узнаем…
  • Мы вспомним…
  • Мы будем учиться…
  • Мы сможем поразмышлять…

Обращает внимание на шмуцтитул учебника ( с.57).

- Сверьте свои предположения с учебником.  

- Прочитайте название первого произведения раздела ( с.57) и фамилию автора.

- Читали ли вы это произведение раньше? Что вы знаете об авторе М. М. Пришвине?

- Как вы думаете, о чем это произведение? В каком жанре оно написано?

- Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, познакомимся с новым жанром литературы.

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, жанр произведения.

Под руководством учителя определяют задачи  чтения.

Р.: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

К.: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

 4.

Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство с биографией писателя: работа в группах.

Слайд №8

5 мин

Организует работу в мини-группах по карточкам и макету книги «Моя Родина»

- Вы попытались предположить до чтения, о каких событиях пойдет речь в произведении и в каком жанре оно написано.

- Возьмите макет новой книжки и заполните верхнюю и нижнюю строчки: автор и название.

- Вы лучше поймете произведение, его сюжет, если прочитаете выдержки из биографии М. М. Пришвина. Прочитайте текст на карточке, вклейте его в макет книжки и подготовьтесь ответить на вопросы: задайте вопросы по содержанию карточки друг другу.

«Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений,  писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе».

Начинают заполнять макет книжки «Моя Родина».

Воспринимают информацию на карточках, стоят вопросительные предложения по содержанию текста карточки. Работают в парах.

К.: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; участвую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

.

5.

Изучение нового материала.

1. Работа с толковым словарем

Слайд №9

Физминутка

2. Первичное восприятие произведения.

3. Беседа по содержанию.

Слайд №10

20 мин

Проводит словарную работу (слова написаны на доске).

- Посмотрите на эти слова и попробуйте их растолковать. Проверьте свои предположения по толковому словарю.

Кладовая

1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;                

2)  место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности  (лесные, подземные кладовые).  

- Потренируйтесь в правильном плавном чтении трудных слов.                      

Со-кро-ви-ща   - сокровища    (драгоценность)                        

Кла-до-ва-я   -  кладовая  солнца    

Про-буж-да-ет-ся   -    пробуждается (просыпается)

Организует первичное прослушивание текста с предварительной целевой установкой.

- Прослушайте  произведение и определите его жанр.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Выскажите мнение о произведении одним словом.

- От чьего лица ведется рассказ?

- Чему учит произведение?

- В каком жанре оно написано?

- Рассказ такого вида называется «очерк». Прочитайте на экране значение этого слова.

Очерк – это полухудожественный - полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Небольшой документальный рассказ о жизни , людях , Родине , природе , искусстве , музыке и т. д. Краткое описание жизненных событий.

- Приклейте на макет символ, обозначающий очерк – «квадрат».

- С чего начиналась Родина маленького Пришвина?

- Чем угощала его мать по утрам?

- Почему чай с молоком решил его жизнь в лучшую сторону?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения по значению слов, сверяются с толковым словарем.

Тренируются в чтении длинных и трудных слов.

Прослушивают текст.

Рассуждают,

воспринимают информацию сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют жанр произведения.

Работают с макето книги.

Аргументируют свою точку зрения.

Р.: осмысляют материал;

К.: участвую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

6.

Повторное чтение. Анализ произведения.

           

Слайды №11- 12

Организует повторное выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

- Найдите ответы на вопросы:

«Всегда ли Пришвин жил в деревне?»

«Какое значение он придавал раннему подъему?»

«В чем заключалась охота писателя?»

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

- Мы не раз говорили о том, что жизнь без растений и животных на Земле невозможна, об охране природы. Что значит «охранять природу»?

- К кому обращается писатель в конце очерка?

- Что значит «кладовая солнца»?

- Что Пришвин называет «сокровищами жизни»?

- К чему призывает писатель в конце очерка? Прочитайте главные слова произведения.

«Охранять природу – значит охранять Родину!»

- Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА.

Читают «по цепочке»,

выборочно по вопросам.

Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Участвуют в чтении в соответствии с заданием учителя («цепочкой», молча, за «диктором»)

Участвуют в коллективной  беседе  и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения, делают выводы.

Подтверждают свои выводы выдержками из текста.

П.: выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

К.: Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания.

Р.: Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию.

7.

Самостоятель

ная  работа. Проверка  глубины понимания изученного.

Организует выполнение тестовой работы.

- Сейчас вы узнаете,  насколько  хорошо  познакомились с текстом.  Прочитайте начала предложений, отметьте продолжение фраз.

1. Мать угостила меня …                                              

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал (а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.                    

Проверка  проводится в парах и коллективно.

Выполняют задания теста – подчёркивают ответ.  

Проверяют коллективно, ставят плюс, если ответ правильный. Оценивают себя.

П:совершенствуют умение осознанно строить речевое высказывание.

Л.: владеют навыками самостоятельной работы.

Р.: анализируют и оценивают собственную деятельность.

8.

Домашнее задание.

Слайд №13

1 мин

Объясняет домашнее задание.

  • Читать выразительно текст «Моя Родина».
  • Выучит последний абзац.
  • Записать в макете книжки родственные слова к слову РОДИНА

Отвечают на вопросы.

Выслушивают домашнее задание.

Р.: Осознают, принимают, сохраняют учебные  задачи.

9.

Итог урока.

Рефлексия

Слайд №14

5-7 мин

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов обучающимися. Проводит бес еду по содержанию урока.  Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью схемы.

-  Я очень надеюсь, что знания, приобретенные на сегодняшнем уроке, вам пригодятся в дальнейшем. И читайте книги! Ведь книги дарят нам невообразимую радость встречи с неизведанным и прекрасным!

Подводят  итог урока.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу.

К.: участвую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р.: анализируют и оценивают собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Люби живое" 3 класс ("Школа России")

Данный материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ "ЛЮБИ ЖИВОЕ"...

Презентация для обобщающего урока по разделу "Люби живое"

Урок-конференция "Земля - наш дом родной" - это обобщающий урок литературного чтения по разделу "Люби живое" в 3 классе. Программа "Школа России". Учителю помогают корреспонденты "Лесной газеты"....

Обобщение по разделу "Люби живое"

Нестандартный урок литературного чтения в 3 классе, разнообразные виды деятельности обучающихся на уроке...

Литературное чтение "Люби живое"

конспект урока пронрамма "Школа России" 3 класс...

Презентация к уроку "Люби живое. Автобиографическое повествование М. М. Пришвина "Моя Родина"

Презентация является сопровождающим урок литературного чтения материалом, помогающим  донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.  ...