Люби живое. Автобиографическое повествование М. М. Пришвина "Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
На уроке учащиеся познакомятся с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»; научатся определять тему и главную мысль произведения, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова. Ученики проанализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя: будут выявлять основную мысль произведения, сформулируют ее на основе общения в коллективной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
М.М. Пришвин "Моя Родина" | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сысоева Галина Викторовна,
учитель начальных классов,
первая кв. категория
МБОУ «Школа №15 г.Феодосии Республики Крым»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
3 – А класс
Урок 61 ( 20 февраля 2017 г.)
Тема: ЛЮБИ ЖИВОЕ. Автобиографическое повествование. М.М. Пришвин «Моя Родина»
Тип урока: постановка учебной задачи.
Цель урока: создать условия для ознакомления, формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли.
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомятся с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»; научатся определять тему и главную мысль произведения, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова.
- Метапредметные:
познавательные – прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя: выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на основе общения в коллективной деятельности; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте;
регулятивные – формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют в течение урока; читают в соответствии с целью чтения (молча, вслух, бегло, выразительно и т. д.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные – отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, строят диалог в паре и в группе; оформляют в мини-группе макет книжки, с помощью условных обозначений фиксируют приобретенные знания.
- Личностные: предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению к родине, ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.
Образовательные ресурсы и оборудование для урока:
- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2014г.;
- карточки с биографией писателя;
- презентация; компьютер с проектором;
- выставка книг М. М. Пришвина;
- заготовки для макетов книги «Моя Родина»;
- схема « Жанры литературы»;
- материалы для тестовой работы;
- листы самооценки.
№ | Этап урока. | t | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика. | УУД |
1. | Орг. момент | 1 мин | Проверяет готовность к уроку, дает общую установку на урок. Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя, проверяют личные принадлежности к уроку. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. |
2 | Актуализация знаний. 1. .Речевая разминка Слайд №2 2. Проверка домашнего задания Слайды №3-4 | 8-10 мин | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и осознание читаемого текста. - Прочитайте отрывки из стихотворений Л. Квитко и М. Исаковского «Ветер»: 1. Ветер воет, завывает, 2. Осторожно ветер - Каким вы представили ветер в каждом из стихотворений? - Прочитайте каждое с нужной силой голоса и соответствующей интонацией. Проводит упражнение на дыхание. «Свеча» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть, воображая, что задуваешь свечу. Проверяет домашнее задание. Проводит беседу по изученному на предыдущем уроке. - Мы закончили работу по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Какие стихи вы прочитали дома самостоятельно? Презентуйте стихотворения вместе с макетом книжки. -Кто из вас читал стихи о Родине - Что такое родина? Как вы понимаете это слово? - Объясните значение пословиц:
- А что значит «Любить свою Родину»? | Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают стихотворения. Выполняют речевую и дыхательную зарядку. Демонстрируют макеты книги « Поэтическая тетрадь». Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. | К.: учувствую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. П.: выразительно читают подготовленное стихотворение. К.: Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Р.: осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию. П.: выделяют существенную информацию из текста пословиц. |
3. | Сообщение темы урока. Определение целей урока. Слайды №5-7 | 2 мин | Подводит обучающихся к целям урока. - Прочитайте тему урока «Люби живое.» - Определите цели, используя опорные слова:
Обращает внимание на шмуцтитул учебника ( с.57). - Сверьте свои предположения с учебником. - Прочитайте название первого произведения раздела ( с.57) и фамилию автора. - Читали ли вы это произведение раньше? Что вы знаете об авторе М. М. Пришвине? - Как вы думаете, о чем это произведение? В каком жанре оно написано? - Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, познакомимся с новым жанром литературы. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, жанр произведения. Под руководством учителя определяют задачи чтения. | Р.: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. К.: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. |
4. | Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией писателя: работа в группах. Слайд №8 | 5 мин | Организует работу в мини-группах по карточкам и макету книги «Моя Родина» - Вы попытались предположить до чтения, о каких событиях пойдет речь в произведении и в каком жанре оно написано. - Возьмите макет новой книжки и заполните верхнюю и нижнюю строчки: автор и название. - Вы лучше поймете произведение, его сюжет, если прочитаете выдержки из биографии М. М. Пришвина. Прочитайте текст на карточке, вклейте его в макет книжки и подготовьтесь ответить на вопросы: задайте вопросы по содержанию карточки друг другу. «Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе». | Начинают заполнять макет книжки «Моя Родина». Воспринимают информацию на карточках, стоят вопросительные предложения по содержанию текста карточки. Работают в парах. | К.: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; участвую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. . |
5. | Изучение нового материала. 1. Работа с толковым словарем Слайд №9 Физминутка 2. Первичное восприятие произведения. 3. Беседа по содержанию. Слайд №10 | 20 мин | Проводит словарную работу (слова написаны на доске). - Посмотрите на эти слова и попробуйте их растолковать. Проверьте свои предположения по толковому словарю. Кладовая 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов; 2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые). - Потренируйтесь в правильном плавном чтении трудных слов. Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность) Кла-до-ва-я - кладовая солнца Про-буж-да-ет-ся - пробуждается (просыпается) Организует первичное прослушивание текста с предварительной целевой установкой. - Прослушайте произведение и определите его жанр. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - Выскажите мнение о произведении одним словом. - От чьего лица ведется рассказ? - Чему учит произведение? - В каком жанре оно написано? - Рассказ такого вида называется «очерк». Прочитайте на экране значение этого слова. Очерк – это полухудожественный - полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. - Приклейте на макет символ, обозначающий очерк – «квадрат». - С чего начиналась Родина маленького Пришвина? - Чем угощала его мать по утрам? - Почему чай с молоком решил его жизнь в лучшую сторону? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения по значению слов, сверяются с толковым словарем. Тренируются в чтении длинных и трудных слов. Прослушивают текст. Рассуждают, воспринимают информацию сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Определяют жанр произведения. Работают с макето книги. Аргументируют свою точку зрения. | Р.: осмысляют материал; К.: участвую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
6. | Повторное чтение. Анализ произведения.
Слайды №11- 12 | Организует повторное выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. - Найдите ответы на вопросы: «Всегда ли Пришвин жил в деревне?» «Какое значение он придавал раннему подъему?» «В чем заключалась охота писателя?» Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. - Мы не раз говорили о том, что жизнь без растений и животных на Земле невозможна, об охране природы. Что значит «охранять природу»? - К кому обращается писатель в конце очерка? - Что значит «кладовая солнца»? - Что Пришвин называет «сокровищами жизни»? - К чему призывает писатель в конце очерка? Прочитайте главные слова произведения. «Охранять природу – значит охранять Родину!» - Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА. | Читают «по цепочке», выборочно по вопросам. Взаимодействуют с учителем во время опроса. Участвуют в чтении в соответствии с заданием учителя («цепочкой», молча, за «диктором») Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения, делают выводы. Подтверждают свои выводы выдержками из текста. | П.: выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. К.: Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Р.: Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. | |
7. | Самостоятель ная работа. Проверка глубины понимания изученного. | Организует выполнение тестовой работы. - Сейчас вы узнаете, насколько хорошо познакомились с текстом. Прочитайте начала предложений, отметьте продолжение фраз. 1. Мать угостила меня … а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе … а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю … а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством. 5. Я прочитал (а)… а) сказку; б) рассказ; в) очерк. Проверка проводится в парах и коллективно. | Выполняют задания теста – подчёркивают ответ. Проверяют коллективно, ставят плюс, если ответ правильный. Оценивают себя. | П:совершенствуют умение осознанно строить речевое высказывание. Л.: владеют навыками самостоятельной работы. Р.: анализируют и оценивают собственную деятельность. | |
8. | Домашнее задание. Слайд №13 | 1 мин | Объясняет домашнее задание.
| Отвечают на вопросы. Выслушивают домашнее задание. | Р.: Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. |
9. | Итог урока. Рефлексия Слайд №14 | 5-7 мин | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов обучающимися. Проводит бес еду по содержанию урока. Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью схемы. - Я очень надеюсь, что знания, приобретенные на сегодняшнем уроке, вам пригодятся в дальнейшем. И читайте книги! Ведь книги дарят нам невообразимую радость встречи с неизведанным и прекрасным! | Подводят итог урока. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. | К.: участвую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Р.: анализируют и оценивают собственную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение по разделу "Люби живое" 3 класс ("Школа России")
Данный материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ "ЛЮБИ ЖИВОЕ"...
Презентация для обобщающего урока по разделу "Люби живое"
Урок-конференция "Земля - наш дом родной" - это обобщающий урок литературного чтения по разделу "Люби живое" в 3 классе. Программа "Школа России". Учителю помогают корреспонденты "Лесной газеты"....
Обобщение по разделу "Люби живое"
Нестандартный урок литературного чтения в 3 классе, разнообразные виды деятельности обучающихся на уроке...
Конспект урока чтения 3 класс. Обобщение по разделу "Люби живое"
умение работать с текстом и информацией...
Литературное чтение "Люби живое"
конспект урока пронрамма "Школа России" 3 класс...
Презентация к уроку "Люби живое. Автобиографическое повествование М. М. Пришвина "Моя Родина"
Презентация является сопровождающим урок литературного чтения материалом, помогающим донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. ...