Урок обучения грамоте «Звуки [д, д,]. Буквы Д д».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
1) Познакомить с новой буквой Д, д; научить давать характеристику звукам [ д] ,[д'].
2) Способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти;
3)Расширять кругозор, воспитывать любознательность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: урок обучения грамоте.
Класс: 1.
Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Д д».
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).
Технология: технология системно-деятельностного подхода, технология личностно- ориентированного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесбьерегающие технологии
Цели: 1) Познакомить с новой буквой Д, д; научить давать характеристику звукам [ д] ,[д'].
2) Способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти;
3)Расширять кругозор, воспитывать любознательность;
Планируемые результаты образования :
Предметные: знать букву Д,д; уметь давать характеристику звукам [д ], [д']. в словах, читать плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимать содержание прочитанного.
Метапредметные( критерии сформированности /оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свои действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывать своё мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Оборудование: карточки со слогами-слияниями для группы детей «Звезды», фигурки из картона звезды и рыбы для учащихся, презентация к уроку, интерактивная доска, учебник Азбука, автор В.Г.Горецкий (1 часть), Тренажер по чистописанию, авторы О.Е.Жиренко, Т.М Лукина, звуковые схемы для учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | ||
1. Мотивация к учебной деятельности. | В школу мы пришли учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно | Дети настраиваются на работу. | Личностные: 1)Формируем эмоциональное отношение к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний. Введение в тему. Физкультминутка для глаз. | Речевая разминка. 1) Дыхательная гимнастика: нюхаем цветы; дуем на снежинку. 2) Звуковая разминка. (Слайд 1) а) Сочетание гласных: упражняем силу голоса: произносим гласные, начиная шепотом и постепенно увеличиваем силу голоса, произносим гласные громко и постепенно заканчиваем произносить шепотом ауыие б) Прочитайте короткие предложения с нужной интонацией и ударением: Оа. Уи? Ао! в) Развитие поля зрения Таблица Шульте. г) Развитие поля зрения, зрительное восприятие слов. (Слайд 2) «Фотоглаз» БОК БРАТ БАРАН КАБАН (Слайд 2) - Есть ли среди слов слово брал? кубик? (Нет.) - Сколько всего слов было написано?(4.) - Кто может перечислить все слова? Учитель открывает доску. - Что общего во всех этих словах? (Буква Б в начале слова.) - Зажмурьте глаза. Откройте. Посмотрите перед собой, вдаль. д) Работа над четкостью и быстротой произнесения звуков. Скороговорка. Баран Буян залез в бурьян. - Что такое бурьян? Буян? (Слайд 4) - Что такое бурьян? Буян? (Слайд 4) II. Актуализация знаний. Введение в тему. - Какие звуки часто повторяются в словах? ([б], [б,]) - Какой буквой на письме обозначена твёрдость этого звука? (а,у) - Какими ещё буквами может обозначаться твёрдость предыдущих согласных? (о, ы) - Какими буквами на письме обозначается мягкость согласного звука? (е, и) | Выполняют задания, сев на стулья удобно. Прочитывают про себя слова, стараясь их запомнить 1)проговаривают шепотом и медленно; 2) вполголоса и в обычном темпе; 3) обычным голосом и быстро; | Коммуникативные: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Познавательные: 1) формируем умение на основе анализа делать выводы; 2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; |
3) Открытие нового знания | Сегодня у нас в гостях хорошо известный нам Незнайка. (Слайд 3) Он предлагает нам отгадать загадку. 1. Выделение звуков [д],[д,]. -Отгадайте загадку: Вот огромный шумный мир, - Выполните слогозвуковую схему слова дом. (Слово состоит из одного слога) -Проговорим и послушаем первый звук[ д].) -Он нам знаком? (нет) –Проведем небольшую исследовательскую работу. -Что в заметили? ( не тянется, воздух встречает преграду, т.к. язык упирается в зубы) -Какой вывод можно сделать? (он согласный) -Понаблюдаем дальше за звуком. -Что еще мы должны узнать об этом звуке? (звонкий или глухой) -Исследуйте звук. Какой вывод делаем? (звонкий) -Это постоянные признаки звука. -А какой же не постоянный признак? (твердость-мягкость) -Проговорим слово. Что заметили? (звучи твердо) Почему? -Как же образовано слово? (из слога – слияния с твердым согласным звуком, примыкающего к нему твёрдого звонкого согласного [ м].) - Договорите слово. Кто дружнее всех на свете? Ну, конечно ж, это ДЕТИ. (Слайд 5) - Выполните слогозвуковую схему слова дети. (Слово состоит из двух слогов). - Назовите первый слог.(де) -Проговорим и послушаем первый звук[д']) -Что вы заметили? (не тянется, воздух встречает преграду, т.к. язык упирается в зубы) -Какой вывод можно сделать? (он согласный) -Понаблюдаем дальше за звуком. -Что еще мы должны узнать об этом звуке? (звонкий или глухой) -Исследуйте звук. Какой вывод делаем? (звонкий) -Это постоянные признаки звука. -А какой же не постоянный признак? (твердость-мягкость) -Проговорим слово. Что заметили? (звучит мягко) Почему? -Как же образовано слово? ( образовано из слога – слияния с согласным мягким звуком, второй слог образован из слога – слияния с мягким согласным звуком.) - Проговорите чётко первые звуки в каждом слове, -Какие звуки пришли сегодня к нам в гости? [ д] [д'] Охарактеризуйте их. -Звука два, а сколько букв нужно для их обозначения? (одна) - Давайте еще раз вернемся к словам дом и дети. - Кто знает, а какой буквой на письме обозначается звук [д] в слове дом? (Д) - Звук [д'] в слове дети? (Д) - Сколько букв потребуется, чтобы обозначить на письме два звука [д],[д']? (Одна.) - Кто может показать в алфавите букву Д? (Открывается карточка.) (Слайд 6) | Ответы на вопросы, высказывание предположений Анализ произношения звуков Построение звуковых схем слов | Коммуникативные: 1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: 1)формируем умение на основе анализа делать выводы; 2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 2)формируем умение моделировать слова |
3.Формулирование темы и задач урока. | - Ребята, как выдумаете, какая тема сегодняшнего урока? - Какие задачи поставим перед собой? (Звуки [д]. [д'],буква их обозначающая. Учиться различать звуки[д] [д'], читать слова с этой буквой.) | Ответы детей | Регулятивные: 1) формируем умение строить целеполагание- постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Физминутка Минутка релаксации | Распознавание на слух выделенных звуков [д],[д,] - Если в слове [д] – хлопают в ладоши мальчики, [д,] – девочки. Учитель диктует слова: водица, дудочка, дерево, стук, дедушка. - Придумайте свои слова со звуками [ д] [д'] - Знакомство с буквами Д,д. - Почему на карточке 6 букв Д? По какому признаку их разделили? (Письменные и печатные; заглавные и строчные.) - Когда на письме используем заглавную букву? Помним пишутся всегда С большой буквы города, Реки, страны, имена И фамилия моя. -На что похожа буква Д? (Слайд 7) Это домик – буква Д В домике окошко. Из трубы идёт дымок, А в окошке – кошка. 4. Прописывание буквы Д (Слайд 8) -Откройте тренажеры на с. 52 и пропишите букву Д по точкам. Работа по учебнику с. 104-105. Дифференцированная работа (по уровню сложности). - Чтобы хорошо научиться читать, мы начнем упражняться с чтения слогов-слияний. Вместе со мной слоги – слияния начнут читать ребята, у которых на столе лежат морские звезды. - Выделите в карточках синим карандашом слоги – слияния с твёрдым согласным звуком, а зелёным карандашом слоги – слияния с мягким согласным звуком. ДА ДИ ДЫ ДУ ДО ДЕ - Ребята, у которых на столе лежат рыбы, самостоятельно читают слова с пометами на с.105, (учитель указывает задание на доске) Чтение слогов – слияний с группой слабо читающих детей. Чтение хором. (Слайд 9) - Прочитайте слоги: с твёрдым согласным звуком; с мягким согласным звуком; предавая голосом радость, грусть. Чтение слов с пометами (на доске) группой хорошо читающих детей: целыми словами, выделяя ударный слог. (Слайд 10) Мы читали и устали, Дружно все мы тихо встали, Ручками похлопали - 1,2,3, Ножками потопали - 1,2, 3 Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели, Мы немножко отдохнем И опять читать начнем. Вопрос к обеим группам: -Значение каких слов было непонятным? Словарная работа: -Что обозначают слова?
- Сколько значений у этого слова? (Два.) -Как называются такие слова? (многозначные) Водопад – быстрое падение потока воды с высоты. (Слайд 12) Минутка релаксации: слушают шум водопада и смотрим на воду. - Произнесём и прислушаемся к последнему звуку слова? - Что услышали? (Звук [т].) - А теперь прочитайте слово. Что увидели на конце? (Букву д.) - Автор допустил ошибку? - Как будет звучать слово, если их будет много? (Водопады.) - Что вы заметили? (Слышим звук [т], а пишем букву д.) (Слайд 13) - Что же происходит буквами Д и Т? (Хитрят, играют с нами.) - Кто догадался, где же должна поселиться буква Д? (Находят место в ленте букв над буквой Т.) - Что вы заметили? (Образовалась третья пара по звонкости – глухости.) - Найдите ещё слова, где играют звук с буквой? (Водолаз, труд.) - Сравните слова I столбика. Что в них общего? (Часть слова вод.) - А что их объединяет? (Общее значение – вода.) - Слова, имеющие общее значение и общую часть называют родственными. - А можно ли назвать слова II столбика родственными? Почему? (Да, общее значение и общая часть.) - Прочитайте слова с одним слогом. (Труд.) - Прочитайте слова со вторым ударным слогом. (Вода, подводные, трудна.) - Прочитайте слова с третьим ударным слогом. (Водопад, водолаз.) - Прочитайте слова, в которых количество звуков больше, чем букв. (Водные, подводные.) Работа по рисунку. Рассказ учителя. - Что вы видите на с.104? -Как называют людей, которые исследуют океанское, морское или речное дно, выполняя определенные работы под водой? (Водолазы, аквалангисты). - Посмотрите, водолазы выполняют разную работу под водой: достают затонувшие сокровища, ремонтируют корабли и даже снимают кино. Под водой их подстерегают разные опасности, поэтому чаще всего под воду уходят сразу несколько человек, чтобы в случае опасности придти на помощь друг другу. (Слайд 14) -А вот о том, какую еще работу выполняют водолазы, мы узнаем, послушав своего одноклассника. Чтение текста заранее подготовленным учеником. (Марутик Илья) - Какую профессию имели папы Димы и Нади? - Какую работу выполняли папы мальчиков? - Как вы думаете, легко ли им было выполнять эту работу? - Так, что же вы узнали о профессии водолаза? (Профессия трудная.) - Каким предложением можно подтвердить вашу мысль? (Работа водолазов трудна.) - Как можно озаглавить этот текст? («Работа водолазов».) - О каких профессиях мы узнали из уроков чтения? (Капитан, повар, слесарь, строитель.) - Все профессии важны и почетны. Чтобы стать настоящим мастером своего дела, надо хорошо учиться, заниматься спортом. | работа в тренажере Работа по группам Ответы детей работа по учебнику | Коммуникативные: 1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Познавательные: 1) формируем умение анализировать с целью выделения признаков; 2)формируем умение на основе анализа делать выводы; 3) формируем умение ориентироваться в учебнике, находить ответы в учебнике на поставленные вопросы |
5.Рефлексия учебной деятельности | Игра со словами. (Слайд 13) - Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира кроется здесь. Соберите слова, спрятанные в одинаковых фигурах. (Дельфин, медуза, звезда.) - Что обозначают все слова? (Морские жители.) (Слайд 14) - Что общего во всех этих словах? (Буква д.) - На какие 2 группы можно разделить все эти слова? (Д – в начале слова – дельфин, д – в середине слова – медуза, звезда.) - Что вы узнали об этой букве? - Какую задачу ставили в начале урока? (Диалог учителя и учащихся.) - Кто считает, что он научился различать [ д] [д']и читать слова с буквой Д, поместите своих рыб и звезд в наш классный аквариум. Мы его назовем аквариумом нашего успеха. (Слайд 15) Урок окончен. Спасибо за работу. | Подведение итога своей деятельности обсуждение, коррекция и оценка | Личностные: 1) формируем умение оценивать усваиваемое содержание; Познавательные: 1) формируем умение анализировать с целью выделения признаков; Регулятивные 1) формируем умение владеть навыками результирующего самоконтроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»
Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".
Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....
Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.
Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...
Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.
Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...
Урок обучения грамоте "Звуки [д] [д \'], буквы Д,д"
Урок построен на основе деятельностного подхода в обучении....