Тема урока: В. М. ГАРШИН «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 56.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 50 Тема урока: В. М. ГАРШИН «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и содержанием его произведения «Сказка о жабе и розе»; научатся: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей | Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев, из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием |
Образовательные ресурсы: портрет писателя, выставка книг с произведениями В. М. Гаршина, поделки «Роза», выполненные на уроках трудового обучения, привлекательное изображение жабы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Учитель может приготовить дипломы, медальки не только за лучшее содержание сказки, но и за оригинальный сюжет, за необычное, интересное оформление и т. д. | Проверку домашнего задания можно провести в виде книжной выставки и конкурса на самую интересную, самую оригинальную, самую поучительную сказку. Ученики не просто читают свои сказки, а «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читая по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили совершить путешествие именно в часы | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные – Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку. – Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? – Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»? – Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя – Сказка – произведение фольклора, повествующее о чем-нибудь необычном, невероятном. – Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц. – Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных. Фиксируют на доске интересные формулировки. – «Узнать, какая роза…», «Что произошло с героями…», «Узнать, какая это сказка…», «Почему жаба общается с розой?» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Знаком-ство с жизнью и творчеством | Рассказывает о творчестве В. М. Гаршина. – Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя. – Его главными жизненными принципами стано-вится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убежден в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слезы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире. – Читая сегодня его «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами | Слушают учителя. Задают вопросы | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
IV. Первичное чтение сказки | Организует знакомство с текстом сказки. Задает вопросы после чтения. – Понравилась вам сказка? – Какое впечатление она на вас произвела? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему? – Почему автор назвал сказку именно так, могли бы вы придумать другое название? – Что вас больше всего поразило в произведении? – Каким вам показался Вася? – Как мальчик вел свои наблюдения? – Как это его характеризует? – Какие чувства вы испытываете к Васе? – Какой вы представляете Машу? – Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их. – Можно ли считать, что благодаря Васе роза была спасена? Объясните ваше мнение. Подтвердите его словами сказки. – Какой вы представляете розу? Какова была роза? Прочитайте, как писатель передает внешний вид – Почему роза «чувствовала, что ее срезали недаром»? – Что можете сказать о жабе? Почему жаба хотела уничтожить розу? – Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы. – Как вы думаете, что позволило писателю назвать эту историю сказкой? – О чем это произведение? В чем его главный смысл? – На уроках технологии вы выполняли поделку «Роза», а прежде чем приступить к этой работе, мы с вами рассмотрели очень много фотографий различных роз. Используя свои знания, наблюдения, скажите: какой это цветок – роза | Читают вслух по цепочке текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – Автор не описывает красоту розы. Он описы- – Главное для розы – СЧАСТЬЕ ЖИТЬ. Нам помогает понять счастье розы ее аромат | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
V. Чтение сказки с анализом | Организует выборочное чтение текста и анализ по частям. – Где росла роза? Как вы представляете садик? Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника? – Выберите действия розы. Кому обычно принадлежат такие действия? – Выберите эпитеты в описании розы. Что источала роза? – Как об этом пишет автор? Какие слова помогают это представить? – Выберите описание жабы. Какое впечатление производит жаба? С помощью каких слов автор добивается такого ощущения? – Прочитайте отрывок – описание жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Что для этого необходимо учитывать? | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Роза росла в старом тенистом саду. В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки. – Распускалась, раскрывала, точно плакала, уви-дела небо, почувствовала. Такие действия принадлежат человеку. Запах был словами, слезами, молитвой. – Автор использует в тексте эпитеты, образные определения: «тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами». Читают по тексту: «…На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…» и т. д. – Отталкивающее, отвратительное. Плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др. – Выделять голосом эпитеты, соблюдать темп | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания |
VI. Работа | Организует работу в группах. – Составьте рассказ о героях сказки. 1-я группа – о розе. 2-я группа – о жабе. 3-я группа – о детях. Организует презентацию работы групп, проводит анализ выступлений | Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу. Каждая группа готовит в течение 6 минут рассказ об одном из героев. Работают по правилу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода | Уметь слушать |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить пересказ: 1-й ряд – от имени розы; 2-й ряд – от имени жабы; 3-й – ряд от имени мальчика | Внимательно слушают, задают уточняющие | Сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения – Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод сказки произвел на вас особенное впечатление? Почему? – Сколько сюжетов в этой сказке? – Что позволило писателю назвать эту историю – Соответствует ли изображение жабы на рисунке жабе из этой сказки? Почему? – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Два сюжета: первый о розе и жабе, второй – | Осуществлять |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Урок - исследование литературного произведения в 4 классе...
Открытый урок "В.М. Гаршин Сказка о жабе и розе"
Открытый урок, данный в 4 классе в рамках Недели начальных классов...
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Урок и презентация к уроку....
Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.
Открытый урок по предмету «Литературное чтение» 2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...