Образовательная программа
рабочая программа по чтению на тему
Образовательная программа "АБВГДейка" реализуется в дополнительном образовании. Предназначена для обучения дошкольников 5-летнего возраста основам чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abvgdeyka_5_progr.docx | 86.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
I. | Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты | Стр. | ||
1 | Нормативно-правовые основания проектирования программы | 3 | ||
2 | Пояснительная записка | 4-7 | ||
2.1 | Направленность программы | 4 | ||
2.2 | Актуальность программы | 4 | ||
2.3 | Новизна программы | 5 | ||
2.4 | Педагогическая целесообразность программы | 5 | ||
2.5 | Отличительная особенность программы | 5 | ||
2.6 | Адресат программы | 6 | ||
2.7 | Уровень программы, объем и сроки реализации программы | 6 | ||
2.8 | Форма обучения | 6 | ||
2.9 | Режим занятий | 6 | ||
2.10 | Особенности организации образовательного процесса | 6 | ||
2.11 | Цели и задачи программы | 6-7 | ||
3 | Содержание программы | 7-9 | ||
3.1 | Учебный план программы | 7 | ||
3.2 | Содержание учебного плана | 7-8 | ||
3.3 | Планируемые результаты | 9 | ||
II | Комплекс социально-педагогических условий, включающий формы аттестации | |||
4 | Календарный учебный график программы | 9-12 | ||
5 | Условия реализации программы | 12-13 | ||
5.1 | Материально-техническое обеспечение программы | 12 | ||
5.2 | Перечень оборудования, инструментов и материалов | 12-13 | ||
5.3 | Информационное обеспечение программы | 13 | ||
5.4 | Кадровое обеспечение программы | 13 | ||
6 | Формы аттестации | 13-14 | ||
7 | Оценочные материалы | 14 | ||
8 | Методические материалы | 14-15 | ||
9 | Список литературы | 16-17 | ||
10 | Приложение | 18-21 | ||
11 | Лист согласования, изменения и дополнения к программе | 22 |
I. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты
Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДейка»
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (Далее – Приказ № 1008).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
№ 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке
дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного
обучения от 31 августа 2016 г.
8. Локально-нормативный акт МБУДО ЦТ «Солнечный город» «Положение о проектировании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» от 20 января 2017 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка» ориентирована на обучение чтению и письму детей дошкольного возраста, составлена на основе программы «Подготовка к обучению грамоте» Т.Р. Кисловой и пособий по дошкольной подготовке Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой.
В наш век технического прогресса и информатизации населения все острее встает вопрос: когда и как учить дошкольника читать и писать? Школы предпочитают набирать первоклассников, владеющих основами чтения и письма. Умеющему читать и писать ребенку открывается доступ к безграничному морю закодированной в буквенных символах информации. Самостоятельное чтение и письмо расширяет возможность познавательного и интеллектуального развития дошкольника, позволяет пополнять знания, обращаясь к разнообразным источникам и носителям печатного слова, что чрезвычайно важно в век информатизации, когда умение ее добывать, становится одной из ключевых личностных компетентностей. Чем раньше ребенок научится читать и писать, тем больше у него шансов поступить в престижное учебное заведение, безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, успешно освоить программу начальной школы.
Чтение и письмо – это сложные процессы, требующие определенной физической, психической, социальной, языковой зрелости детей. Достаточно высокого уровня развития восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоциональной сферы и произвольного поведения. Дошкольники наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание у них весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Существует много способов научить ребенка читать и писать до школы, и каждый их них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не принуждающих ребенка.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Во все занятия данной программы включены занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
Актуальность программы.
Раннее обучение чтению и письму – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать и писать. Поэтому создание дополнительной образовательной программы «АБВГДейка» по обучению грамоте детей 5 лет является актуальным. Образовательная деятельность по данной программе должна будет послужить толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у дошкольников позитивного отношения к обучению.
Новизна программы состоит в том, что педагог применяет новый стиль работы с учащимися, ранее не использованный. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое целое. Занятие обращено главным образом к чувствам воспитанников, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что методики, приемы и формы работы с учащимися, используемые педагогом в процессе реализации программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.
Отличительной особенностью программы является то, что в основе программы лежит игровая технология: на каждом занятии используются разнообразные дидактические игры, игровые сюжеты. Создаются соревновательные моменты с целью развития интереса, ответственности за свои поступки перед другими участниками соревнований, что позволяет детям с первых занятий участвовать в совместной жизни коллектива, а совместная деятельность способствует развитию их коммуникабельности, повышает интерес к учению и стремлению ребёнка лучше овладевать знаниями.
Занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь, улучшает память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность.
Адресат программы: данная программа предназначена для одновозрастного уровня мальчиков и девочек 5 лет, не имеющих предварительной подготовки к школе, степени сформированности интересов и противопоказаний по здоровью. Программа реализуется для объединения постоянного состава, работающего по группам 8-12 человек, согласно требованиям СанПиНа 2.4.4.3172-14. Набор в группы - свободный на основании собеседования и заявления от родителей (законных представителей).
Уровень программы - ознакомительный.
Объем – 72 часа.
Срок реализации – 1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Перерыв между занятиями - 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в группах по 8-12, согласно требованиям СанПиНа, сочетая групповое занятие с индивидуальным подходом. Состав группы постоянный. Возможен дополнительный набор в группы по результатам собеседования. Виды занятий: ролевая игра, тематическое занятие, самостоятельная работа, соревнование, экскурсия.
Цель программы: с целью пробного погружения в предметную среду создать условия для творческого самовыражения детей посредством познавательного интереса и обеспечения элементарной грамотности. Научить пользоваться приемами и техниками чтения и письма, направленными на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность. Содействовать развитию социально активной, успешной личности. Сформировать у детей 5 - летнего возраста общую ориентировку в звуковой системе языка, обучить их звуковому анализу, что поможет родителям в становлении воспитания и развития ребенка с учетом его интересов и способностей.
Задачи программы:
Личностные
- формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- формировать культуру речевого общения;
- формировать положительную самооценку;
- формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
- воспитывать интерес к чтению.
Предметные
- научить выделять на слух звук из слова и слога, т.е. проводить звуковой анализ слова;
- научить делить слова на слоги;
- научить чтению поэтапно;
- научить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
- научить составлять рассказ с заданным количеством предложений;
- научить заучивать небольшие стихотворения.
Метапредметные
- развивать интерес к занятиям по обучению чтению и письму;
- воспитывать интерес к традициям предков, к истории своей Родины;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать настойчивость в достижении конкретного результата.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в программу. | 2 | 1 | 1 |
2. | Гласные звуки, буквы. | 8 | 4 | 4 |
3. | Согласные звуки и буквы. | 36 | 17 | 19 |
4. | Звуковой состав йотированных гласных букв. | 6 | 4 | 2 |
5. | Буквы и знаки ь и ъ . Алфавит. | 3 | 2 | 1 |
6. | Слово. | 8 | 2 | 6 |
7. | Предложение. | 5 | 2 | 3 |
8. | Закрепление полученных знаний. Диагностика. | 4 | - | 4 |
Итого: | 72 | 32 | 40 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу.
Практика: выявление подготовленности детей. Речь, внимание, память, мышление. Проверка фонематического слуха и готовности к звукобуквенному анализу. Диагностика.
Раздел 2. Гласные звуки, буквы.
Теория: понятия «звук», «буква», «гласные звуки».
Знакомство с гласными звуками /а/,/о/,/у/,/э/, ы/, /и/.
Практика: дифференцирование понятия «звук» и « буква», «гласные звуки». Отработка артикуляции. Развитие мелкой моторики рук.Устный опрос.
Раздел 3. Согласные звуки и буквы.
Теория: закрепление понятия «согласные звуки». Знакомство с согласными звуками: /Н н*/, /Сс*/, /Кк*/, /Тт*/,/Лл*/,/Рр*/,/Вв*/, / Пп*/. Различие звуков /М*/,/М/; /З/-/З*/; /Б*/ -/Б**/.Различие звуков /Д/- /Д*/; /Г/ - /Г*/.Различие звуков /б/ - /п/; /в/ - /ф/; /в*/- /ф*/. Различие звуков /г/ - /к/. Различие звуков /з/ - /с/ и /д/ - / т/. Различие звуков /д/ - /т/ и /д*/ - /т*/.
Знакомство со звуками/ч*/,/ш/,/ж/, /щ*/. Различие звуков /ж/ - /ш/ и /ч*/ - /щ*/. Различие звуков /з/ - /с/ и /з*/ - с*/. Различие звуков /ш/ - /с/, /ш/ - /щ*/. Различие звуков /ж/ - /з/ и /ж/ - /ш/. Различие звуков /р - л/ и /р*- л*/.
Практика: отработка артикуляции при произношении согласных. Различие звуков: «гласные» и «согласные». Работа по звуковой дорожке. Отработка артикуляции, чёткого произношения согласных звуков. Определение их твёрдости и мягкости. Развитие мелкой моторики рук. Викторина.
Раздел 4. Звуковой состав йотированных гласных букв .
Теория: звуки /Й*/, /Й*О/, /Й*У/, /Й*А/, /Й*Э/. Различие йотированных звуков.
Практика: знакомство с буквами Ё, Ю, Я, Е. Повторение йотированных гласных. Различие понятий «звук», «буква». Различие йотированных гласных букв. Развитие мелкой моторики рук. Устный опрос.
Раздел 5. Буквы и знаки ъ и ь. Алфавит.
Теория: знакомство с буквами и знаками ь и ъ.
Практика: отработка чтения слогов с буквой ь. Развитие мелкой моторики рук. Викторина.
Раздел 6. Слово.
Теория: группировка слова по указанным признакам, объединение их в тематические группы.
Практика: образование новых слов, форм слов по знакомым моделям. Составление словосочетаний, предложений по картинке. Определение позиции звука в слове. Составление модели слова. Определение позиции звука в слове. Образование формы слов по знакомым моделям и составление моделей к данным словам. Развитие мелкой моторики рук. Устный опрос.
Раздел 7. Предложение.
Теория: понятие «предложение». Составление предложения из 2 – 3 слов по картинке. Составление схемы предложения. Составление предложения из 2 - 3 слов, опираясь на слова предложенные педагогом, на сюжетную картинку.
Практика: образование новых слов, форм слов по знакомым моделям. Составление словосочетания, предложения по картинке. Определение позиции звука в слове. Составление модели слова. Образование формы слов по знакомым моделям и составление моделей к данным словам. Развитие мелкой моторики рук. Викторина.
Раздел 8. Закрепление полученных знаний. Диагностика.
Практика: диагностика развития внимания, памяти, мышления, фонематического слуха и готовности к звукобуквенному анализу. Тестирование.
Планируемые результаты:
Личностные
- Развитие любознательности, активности и заинтересованности в изучении предмета;
- развитие доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные.
К концу года учащиеся будут
Знать:
- все звуки и буквы;
- гласные и согласные звуки.
Уметь:
- владеть понятиями «речь», «слово», предложение», «буква», «звук»;
- делить слова на слоги;
- выделять на слух звук из слова и слога;
- составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
- печатать буквы;
- составлять рассказ с заданным количеством предложений;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
Метапредметные.
- Развитие речевой деятельности на основе бесед, разговоров, высказываний;
- развитие интереса к занятиям по обучению грамоте и письму;
- формирование культуры речи;
- формирование возможности отвечать на вопросы педагога, работать в парах, в малых группах.
II. Комплекс социально-педагогических условий, включающий формы аттестации
Календарный учебный график программы
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | ||
По плану | Фактически | |||||
I. Введение в программу. | 2ч | |||||
1 | Выявление подготовленности детей. | 1 | Беседа | |||
2 | Тестирование. | 1 | Практическое занятие | |||
II. Гласные звуки и буквы. | 8ч | |||||
3 | Понятия: «звук», «буква», «гласные звуки». | 1 | Игра - путешествие | |||
4 | Гласный звук /а/, буква А. | 1 | Игра - путешествие | |||
5 | Гласный звук /о/, буква О. | 1 | Игра - путешествие | |||
6 | Гласный звук/у/, буква У. | 1 | Игра - путешествие | |||
7 | Гласный звук /э/, буква Э. | 1 | Игра - путешествие | |||
8 | Гласный звук /и /, буква И. | 1 | Игра - путешествие | |||
9 | Гласный звук /ы/, буква ы. | 1 | Игра - путешествие | |||
10 | Отработка артикуляции. Устный опрос. | 1 | Соревнование | |||
III. Согласные звуки и буквы. | 36ч | |||||
11 | Знакомство с понятием «согласные звуки». | 1 | Беседа | |||
12 | Знакомство с согласными звуками : /н - н*/, с буквой н. | 1 | Игра - путешествие | |||
13 | Согласные звуки : /с –с*/, буква с. | 1 | Игра - путешествие | |||
14 | Согласные звуки: /к – к*/, буква к. | 1 | Игра - путешествие | |||
15 | Звуки: /т – т*/, буква т. | 1 | Игра - путешествие | |||
16 | Звуки: /л – л*/, буква л. | 1 | Игра - путешествие | |||
17 | Звуки: /р – р*/, буква р. | 1 | Игра - путешествие |
18 | Согласные звуки: /в –в*/ , буква в. | 1 | Игра - путешествие | |||||
19 | Знакомство с согласными звуками: /п - п*/,буква п. | 1 | Игра - путешествие | |||||
20 | Различие звуков /м/- /м*/, буква м. | 1 | Практическое занятие | |||||
21 | Знакомство со звуками: /з – з*/, с буквой З. | 1 | Игра - путешествие | |||||
22 | Знакомство со звуками: /б-б*/, с буквой Б. | 1 | Игра - путешествие | |||||
23 | Различие звуков: /д-д*/. Буква Д. | 1 | Практическое занятие | |||||
24 | Различие звуков: /г-г*, /, буква Г. | 1 | Практическое занятие | |||||
25 | Различие звуков /б/ / п/. | 1 | Практическое занятие | |||||
26 | Различие звуков /в- ф/, /в*- ф*/ | 1 | Практическое занятие | |||||
27 | Изучение звуков: /г - г*/, буква Г. | 1 | Игра - путешествие | |||||
28 | Различие звуков: /г– к/. | 1 | Практическое занятие | |||||
29 | Различие звуков: /б – п, г-к/,/д-т/, /д* -т*/ буквы Б, П, Г, К, Д, Т. | 1 | Практическое занятие | |||||
30 | Знакомство со звуком /ч*/, буквой Ч. | 1 | Игра - путешествие | |||||
31 | Знакомство со звуком: / ш/, буквой Ш. | 1 | Игра - путешествие | |||||
32 | Знакомство со звуком/ ж/, буквой Ж. | 1 | Игра - путешествие | |||||
33 | Различие звуков : /ж/ - /ш/. | 1 | Практическое занятие | |||||
34 | Знакомство со звуком /щ*/, буквой щ. | 1 | Игра - путешествие | |||||
35 | Знакомство со звуком /й/, буквой Й. | 1 | Игра - путешествие | |||||
36 | Знакомство со звуками /х – х*/,буквой Х. | 1 | Игра - путешествие | |||||
37 | Различие звуков : /г – к - х, г*- к*-х*/ букв Г, К,Х. | 1 | Практическое занятие | |||||
38 | Различие звуков: /р – л/, /р* -л*/, буквы Р,Л. | 1 | Практическое занятие | |||||
39 | Знакомство со звуком : /ц/, буквой Ц. | 1 | Игра - путешествие | |||||
40 | Изучение согласных звуков /ф - ф*/. Буквы Ф. | 1 | Игра - путешествие | |||||
41 | Различие звуков :/щ – с, ш – щ*/. Буквы С, Ш, Щ. | 1 | Практическое занятие | |||||
42 | Отработка артикуляции при произношении согласных. Работа по звуковой дорожке. | 1 | Практическое занятие | |||||
43 | Различие звуков «гласные» и «согласные». | 1 | Практическое занятие | |||||
44 | Отработка артикуляции при произношении согласных Работа по звуковой дорожке. | 1 | Практическое занятие | |||||
45 | Определение твёрдости и мягкости согласных звуков. | 1 | Соревнование | |||||
46 | Викторина. | 1 | Конкурс | |||||
IV. Звуковой состав йотированных гласных букв. | 6ч. | |||||||
47 | Изучение звуков /й*о/.Буква Ё.Различие йотированных звуков. | 1 | Игра - путешествие | |||||
48 | Изучение звуков /й*у/. Буква Ю. Различие понятий «звук», «буква». | 1 | Игра - путешествие | |||||
49 | Изучение звуков /й*а/ Буква Я. Развитие мелкой моторики. | 1 | Игра - путешествие | |||||
50 | Изучение звуков /й*э/. Буква Э. | 1 | Игра - путешествие | |||||
51 | Повторение йотированных гласных. | 1 | Практическое занятие | |||||
52 | Устный опрос. | 1 | Соревнование | |||||
V. Буквы и знаки ъ и ь. Алфавит. | 3ч. | |||||||
53 | Знакомство с буквами ь, ъ. | 1 | Беседа | |||||
54 | Чтение слогов с буквой ь. | 1 | Практическое занятие | |||||
55 | Викторина. | 1 | Практическое занятие | |||||
VI. Слово. | 8 ч | |||||||
56 | Группировка слов по указанным признакам. | 1 | Практическое занятие | |||||
57 | Объединение слов в тематические группы. | 1 | Практическое занятие | |||||
58 | Образование новых слов по знакомым моделям. | 1 | Практическое занятие | |||||
59 | Образование формы слов. | 1 | Соревнование | |||||
60 | Составление словосочетаний, предложений по картинке. | 1 | Практическое занятие | |||||
61 | Определение позиции звука в слове. | 1 | Практическое занятие | |||||
62 | Составление модели слова и слова по модели. | 1 | Практическое занятие | |||||
63 | Устный опрос. | 1 | Соревнование | |||||
VII. Предложение. | 5ч. | |||||||
64 | Понятие «предложение». Составление предложения из 2 – 3 слов по картинке. | 1 | Практическое занятие | |||||
65 | Составление схемы предложения. | 1 | Практическое занятие | |||||
66 | Составлять предложения по схеме. | 1 | Практическое занятие | |||||
67 | Составление предложений по серии картинок. | 1 | Практическое занятие | |||||
68 | Викторина. | Конкурс | ||||||
VIII. Закрепление полученных знаний. Диагностика. | 4ч. | |||||||
69 | Диагностика развития внимания, памяти, мышления. | 1 | Наблюдение | |||||
70 | Диагностика развития фонематического слуха. | 1 | Наблюдение | |||||
71 | Диагностика звукобуквенного анализа слов. | 1 | Наблюдение | |||||
72 | Тестирование. | 1 | Практическое занятие |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение согласно требованиям Сан-ПиНа. Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий имеются столы и стулья, соответствующие росту детей.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- разрезные печатные буквы;
- карточки, тесты;
- картинки;
- печатные тетради;
- учебные пособия: Н. С. Жукова «Букварь», В. С. Володина «Альбом по развитию речи», таблица «Азбука», магнитная азбука, разрезная азбука, «Азбука» автор О.Н. Левик, Л.Е. Тарасова «По дороге в школу. Азбука»;
- тетради на печатной основе С.В. Бурдина «Изучаем грамоту»;
- электронный диск «Обучение грамоте. В.Г.Горецкий».
Информационное обеспечение: для работы предоставляется ноутбук,
мультимедиа установка, используются интернет источники.
Кадровое обеспечение:
программу реализует педагог, обладающий профессиональными знаниями в области начального образования, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Формы аттестации
№ п/п | Наименование разделов | Виды контроля и аттестации | Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов | Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов |
1. | Введение в программу.
| Входной контроль. | Тестирование. | Материалы тестирования. Фиксация результатов в маршрутном листе. |
2. | Гласные звуки, буквы. | Текущий контроль. | Устный опрос. | Материалы опроса. Фиксация результатов в маршрутном листе. |
3. | Согласные звуки и буквы. | Промежуточная аттестация. | Викторина. | Вопросы викторины. Фиксация результатов в маршрутном листе. |
4. | Звуковой состав йотированных гласных букв. | Текущий контроль. | Устный опрос. | Материалы опроса. Фиксация результатов в маршрутном листе. |
5. | Буквы и знаки ь и ъ. Алфавит. | Текущий контроль. | Викторина. | Вопросы викторины. Фиксация результатов в маршрутном листе. |
6. | Слово. | Текущий контроль. | Устный опрос. | Материалы опроса. Фиксация результатов в маршрутном листе. |
7. | Предложение. | Текущий контроль. | Викторина. | Вопросы викторины. Фиксация результатов в маршрутном листе. |
8. | Закрепление полученных знаний. Диагностика. | Итоговая аттестация. | Тестирование. | Материалы тестирования. |
Оценочные материалы:
- вопросы тестирования (приложение № 1).
- материалы для устного опроса (приложение № 2).
- вопросы викторины (приложение № 3).
- маршрутные листы учащихся (приложение №4).
Методические материалы
№ п/п | Наименование разделов программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Применяемые технологии | Дидактический материал, Техническое оснащение занятий |
Введение в программу. | Групповое, индивидуальное. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, словесный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное обучение, развивающее, здоровьесберегающее, взаимообучение. | Касса букв. Тетради на печатной основе С.В. Бурдина «Изучаем грамоту». Задания для тестирования. | |
Гласные звуки, буквы. | Занятие – игра, путешествие, беседа. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый. проблемный, словесный, репродуктивный, наглядный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное обучение, развивающее, здоровьесберегающее, взаимообучение. | Раздаточные карточки с гласными буквами. Ноутбук , проектор, магнитофон. Электронный диск «Обучение грамоте. В.Г.Горецкий». | |
Согласные звуки и буквы. | Занятие – игра, путешествие, беседа. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, словесный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное обучение, развивающее, здоровьесберегающее, взаимообучение. | Раздаточные карточки с согласными буквами. Ноутбук , проектор, магнитофон. Электронный диск «Обучение грамоте. В.Г.Горецкий» | |
Звуковой состав йотированных гласных букв. | Занятие – игра, путешествие, беседа. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, словесный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное обучение, развивающее, здоровьесберегающее, взаимообучение. | Л.Е.Тарасова «Азбука», О.Н. Левик «Азбука-читалочка». Раздаточные карточки для моделей слов. | |
Буквы и знаки ь и ъ. Алфавит. | Занятие – игра, путешествие, беседа. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, словесный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное обучение, развивающее, здоровьесберегающее, взаимообучение. | Л.Е.Тарасова «Азбука», О.Н.Левик «Азбука-читалочка». Таблица «Алфавит». Ноутбук , проектор, магнитофон. | |
Слово. | Занятие – игра, путешествие, беседа. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, словесный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное обучение, развивающее, здоровьесберегающее, взаимообучение. | Л.Е.Тарасова «Азбука»,О.Н.Левик «Азбука-читалочка». Таблицы «Алфавит», «Слоги». Ноутбук , проектор, магнитофон. | |
Предложение. | Занятие – игра, путешествие, беседа. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, словесный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное обучение, развивающее, здоровьесберегающее, взаимообучение. | Л.Е.Тарасова «Азбука»,О.Н.Левик «Азбука-читалочка». Ноутбук , проектор, магнитофон. | |
Закрепление полученных знаний. Диагностика. | Игра – соревнование, беседа. Тестирование. | Объяснительно –иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, словесный. Стимулирование, поощрение, убеждение, мотивация. | Коллективное, индивидуальноеобучение. | Ноутбук , проектор, магнитофон. Электронный диск «Обучение грамоте. В.Г.Горецкий». Карточки по развитию речи, задания для тестирования. |
Список литературы
для педагога:
1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: практическое пособие для воспитателей ДОУ Авт. – сост. Аджи А. В. – Воронеж; ИП Лакоценин С.С.,2010. – 333с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2009. – 666с.
3. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т.Р . Кислова. Пособие « По дороге к азбуке» ч. 3, 4.
Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М; ЗАО РОСМЭН - ПРЕСС . 2009г. – 96с.ил.
4.Земцова О. Н. Тесты для детей 5 - 6 лет: Учебное пособие. - М.: Махаон, 2008. – 112 с.ил.
6.Калинина И. Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. – М.; издательство «Флинта»,2005. – 64с.
7.Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Готовимся к школе М. Вентана – Граф, 2006 – 64 с.: ил.
8.Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ»; «Премьера»: «Аквариум», 2005. – 400 с.ил.
9.Новиковская О.А. Пальчиковая азбука. – М.; Астрель; СПб.; СОВА; Владимир; ВКТ; 2009г. – 96с.
10.Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль; ТОО «Гринго»,2005. – 240с.: ил.
11.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие для обучения детей чтению. - М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2005. – 272с.
Для учащихся:
1.Бурдина С. В. Говорим правильно – серии Играем в слова. Развиваем связную речь. Изучаем грамоту ч.1- 2.Готовимся к письму. – Россия. Киров. – 32 с.
2. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.; ЗАО РОСМЭН – ПРЕСС. 2009 г. – 96 с. ил.
3.Жукова Н. С. Учебное пособие / Н. С. Жукова. - М.: Эксмо, 2008. 96 с.:
4.Левик О. Н. Азбука-читалочка: Я учусь читать. – Краснодар; Флер, 2006. - 63 с.
5. Прописи для детского сада /печатные буквы/. ОАО Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат детской литературы имени 50 лет Октября.
Для родителей:
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2008. – 240 с.
- Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение,2009. – 128 с.
- Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
- Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
- Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2009.
Приложение № 1
Материалы тестов входной аттестации учащихся.
1.Выучить стихотворение:
Опустел скворечник, улетели птицы.
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня всё летят, летят,
Видно тоже в Африку улететь хотят.
Результат: рассказал сам -3балла
рассказал с ошибками -2балла
рассказал с помощью педагога -1балл
2.Рассказать сказку по выбору.
Результат: рассказал сам -3балла
рассказал с ошибками -2балла
рассказал с помощью педагога -1балл
3.Повторить чистоговорку:
Шла Саша по шоссе.
Результат: рассказал сам -3балла
рассказал с ошибками -2балла
рассказал с помощью педагога -1балл
Общий балл
Высокий – 8-9 баллов Средний - 6-7 баллов Низкий - меньше 6
Материалы тестов итоговой аттестации учащихся
1.Найди гласные буквы в словах:
О И А Ы Е У Я
лиса окно лук
2.Зачеркни «лишнюю» букву:
К Т П О Р С
3.Вставь букву, чтобы получилось слово:
(М,Н) …ак (А, О) …ист (Я,О) к…т
Результат: выполнил сам - по3балла за каждое задание
выполнил с ошибками - по2балла за каждое задание
выполнил с помощью педагога - по1баллу за каждое задание Общий балл Высокий – 8-9 баллов ; Средний -6-7; Низкий – меньше 6.
Приложение № 2
Материалы для устного опроса текущего контроля учащихся
Раздел: «Гласные звуки, буквы».
1.Встать девочкам, в имени которых есть звук А (О, Н).
2. Встать мальчикам, в имени которых есть звук С (И, Д).
3.Назвать время года, которое начинается с гласного звука. (Осень)
4.Назвать первый звук в словах: утка, ноты, сосна, осы, арбуз и показать, какой буквой он обозначается.
Раздел: «Звуковой состав йотированных гласных букв».
1.Чтение сказки «Девочка и Серая тучка»
Вопросы по содержанию:
-Чем обидела девочка лягушат?
-Кто помогал искать Серую тучку?
-Как отблагодарила девочка своих друзей?
2.Назвать слова с йотированными гласными, которые встретились в тексте.
(ёлка, ямка, еловые шишки, Юля)
Раздел: «Слово».
1.Игра «Назови слово».
(м а к), (л и с а), ( й о л к а) , ( З о й а).
2.Игра «Добавь словечко»
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую …(лису).
3.Игра « Слово рассыпалось».
О Т К (кот) М К А (мак)
Приложение № 3
Вопросы викторины для текущего контроля учащихся
Раздел: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы».
1.Как зовут детей? (Тима, Тома)
2.Составь предложение со словом: мал
мял
3.Назвать предметы, в названиях которых есть звук (Н), (Л*)
(работа в тетрадях)
4.Раскрась предметы, в названиях которых есть звук (С*), (Т).
(работа в тетрадях)
Раздел: «Буквы и знаки ь и ъ. Алфавит».
1.Исполнение песенки про «Алфавит - паровозик».
2. Игра «Найди букву». (А,Ь, Н, Р, Щ, Д, Ы,Я)
Раздел: «Предложение».
1.Определить схему предложения:
│___ ___ . _____ _____
2.Составь предложение по серии картинок «На рыбалке».
3.Расположить картинки в последовательном порядке .
Приложение № 4
Маршрутный лист
№ П/п | Фамилия, имя ученика | Разделы | |||||||
Входной контроль | «Гласные звуки, буквы». | «Согласные звуки и буквы». | «Звуковой состав йотированных гласных букв». | «Буквы и знаки ь и ъ. Алфавит». | «Слово». | «Предложение». | Итоговое тестирование. | ||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
Группа №
Оценочный результат:
* -высокий
+ - средний
- - низкий
Лист согласования, изменения и дополнения к программе «АБВГДейка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...