Урок- исследование. В.Даль «Старик-годовик».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
На уроке ученики учатся формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Даль «Старик-годовик». Урок- исследование.
Цели:
- формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
- совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, творческие способности;
- воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.
Оборудование: карточки с загадками и сказками, учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.
Музыкальное сопровождение: «Времена года» П.И.Чайковский – аудиозапись.
Мультимедийное приложение: презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
Учитель называет различных сказочных героев. Если это положительный персонаж, то дети хлопают в ладоши. А если отрицательный герой – закрывают лицо руками.
Персонажи: Баба-яга, Дюймовочка, Айболит, Кощей, Карлсон, Чебурашка, Змей-Горыныч, Красная Шапочка, Кот в сапогах.
II. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока (слайд 2)
Задание:
У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой, кто будет читать тексты, прочитайте их внимательно и разбейте тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)
1. Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.
2. Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!
3. Шубка – иголки,
Свернётся – он колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?
4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
-На какие группы вы разбили тексты? (Сказки и загадки).
-Почему вы их так разделили? По каким признакам? Прочитайте отрывки из сказок, из загадок.
(слайд 3)
- А может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой и загадкой?
(Обсуждают в группах)
- Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет, и мы начнем раскрывать этот секрет с разгадывания шифровки. Разгадайте шифровку и вы узнаете название произведения, которое сегодня на уроке будем исследовать.
Шифровка
Т А С И К Р - Д О Г О К И В
2 3 1 5 6 4 3 4 1 2 7 6 5
(Старик-годовик)
- Подумайте, о чем будет это произведение? (слайды 4, 5)
-К этому уроку каждый экипаж нашего класса готовил своё задание: кто-то рисовал рисунки и писал сочинения миниатюры. А кто- то проводил настоящие исследования. 2 экипаж узнал много о таком человеке, как В. И. Даль. Ведь именно с его произведением мы будем знакомиться на уроке.
Биография В.Даля (слайд 6)в изложении группы учащихся.
1 ученик:
Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф. Родился в городе Луганске в небогатой семье врача. С детства он мечтал о море и профессии врача. Целых 6 лет он плавал по морям в звании мичмана (помощника капитана).
2 Ученик:
Владимир Даль всегда восхищался профессией врача. Он выучился на хирурга- окулиста. Владимир Даль был замечательным хирургом, который мог оперировать как левой, так и правой рукой. Он спасал жизни солдат и мирных жителей.
3 ученик:
Владимир Даль ещё в детстве заметил, как по-разному звучит речь у простого народа. У него появилась мысль составить словарь. С 18 лет Владимир записывал в свою книжку все интересные выражения и слова. Старался находить их корни и происхождение.
4 ученик:
Владимир Даль дружил с писателями Иваном Крыловом, Николаем Гоголем, Владимиром Жуковским, Александром Пушкиным. Все они поддерживали его начинания. Предлагали ему писать книги о русском народе.
5 ученик:
53 года Владимир Иванович занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. Владимир Иванович в шутку называл его «Живаго». Словарь помогает нам овладеть прекрасным и могучим русским языком. Почти всю жизнь Даль собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.
III. Работа по новой теме
1) Чтение произведения учителем.
- Почему сказка-загадка? (Сказка: волшебные птицы, вымысел. Загадка: узнать, разгадать названия непростых птиц.)
– О чем это произведение?
– Кто главный герой этого произведения?
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Откройте учебники на стр.133 и прочитайте задание в конце страницы.
2) Чтение по абзацам учениками.
Учитель: Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте.
- Прочитайте о птицах, которые вылетали из рукавов.
- Какие первые три птицы полетели?
- Как догадались?
–Назовите зимние месяцы по порядку.
–Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз»)
– Это первая загадка, которую мы разгадали. ( слайд 7)
- Назовите 2-ю тройку.
– Что это? (Рассказывается о весенних месяцах)
– Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы»)
– Перечислите названия весенних месяцев.
– Это вторая загадка, которую мы разгадали.
- Какие птицы вылетели в 3 раз?
- Что происходит в эти месяцы?
-Какие слова помогли нам представить картину лета?
- Как называются эти слова в русском языке? (Синонимы)
- Найдите и запишите на досочках синонимы, которые вы встретили в 3 абзаце.
- Что означают слова: жарко, душно, знойно.
( Жарко- жаркая, горячая (погода). Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание. Знойно- сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
- Как вы думаете, почему Даль использует все 3 слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом).
- Дополните синонимический ряд (тепло, пекло).
– Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах.(«Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать»)
– Назовите по порядку летние месяцы.
– Это третья загадка, которую мы разгадали.
– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его секрет.
– Назовите признаки осени. («Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.» )
– Перечислите по порядку осенние месяцы.
– Это четвертая загадка, которую мы отгадали.
(слайд 10)
Физ.минутка.
- К уроку каждый экипаж рисовал рисунки любимого времени года, писал небольшие сочинения-миниатюры. Я предлагаю 1, 3, 4,5 экипажу выйти к доске. (слайды 12-16)
1) И.З.Суриков «Зима» Белый снег пушистый | 3) С.А. Есенин «С добрым утром!» Улыбнулись сонные березки, |
2) А.Н.Майков «Весна» Уходи, зима седая! | 4) И.А.Бунин «Листопад» Лес, точно терем расписной, 1 ученик: Наш экипаж нарисовал зиму. Зима это снежные горки, каток. Можно поваляться на снегу, поиграть в снежки. Зимой мы празднуем самый замечательный праздник - Новый год! 2 ученик: На рисунках нашего экипажа вы видите весну. Весной природа просыпается. Тает снег, текут ручьи, появляются первоцветы. 4 ученик Наш экипаж рисовал осень. Осень это пора листопада, богатого урожая. В лесу тишина, а под ногами золотые, багряные листья. 3 ученик: Наш экипаж рисовал лето. Лето это длинные, жаркие, солнечные дни. Можно загорать, купаться, играть, путешествовать с родителями. Лето – это каникулы! |
- Да, все времена года хороши по-своему. Вы могли в этом убедиться в, если вспомните рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».
– Прочитайте последний абзац. ( слайд 11)
– Что поняли? («Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели; в каждом крыле по семь перьев – это дни недели; белая половина крыла – день, черная – ночь.)
Трудно ли было отгадать загадку, которую загадал нам Даль. Почему?
- По заголовку мы догадались, что это за старик? Итак, мы отгадали все загадки. А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой – старик-годовик)
– Каким вы его представляете? Откуда такое странное имя? Посмотрите каким его представил художник – иллюстратор В. Ильин.
- Тема сказки – волшебник Старик-годовик.
- В чём главная идея сказки? Что хотел нам поведать своим произведением В. Даль?
(Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама.
Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…)
IV. Итог урока
– Нашли мы ответ на вопрос «Может ли произведение одновременно быть сказкой и загадкой? Почему?
Домашнее задание: напишите сказку-загадку.
V. Рефлексия.
– Ребята, а сейчас вы при помощи «смайликов» покажите свое настроение на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок по литературному чтению 2 класс. В.Даль "Старик - годовик"
На уроке ученики проявляют свои творческие способности, закрепляют знания устного народного творчества, показывают своё умение работать в группе....
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....

Исследовательская работа по сказке-загадке В.И.Даля "Старик-годовик"
Сказка- загадка В.И.Даля "Старик-годовик"...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
- Мне нравится (1)