Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по УМК " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_lit._chteniyu.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « АлександровскаяСОШ»
Рассмотрена на заседании
Методического объединения
_____________________2016г.
Принята на заседании Утверждена приказом
Педагогического совета № 158 от 23 августа 2016г.
Протокол № 1 Директор школы: Марков Н.И.
От 22августа 2016г. __________________________
Рабочая программа
по литературному чтению
для 4 класса
Составитель: Собина Л.А. , учитель первой категории МБОУ « Александровская СО»" Можгинского района
201-2017 учебный год
Рабочая программа по предмету «Литературному чтению» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( утвержден приказом МОиН РФ№373 06.10.2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», (учебно-методический комплект «Школа России»).
Обеспечена:
- Литературное чтение: учеб. Для 4 кл. нач. шк. в 2-х ч./[сост. Л.Ф.Климанова и др.]. – М.: Просвещение, 2013.
- М.Б. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 4-го класса. М.: Просвещение, 2014
- Аудиприложение на электронном носителе
РАЗДЕЛ I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
-оценка на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначных поступков;
-умение отделять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях;
-оценка ситуации и умение отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие;
-умение объяснить и оценить поступки с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;
-осознание своих личных качеств и черт характера, мотивов, целей и результатов;
-чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-построения отношений с людьми других мировоззрений, уважение к иному мнению, истории, культуры других народов и стран;
-соблюдение правил поведения общих для всех людей, всех граждан России;
-умение делать выбор поступков в однозначно оцениваемых ситуациях;
-признание своих плохих поступков и умение отвечать за них.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
-определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;
-выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;
-планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;
-работать по плану, используя основные средства;
-по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
-оценивать правильность выполнения действия;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД
-находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
-отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;
-выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-равнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;
-извлекать информацию - из текста, таблиц, схем, иллюстраций;
-анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;
-группировать факты и явления;
-сравнивать факты и явления;
-устанавливать причинно- следственные связи;
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
-точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи;
-корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
При изучении раздела «Речевая и читательская деятельность»
выпускник научится:
-читать бегло, осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
-осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы ;
-устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;
-пополнять свой словарный запас, работать со словом: распознавать прямое и переносное значение, многозначность;
-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
-составлять краткую аннотацию литературного произведения по заданному образцу.
При изучении раздела «Творческая деятельность»
выпускник научится:
-читать по ролям художественное произведение;
-уметь работать с деформированным текстом;
-создавать текст на основе плана;
-придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
-писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, сочинение, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
-участвовать в инсценировке произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
-создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
-выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
-находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом;
-вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
-определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
-различать жанры (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
-находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл;
-использовать знания о рифме , особенностях юмористического произведения в своем творчестве.
Раздел 2
Содержание учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы
В программе представлено пять основных содержательных линий:
1. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
2. Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов. Осознанное чтение про себя.
2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Темп чтения вслух – 90 слов. Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)
3. Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
4. Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
5. Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера)
РАЗДЕЛ 3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела | Всего часов | Проверочные работы | Тест | Проект | Проверка навыка чтения |
Летописи, былины, сказании | 8ч. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Чудесный мир классики | 17ч. | 1 | 1 | ||
Поэтическая тетрадь-1 | 8ч. | 1 | 1 | ||
Литературные сказки | 9ч. | 1 | 1 | 1 | |
Делу время- потехи час | 9ч. | 1 | 1 | ||
Страна детства | 6ч. | 1 | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 2 | 5ч. | 1 | |||
Природа и мы- | 12ч. | 1 | 1 | 1 | |
Поэтическая тетрадь-3 | 6ч. | 1 | |||
Родина | 5ч. | 1 | 1 | ||
Страна фантазии | 5ч. | 1 | 1 | ||
Зарубежная литература | 12ч. | 1 | 1 | 1 | |
102ч. | 12ч | 9ч. | 3ч. | 3ч. |
РАЗДЕЛ IV
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Тип урока | |
Летописи, былины, сказании-8ч. | |||
1 | Знакомство с учебником. Летописи." И повесил Олег щит на вратах Царьграда | 1 | |
2 | Летопись "И вспомнил Олег коня своего" | 1 | |
3 | Особенности былины как жанра" Ильины три Поездочки" | 1 | |
4 | "Три поездочки Илья Муромца" Проверка навыка чтения | 1 | |
5 | "Житие Сергия Радонежского"-памятники древнерусской литературы | 1 | |
6 | «Житие Сергия Радонежского». Тест1 | 1 | |
7 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | 1 | |
8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверочная работа | 1 | |
Чудесный мир классики-17ч | |||
9 | П.П. Ершов.Подготовка сообщения о П.П. Ершове . П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | |
10 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | |
11 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | 1 | |
12 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | 1 | |
13 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | |
14 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | |
15 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | |
16 | Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 1 | |
17 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | |
18 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | |
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | |
20 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом . Л.Н. Толстой «Детство» | 1 | |
21 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | 1 | |
22 | А.П. Чехов.Подготовка сообщения о А.П. Чехове. А.П. Чехов «Мальчики». | 1 | |
23 | А.П. Чехов «Мальчики». Тест №2 | 1 | |
24 | А.П. Чехов «Мальчики». | 1 | |
25 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проверочная работа | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1-8ч | |||
26 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 1 | |
27 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | |
28 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | 1 | |
29 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | |
30 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 | |
31 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | |
32 | И.А. Бунин «Листопад».Тест № 3 | 1 | |
33 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа | 1 | |
Литературные сказки—9ч | |||
34 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | |
35 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | |
36 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | |
37 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | |
38 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | |
39 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | |
40 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Проверка навыка чтения | 1 | |
41 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».Тест№3 | 1 | |
42 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа | 1 | |
Делу время- потехи час-9ч. | |||
43 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | |
44 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | |
45 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | |
46 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | |
47 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | |
48 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | |
49 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | |
50 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» .Тест | 1 | |
51 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа | 1 | |
Страна детства-6ч. | |||
52 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | |
53 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | |
54 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | |
55 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | |
56 | М.М. Зощенко «Елка». Тест № 4 | 1 | |
57 | Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2-5 ч | |||
58 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | |
59 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | |
60 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | 1 | |
61 | М.И. Цветаева «Наши царства» | 1 | |
62 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа | 1 | |
Природа и мы- 12ч. | |||
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | |
64 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | |
65 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | |
66 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | |
67 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | |
68 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | |
69 | Е.И. Чарушин «Кабан» | 1 | |
70 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | |
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | |
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Тест | ||
73 | Проект «Природа и мы» | 1 | |
74 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверочная работа | 1 | |
Поэтическая тетрадь-3-6ч | |||
75 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | |
76 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | |
77 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | |
78 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | |
79 | С.А. Есенин «Лебедушка» | 1 | |
80 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа | 1 | |
Родина-5ч | |||
81 | И.С. Никитин «Русь» | 1 | |
82 | С.Д. Дрожжин «Родине» | 1 | |
83 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | |
84 | Проект: «Они защищали Родину» | 1 | |
85 | Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа | 1 | |
Страна фантазии-5ч. | |||
86 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | |
87 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | |
88 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 1 | |
89 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» . Тест | 1 | |
90 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверочная работа | 1 | |
Зарубежная литература-12ч. | |||
91 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | |
92 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | |
93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | |
94 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | |
95 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | |
96 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | |
97 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | |
98 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | |
99 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | |
100 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Тест | 1 | |
101 | Проверка навыка чтения | 1 | |
102 | Проверочная работа | 1 |
РАЗДЕЛ V
Контрольно-измерительные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....