Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс
план-конспект урока (1 класс) по теме
Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_professiy.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Благодарёва Н.Н.
Швыдунова Т.А.
МБОУ «НОШ №31»
г. Старый Оскол
Занятие по внеурочной деятельности
«Мир профессий» 1 класс
Тема: Кто нас окружает в школе?
Цели: - расширять и конкретизировать представления о профессии библиотекарь;
- способствовать развитию речевой активности, диалогической речи, расширению словарного запаса;
- воспитывать уважение к профессии библиотекарь, уважительное отношение к книгам.
Предметные результаты: - Понимать значение труда в жизни человека.
- Продолжить знакомство с профессиями людей.
Оборудование: книги, книжная полка, толковый слова Ожегова, презентации
План занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работать по теме «Кто нас окружает в школе?» и поговорим об ещё одной важной и нужной школьной профессии.
- Что вы видите перед собой?
Дети: Книги
Учитель: Что вы можете рассказать об этих книгах: название, авторы, тема?
Проблема: книги собраны в кучу и невозможно дать полный ответ на вопрос.
Учитель: Что нужно сделать для того, чтобы вы смогли ответить на мой вопрос?
Дети: Разложить аккуратно, расставить.
Учитель: Как нужно обращаться с книгами? (повторение правил)
Я книга, я – товарищ твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня заляпал!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Не бережешь меня, друг, ты
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Запомни, я твой лучший друг!
Но только не для грязных рук!
Учитель: Где всегда стоят аккуратно книги?
Дети: На полке.
Учитель: Перед вами полка. Как правильно расставить книги?
Дети: варианты – по размеру, по темам, по авторам, по алфавиту.
2 ученика расставляют аккуратно книги на полке
Учитель: Вариантов расстановки книг много. У каждого из вас дома есть книжки, которые стоят на полках, на стеллажах в книжном шкафу. Дома обычно мы расставляем книги по высоте, отдельно для взрослых и детей. В школе тоже есть помещение, в котором на полках аккуратно, по алфавиту расставлено очень много разных книг. Как оно называется?
Дети: Библиотека
Учитель: В толковом словаре Ожегова дано такое объяснение этого слова: «БИБЛИОТЕКА: Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу».
- Как называется профессия работника библиотеки?
Дети: Библиотекарь
Приложение 1
Учитель: (слайд 1) - Библиотекарь — звание, которое встречается уже в древнейшие времена. Даже на заре цивилизации человек стремился записывать и сохранять свои знания, достижения. Пусть это были клинообразные письмена на глиняных табличках или знаки на папирусе. Не случайно самая известная древнеегипетская библиотека, принадлежавшая фараону Рамсесу II, так и называлась - «Аптека для души».
слайд 2 - Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана в 1037 году Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве.
слайд 3 - Широко известно наличие хорошей библиотеки у Ивана Грозного.
слайд 4 - Были монастырские библиотеки.
слайд 5 - Личные библиотеки в домах аристократов и состоятельных граждан.
слайд 6 - Решение о создании первой общедоступной библиотеки в России в Санкт-Петербурге было принято Екатериной II 27 мая 1795 года, именно этот день и выбран для профессионального праздника библиотекарей.
Учитель: Послушайте и посмотрите, что можно найти интересного в энциклопедиях и в Интернете о библиотекарях и библиотеках.
Выступления детей
слайд 7 - По данным Международной Федерации Библиотечных Ассоциаций и Учреждений в мире насчитывается почти 570 тысяч библиотек. Больше всего библиотек в Европе и Северной Америке, а меньше всего - в Африке.
слайд 8 - В библиотеках мира работают около 807 тыс. человек.
слайд 9 - Совокупная длина книжных полок в библиотеках мира составляет примерно 15 тыс. км
слайд 10 - Абонентами библиотек являются примерно 2.5 млрд. человек
слайд 11 - Самой большой библиотекой на данный момент является Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Она насчитывает более 75 миллионов наименований, включая книги, фотографии, аудио и видеозаписи.
слайд 12 - В Российской государственной библиотеке находится около 42 миллионов единиц. Для хранения всех этих книг используются помещения по площади равные 9-ти футбольным полям.
слайд 13 - В Лондоне есть единственная библиотека, посвященная женщинам. Она возникла в 1926 году при Лондонском обществе помощи женщинам
слайд 14 - В Англии из телефонной будки сделали самую маленькую библиотеку в мире
слайд 15 - А в Австралии есть библиотека на пляже
слайд 16 - В Интернете можно найти онлайн игру для библиотекарей – «Расставьте книги на полку в соответствии с классификацией Библиотеки Конгресса»
-Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, работающий в библиотеке – библиотекарь?
(ответы детей)
Учитель: Вы правы ребята. Работа у библиотекаря нелёгкая. Ведь главная задача современной библиотеки – это создать для посетителей возможность ознакомиться с редкими названиями книг, из тех, которые либо издаются очень маленькими тиражами (например, научные монографии), либо издавались когда-то очень давно и больше не переиздаются. Понятно, что работу по систематизации таких изданий может выполнять только очень грамотный, интеллектуально развитый человек. Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, проводить беседы, литературные викторины, выставки и т.д. Библиотекарь выдаёт книги и учебники, поддерживает порядок в книгохранилище, укрепляет старые книжки, списывает пришедшие в негодность, принимает на хранение вновь поступившие издания, дополняет систематический и алфавитный каталоги, проводит разные беседы с читателями. В школе библиотекарь посоветует вам какую книгу можно почитать, расскажет , чем она отличается от других.
- А мне захотелось рассказать вам одну историю, которая началась у одной из книжных полок нашей школьной библиотеки. Однажды ребята 1Б и 2Г класса пошли в библиотеку…
Выступление детей
Приложение 2
- Для дополнительного чтения в библиотеке мы взяли книги с полки, на которой стояли книги со сказками.
- Обсуждая прочитанное и делясь впечатлениями после уроков, мы выяснили, что в некоторых книгах есть похожие герои, главный из которых – деревянный мальчик.
- Мы задумались. Чем похожи и различны герои? Сказка о каком герое появилась раньше?
- Цель нашего исследования - выявить особенности сказок Карло Коллоди и А.Толстого.
- Объект исследования - сказки Карло Коллоди и А.Толстого.
- Предмет исследования – сказки «золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого и «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы» К.Коллоди.
- Задачи исследования: - выяснить, чем похожи и различны герои? - найти историю возникновения сказок; - чему учат эти сказки?
- Гипотеза: 1. Буратино и Пиноккио это один и тот же герой. 2. Литературные герои Буратино и Пиноккио известны и популярны. 3. Эти сказки поучительны.
- Методами нашего исследования стали: опрос, работа с художественной литературой, изучение материалов из различных источников.
- Мы провели анкетирование учащихся 1-2-х классов с целью изучения представления детей о сказках «Приключения Буратино» А.Толстого и «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы» К.Коллоди. В анкетировании участвовало 49 обучающихся. Результаты отражены в диаграммах.
- На вопрос: «Знаете ли вы сказку о приключениях Буратино»? - ответ «да» дали - 49 человека; «нет» – 0 человек. На вопрос «Знаете ли вы сказку о приключениях Пиноккио? » были следующие ответы: - ответ «да» дали - 40 человека; «нет» – 9 человек. На вопрос « В чём секрет этих сказок?» ребята ответили так: «в юморе» - 6 человек, «в волшебстве» - 12 человек, « в поучительности» - 31 человек.
- Проведённый опрос среди ребят наших классов показал, что большинство из них знают сказку о Буратино, считают эти произведения поучительными. Мы решили сходить ещё раз в библиотеку и узнать подробнее об этих героях.
История создания произведений
- Карло Лоренцини, известный всему миру под литературным именем Коллоди опубликовал 7 июля 1881 года в Риме, в «Газете для детей» сказку «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы» .
- Книга переведена на 87 языков. В городе Коллоди стоит памятник Пиноккио с надписью «Бессмертному Пиноккио — благодарные читатели в возрасте от 4 до 70 лет».
- Сказочная повесть Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" впервые была напечатана на страницах газеты "Пионерская правда" в 1935 году.
- Писатель, работая над пересказом "Пиноккио", вспомнил собственное детство, свои детские забавы и мечты о необыкновенных приключениях, поэтому его Буратино очень похож на самого Алешу Толстого, каким он был в детстве - ужасно непоседливый и любопытный.
Сходства и различия произведений
- Главный герой итальянской книги — Пиноккио (от итальянского pino — сосна), сделанный из дерева мальчик, нос которого увеличивается каждый раз, когда он говорит неправду.
- Главные «воспитатели» деревянного мальчика – лишения, голод, столкновения с нечестными людьми. Трудясь, учась, помогая другим, Пиноккио превращается в благовоспитанного мальчика, живого человека.
- Буратино запоминается читателям как преданный друг и сердечный, добрый малый.
- Задорно торчащий нос Буратино (у Коллоди никак не связанный с характером Пиноккио) у Толстого стал обозначать как раз героя, не вешающего носа.
- В сказке Алексея Толстого есть персонажи, которых не встретишь в итальянской сказке: Пьеро, Мальвина
- Имя главного злодея сказок тоже отличается: персонаж сказки Коллоди носит имя Манджофоко, что значит "пожиратель огня". "Барабас" созвучно итальянским словам со значением негодяй, мошенник.
Золотой ключик как символ
- В сказке про Пиноккио нет главного символа – золотого ключика.
Конец формы
Зато у Пиноккио есть мечта — он хочет стать человеком, причем настоящим, а не деревянным.
- А для Буратино Золотой ключик – это ключ в мир Мечты, где все имеют равные права, счастливы и радостны.
- Проверим гипотезы:
- В результате исследования мы выяснили: Буратино и Пиноккио это не один и тот же герой. Эти герои оба сделаны из дерева, но проживают в разных странах и немного отличаются по характеру.
- Литературные герои Буратино и Пиноккио известны и популярны. Но в нашей стране больше знают Буратино как литературного героя, а Пиноккио – как героя знаменитого мультфильма.
- Эти сказки поучительны. В них показано, насколько труден путь к тому, чтобы стать настоящим человеком, обрести живую душу, сколько препятствий и соблазнов надо преодолеть на этом пути.
Учитель: Вот сколько нового и интересного можно узнать, если взять на простой книжной полке в библиотеке такие интересные сказки.
А что вы можете теперь рассказать о профессии библиотекарь?
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Выступление детей
- Библиотека - что она такое?
Казалось бы, вопрос совсем простой.
Учёным же он не даёт покоя.
И льются доказательства рекой. - Конкурсы и викторины,
Уроки, «Книжкины именины»,
Обзоры, беседы, лекции,
Посиделки и конференции.
- Диспуты, громкие чтения,
Премьеры книг, обсуждения,
Дискуссии, выставки, вечера,
Просмотры, утренники, игра.
- Устный журнал, стенгазета,
Плакат, вернисаж, картотека,
Уют и отдых для человека…
Всё это –БИБЛИОТЕКА!
- Уютные кресла, картины.
Цветов аромат, тишина.
На полках любви балерины,
Прекрасных идей семена.
6. За кафедрой словно аптекарь,
Подыщет для сердца бальзам,
Приветливый библиотекарь
Магистр - просвещенья сезам.
7. Наш гид по бескрайним просторам,
По стройным рядам стеллажей.
В прилежность своим формулярам,
С любовью встречает друзей.
- БИБЛИОТЕКАРЬ!
Всех в часы досуга
Ведёт к тебе невидимая нить.
Ты людям стал помощником и другом,
Таким всегда тебе желаем быть.
Дети дарят гостям открытки с пожеланиями. (Приложение 3)
Учитель: Ваше задание к следующему занятию будет такое –
Написать вместе с родителями или нарисовать рисунок небольшой рассказ о том, как выходили в библиотеку и о тех книгах, которые вам там брали .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие
Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие...
Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс
Тема занятия: «Сочинение загадок»Занятию предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что похоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали з...
Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс
Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс. ФГОС...
Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Что плавает - что тонет?" Первые предположения.Тема занятия «Что плавает - что погружается?»...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Занятие по внеурочной деятельности 2 класс "Наша Родина"
Занятие по внеурочной деятельности "Наша Родина" проводится в форме игры-путешествия....