Рабочая программа литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 — 4 классы» (учебно — методический комплект «Школа России»).
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение».
Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является формирование навыка чтения, развитие речевых умений , обогащение и активация словаря, совершенствования фонематического слуха, осуществление грамматико — орфографической пропедевтики. При этом решаются следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача- приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука, знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю, как написано») и орфоэпическое (читаю, как говорю»), работают со слоговыми таблицами и слогами — слияниями, осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно — обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного и правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощения и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно — речевых умений и навыков. С развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которого происходит осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.
Блок «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Знакомясь с единицами зыка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слов и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико — моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексико, фразеологией, фонетикой, графикой, богатейшей словообразовательной системы, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений и лексик русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака; осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций, условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико — графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться с лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией , представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица. Схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать , оценивать преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми сверстниками.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 132 часа в год при 4 часах в неделю (33 учебные недели).
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте».
Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Добукварный (подготовительный) период | 14 ч |
2 | Букварный (основной) период | 53 ч |
3 | Послебукварный (заключительный) период | 18 ч |
4 | Резерв | 7 ч |
ИТОГО | 92 часа |
Блок «Литературное чтение».
Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Введение | 1 ч |
2 | Жили — были буквы | 7 ч |
3 | Сказки, загадки, небылицы | 8 ч |
4 | Апрель, апрель. Звенит капель! | 5 ч |
5 | И в шутку, и всерьёз | 6 ч |
6 | Я и мои друзья | 6 ч |
7 | О братьях наших меньших | 5 ч |
8 | Резерв | 2 ч |
ИТОГО | 40 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ (132 часа)
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам речи и языка), сопоставления, нахождения сходства и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно способствует умственному и речевому развитию На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте». (92 часа)
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое оформление диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддерживать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, рассуждение, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласные как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функция букв е. ё, ю. я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, сочетаний предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложение: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной информацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Круг детского чтения
Сказки А. С. Пушкина. Рассказы для детей Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Сказки К. И. Чуковского. В. В. Бианки «Первая охота». с. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак. А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.
Блок «Литературное чтение» (40 часов)
Виды речевой и читательской деятельности.
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно — познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно — речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделение знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и по типу текстов, передача с их помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно — популярным — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно — изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрация.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста6 своеобразие выразительных средств языка с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно — эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представление о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ 9 с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно — популярным, учебными другим текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно — популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно- следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно — познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, её эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики нучно — популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисугкам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
«Жили — были буквы». Стихотворения В Данько., С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
«Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.
Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А. С. Пушкина.
«Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические произведения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.
«И в шутку, и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. К. Чуковского, О. Дриза,О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой. В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я.Акима, Ю. Энтина.
«О братьях наших меньших».Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского.
Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся:
- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия9звуки — слышим и произносим, буквы — видим и пишем;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- выделять слоги, различать ударные и безударные;
- определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;
- устно составлять 3 — 5 предложений на определённую тему.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат возможность научиться:
- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
- выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
- различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука;
- правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
- соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально — этических норм;
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого);
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность научиться:
- понимать прочитанное по ходу чтения;
- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Учебно — методический комплект
- Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) – М.: Просвещение, 2012 -2014
- Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М. : Просвещение, 2014
- Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (CD-ROM), автор Л. Ф. Климанова
- Азбука. 1 кл.. В 2 -х ч. /Горецкий В. Г., Кирюшина В. А., Виноградская Л. А. И др.. - М.:Просвещение, 2012-2014
- Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (CD-ROM), автор В. Г. Горецкий
- Прописи. В 4 — х ч. /Горецкий В. Г.,Федосова Н. А._М.:Просвещение, 2014
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Литературное чтение»в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемсямире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обученя, ориентироваться в учебной материале, содержащем средства для её решения;
- сформировать на начальном этапе умений планиовать учебные действия (2 — 3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение осознанно читать,строить речевые высказываня;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовымипредметными и межпредметными понятиями, отражающимисущественные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решеня коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- создание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этический представлений, понятий о добре и зле, дружбе и честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно — познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующуюся литературу, пользоваться справочными тсточниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план.находить средства выразтельности, пересказывать произведение,
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовании, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенности такой системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использовать наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс, направленным на развитие личности ребёнка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно – оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнением школьником продуктивных заданий в учебниках и тестовых заданий электронного приложения к учебнику «Русский язык» для 1 класса. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно – познавательных и учебно – практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используется 3 вида оценивания- текущее, тематическое и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещённых в конце каждого раздела. а
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать различные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только для решения учебных задач, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
График проведения проверочных работ
№ урока | Вид работ | Тема |
83 | Проверочная работа | Чему нас научила «Азбука»? |
92 | Проверочная работа | «Жили — были буквы» |
101 | Проверочная работа | «Сказки, загадки, небылицы». |
106 | Проверочная работа | «Апрель, апрель. Звенит капель!» |
112 | Проверочная работа | «И в шутку, и всерьёз» |
118 | Проверочная работа | «Я и мои друзья» |
123 | Проверочная работа | «О братьях наших меньших» |
Общее количество | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Формы и виды контроля | Дата проведения (план) | Примечания | |||||||||||
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||||||||||||
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» Добукварный период (14 часов) | ||||||||||||||||||
1 | «Азбука» – первая учебная книга. Кн. с. 4 | 1 | УОНМ[1] | Обучающийся научится - отличить устную и письменную речь; - отличить буквы и звуки; - выделять из короткого текста предложения; - оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; - определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных; - отличать буквы от звуков; - обозначать гласные звуки буквами; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации; - рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; - наблюдать за позиционным изменением согл. звуков | Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. КоммуникативныеУУД: - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя Личностные УУД: - Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; -Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Беседа | ||||||||||||
2 | Речь устная и письменная. Предложение. Кн. с. 5 - 6 | 1 | УОНМ | Устный опрос | ||||||||||||||
3 | Слово и предложение. Кн. с. 7 - 8 | 1 | УОНМ | Текущий | ||||||||||||||
4 | Слог. Кн. с. 9 - 10 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
5 | Ударение. Ударный слог. Кн. с. 11 - 12 | 1 | УОНМ | Текущий | ||||||||||||||
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. Кн. с. 13 - 14 | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
7 | Звуки в словах. Кн. с. 15 - 16 | 1 | УРУиН | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
8 | Слог-слияние. Кн. с. 17 - 18 | 1 | УОиСЗ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. Кн. с. 19 | 1 | УОиСЗ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
10 | Гласный звук а, буквы А, а. Кн. с. 20 - 23 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
11 | Гласный звук о, буквы О, о. Кн. с. 24- 27 | 1 | УОНМ | Беседа. | ||||||||||||||
12 | Гласный звук и, буквы И, и. Кн. с. 28 - 31 | 1 | УОНМ | Чтение гласных | ||||||||||||||
13 | Гласный звук ы, буква ы. Кн. с. 32 - 35 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
14 | Гласный звук у, буквы У, у. Кн. с. 36 - 39 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
Букварный период (53 часа) | ||||||||||||||||||
15 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Кн. с. 40 – 43 | 1 | УОНМ | Обучающийся научится - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы. Обучающийся получит возможность научиться: - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; - наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень; - объяснять значение многозначных слов, - отгадывать буквенные ребусы; -находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; - выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу; -правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; - находить рифму; - придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; - различать значения многозначных слов. | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя) - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. -Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные У У Д^ Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». - Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице. | Чтение слогов | ||||||||||||
16 | Согласные звуки с, с’, буквы С, с. . Кн. с. 44 - 47 | 1 | УОНМ | Пересказ по картинке | ||||||||||||||
17 | Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Кн. с. 48 - 51 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
18 | Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Кн. с. 52 - 54 | 1 | Комбинированный урок. | Чтение слогов и слов | ||||||||||||||
19 | Согласные звуки т, т, буквы Т, т. Кн. с. 55 - 57 | 1 | УОиСЗ | Чтение слогов и слов | ||||||||||||||
20 | Согласные звуки л, л, буквы Л, л.
Кн. с. 58 - 63 | 1 | УОНМ | Чтение слогов и слов | ||||||||||||||
21 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Кн. с. 64 - 67 | 1 | Комбинированный урок. | Чтение слогов, лов | ||||||||||||||
22 | Согласные звуки в, в’, буквы В, в. . Кн. с. 68 - 71 | 1 | УОНМ | Чтение слогов, слов | ||||||||||||||
23 | Гласные буквы Е, е. Кн. с. 72 - 77 | 1 | Комбинированный урок. | Чтение слогов, слов | ||||||||||||||
24 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Кн. с. 78 - 83 | 1 | УОНМ | Чтение слогов, слов | ||||||||||||||
25 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Кн. с. 84 - 86 | 1 | УОНМ | Чтение слогов, слов | ||||||||||||||
26 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. Кн. с. 87 - 89 | 1 | Комбинированный | Чтение слогов, слов | ||||||||||||||
27 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. . Кн. с. 90 - 92 | 1 | УОНМ | Чтение слогов, слов | ||||||||||||||
28 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Кн. с. 93 - 95 | 1 | УОиСЗ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
29 | Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Кн. с. 96 - 98 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
30 | Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. Кн. с. 99 - 101 | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
31 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Кн. с. 102 - 103 | 1 | УОиСЗ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
32 | Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Кн. с. 104 - 106 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
33 | Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Кн. с. 107 - 109 | 1 | УОиСЗ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
34 | Гласные буквы Я, я. Кн. с. 110 – 111 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
35 | Гласные буквы Я, я. Кн. с. 112 - 114 | 1 | Комбинированный урок. | Чтение предложений | ||||||||||||||
36 | Гласные буквы Я, я. Кн. с. 115 - 117 | 1 | УОиСЗ | Чтение предложений | ||||||||||||||
37 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Кн. с. 118 - 120 | 1 | УОНМ | Беседа | ||||||||||||||
38 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Кн. с. 121 - 126 | 1 | УОНМ | Беседа | ||||||||||||||
39 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Кн. с. 4 - 7 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
40 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Кн. с. 8 - 9 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
41 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Кн. с. 10 - 13 | 1 | УОНМ | Беседа | ||||||||||||||
42 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Кн. с. 14 - 15 | 1 | УОиСЗ | Беседа | ||||||||||||||
43 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. Кн. с. 16 - 20 | 1 | УОНМ | Беседа | ||||||||||||||
44 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. Кн. с. 21 - 23 | 1 | УОНМ | Беседа | ||||||||||||||
45 | Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Кн. с. 24-26 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
46 | Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. Кн. с. 27 - 29 | 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
47 | Гласные буквы Ё, ё. Кн. с. 30 - 31
| 1 | УОНМ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
48 | Гласные буквы Ё, ё. Кн. с. 32 | 1 | УОиСЗ | Беседа | ||||||||||||||
49 | Гласные буквы Ё, ё. Кн. с. 33 | 1 | УОиСЗ | Беседа | ||||||||||||||
50 | Звук j’, буквы Й, й. Кн. с. 34 - 35 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
51 | Звук j’, буквы Й, й. Кн. с. 36 - 37 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
52 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. Кн. с. 38 - 40 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
53 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. Кн. с. 41 -43 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
54 | Гласные буквы Ю, ю. Кн. с. 44 – 46 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
55 | Гласные буквы Ю, ю. Кн. с. 47 - 49 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
56 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Кн. с. 50 - 52 | 1 | УОНМ | Чтение предложений | ||||||||||||||
57 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Кн. с. 53 - 55 | 1 | УОНМ | Чтение наизусть | ||||||||||||||
58 | Гласный звук э, буквы Э, э. Кн. с. 56 - 58 | 1 | УОНМ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||
59 | Гласный звук э, буквы Э, э. Кн. с. 59 - 61 | 1 | УОНМ | Беседа по вопросам |
60 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Кн. с. 62 – 63 | 1 | УОНМ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
61 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Кн. с. 64 - 67 | 1 | УОНМ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
62 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Кн. с. 68 - 69 | 1 | УОиСЗ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
63 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. Кн. с. 70 - 71 | 1 | УОНМ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
64 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. Кн. с. 72 - 73 | 1 | УОНМ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
65 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Кн. с. 74 - 77 | 1 | УОНМ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
66 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Кн. с. 78 - 81 | 1 | УОиСЗ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
67 | Руский алфавит. Дополнительная литература | 1 | ||||||||||||||||||
Послебукварный период (18 часов) | ||||||||||||||||||||
68 | С. Маршак «Как хорошо уметь читать». Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Кн. с.82 - 85 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план;- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный рассказ. | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Личностные УУД 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. 7.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Беседа по вопросам | ||||||||||||||
69 | Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». Кн. с.86 - 87 | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||||
70 | История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». Кн. с.88 - 89 | 1 | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
71 | В. Крупин «Первый букварь». Кн. с.90 - 91 | 1 | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
72 | А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. Кн. с.92 -93 | 1 | Комбинированный урок. | Текущий | ||||||||||||||||
73 | Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. Кн. с.94 | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||||
74 | К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. Кн. с.95 | 1 | Комбинированный урок. | Проверка техники чтения | ||||||||||||||||
75 | К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. Кн. с.96 | 1 | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
76 | К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». Кн. с. 97 | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||||
77 | В.В. Бианки «Первая охота». Кн. с. 98- 99 | 1 | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
78 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Кн. с.100 - 101 | 1 | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
79 | М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». Кн. с.102 - 103 | 1 | Комбинированный урок. | Текущий | ||||||||||||||||
80 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А. Барто. Кн. с. 104 - 105 | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||||
81 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С.В. Михалков. Кн. с. 106 | 1 | УРУиН | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
82 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Кн. 107 -108 | 1 | УОиСЗ | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||||
83 | Наши достижения. Кн. с. 109 - 110 | 1 | КЗ | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
84 | Проект «Живая Азбука». Кн. с. 110 - 111 | 2 | Урок-проект. | Беседа по вопросам Текущий | ||||||||||||||||
85 | ||||||||||||||||||||
Блок «Литературное чтение» Жили-были буквы (7 часов) | Индивидуальный опрос | |||||||||||||||||||
86 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Кн. с. до с. 4 | 1 | УОНМ | Обучающийся будет владетьпонятиями «автор», «писатель», «произведение»: будет использовать эти понятия в речи, понимать их значения. Обучающийся получит возможность научитьсясоздавать свои двустишия о буквах. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог. 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре 4.Участвовать вколлективном обсуждении учебной. проблемы 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Личностные УУД . Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира. 7.Адекватно воспринимать оценку учителя | Чтение текста | ||||||||||||||
87 | Стихотворения В. Данько «Загадочные буквы». Кн. с. 5 - 8 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся будет владетьпонятиями «автор», «писатель», «произведение»: будет использовать эти понятия в речи, понимать их значения. Обучающийся получит возможность научитьсясоздавать свои двустишия о буквах. | Беседа по вопросам | |||||||||||||||
88 | Сказка про буквы И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». Кн. с. 9 - 10 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся научитсяпересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Обучающийся получит возможность научитьсясоставлять картинный план. | Беседа по вопросам | |||||||||||||||
89 | Сравнение произведений на одну тему. С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, «Б» нет». Кн. с.11 - 13 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся научитсянаходить заглавие , называть автора, находить ответы на вопросы. Обучающийся получит возможность научитьсяинсценировать худож. произведение, подбирать пословицу для доводов в споре. | Беседа по вопросам. | |||||||||||||||
90 | Г. Сапгир «Про медведя». Выразительное чтение стихотворения. Кн. с. 14 - 15 | 1 | УРУиН | Обучающийся научитсявыразительно читать, понимать содержание; отвечать на вопросы по содержанию. Обучающийся получит возможность научитьсяподбирать рифму, передавать интонацион. чувства и характеры героев | Фронтальн. опрос. | |||||||||||||||
91 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Звукопись как средство создания образа пчелы.И. Гамзаков «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении. Кн. с. 16 — 17 (кн. с. 18 — 25) самоподготовка | 1 | УРУиН | Обучающийся научитсявыразительно читать, понимать содержание; отвечать на вопросы по содержанию. Обучающийся получит возможность научитьсяподбирать рифму, передавать интонацион. чувства и характеры героев | Беседа по вопросам. | |||||||||||||||
92 | Проверим и оценим свои достижения. Кн. с. 26 - 27 | 1 | УРУиН | Обучающийся научитсячитать текст художеств.произведения про себя (без учета скорости).Обучающийся получит возможность научитьсясоздавать иллюстрированную | Чтение наизусть | |||||||||||||||
93 | Проект «Создаём город букв». Кн. с. 28 | 1 | Урок-проект. | книгу в соответствии с заданной тематикой | ||||||||||||||||
Сказки, загадки, небылицы (8 часов) | ||||||||||||||||||||
94 | Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». Кн. с.30 - 41 | 1 | УРУиН | Обучающийся научитсячитать текст художест. произведения про себя, делиться впечатлен.по поводу прочитанного. Обучающийся получит возможность научитьсяпересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Личностные УУД 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. 7.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Пересказ | ||||||||||||||
95 | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Кн. с. 42 - 43 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся научитсянаходить заглавие, называть автора; различать сказку, стихотворение.Обучающийся получит возможность научитьсясочинять загадки. | Пересказ | |||||||||||||||
96 | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Кн. с. 44 | 1 | УОНМ | Чтение наизусть | ||||||||||||||||
97 | Потешки. Герои потешки. Кн. с. 45 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсярассказывать наизусть 1–2 стихотворения, различать фол.жанры. Обучающийся получит возможностьпознакомиться с рифмой. | Чтение наизусть | |||||||||||||||
98 | Небылицы. Сочинение небылиц. Кн. с.46 - 51 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсяпересказывать текст известных писателей, высказывать свои впечатления.Обучающийся получит возможность научитьсяопределять характер героев, пересказывать по картинному плану, познакомиться с звукозаписью. | Пересказ | |||||||||||||||
99 | Сказки А.С. Пушкина. Кн. с. 52 - 53 | 1 | УОНМ | Пересказ по картинному плану. | ||||||||||||||||
100 | Русская народная сказка «Петух и собака». Кн. с.54 - 57 | 1 | УОНМ | Пересказ | ||||||||||||||||
101 | Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений. Кн. с.58 -62 | 1 | Комбинированный урок. | Пересказ | ||||||||||||||||
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов) | ||||||||||||||||||||
102 | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмаковой. Кн. с. 64 - 68 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся научитсянаходить заглавие, называть автора произвед-ия; различать рассказ, стихотворение; Обучающийся получит возможность научитьсяпересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, различать лит.жанры Обучающийся научитсярассказывать наизусть стихотворение Обучающийся получит возможностьпознакомиться с сравнением и олицетворением. | Чтение наизусть. Беседа по вопросам. | |||||||||||||||
103 | Литературная загадка. Сочинение загадок. Кн. с.69 - 71 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсяопределять жанр стих., отвечать на вопросы;читать целыми словами с элемент.слог. чтения Обучающийся получит возможностьпознаком-ся с рифмой. | Чтение наизусть | |||||||||||||||
104 | Проект «Составляем сборник загадок». Кн. с. 72 | 1 | Урок- проект. | Чтение наизусть | ||||||||||||||||
105 | Чтение стихотворений наизусть. Кн. с.73 - 75 | 1 | УРУиН | Обучающийся научитсяприводить примеры художественных произведений по изученному материалу.Обучающийся получит возможностьпознакомиться с устаревшими словами. | Фронтальн. опрос | |||||||||||||||
И в шутку и всерьёз (6 часов) | ||||||||||||||||||||
106 | Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений. Кн. с. 76 - 78 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся научитсяработать с художеств.текстами; читать целыми; отвечать на вопросы. Обучающийся получит возможностьпознаком.с звукоподражанием и рифмой. | Фронтальн. опрос | |||||||||||||||
107 | Веселые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. Кн. с.4 - 8 | 1 | Комбинированный урок. | Обучающийся научитсяпонимать содержание прочитанного.Обучающийся получит возможность научитьсярасценивать мотивы поведения героев | Фронтальн. опрос | |||||||||||||||
108 | Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. Кн. с.7, 9 -11 | 1 | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
109 | Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. Кн. с. 12 - 14 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсяразличать жанры литературы. Обучающийся получит возможностьнаучитьсяпересказывать текст, давать характеристику | Чтение наизусть | |||||||||||||||
110 | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина. Кн. с. 14 – 21 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсянаходить заглавие, называть автора, различать рассказ, стихотворение. Обучающийсяполучит возможность познакомиться с рифмой. | Фронтальн. опрос | |||||||||||||||
111 | Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского. Кн. с. 22 - 23 | 1 | УОНМ | Фронтальн. опрос | ||||||||||||||||
112 | Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Оценка планируемых достижений. Кн. с.24 - 28 | 1 | УРУиН | Обучающийся научитсяприводить примеры худож. произведений. Обучающийся получит возможность научитьсядавать оценку героям. | Оценка планируемых достижений | |||||||||||||||
Я и мои друзья (6 часов) | ||||||||||||||||||||
113 | Рассказы о детях Ю. Ермолаева. Кн. с. 30 - 32 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсяработать с художеств.текстами; понимать содержание.Обучающийся получит возможность научитьсяпересказать текст; давать оценку героям. | Чтение наизусть | |||||||||||||||
114 | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа. Кн. с. 33 - 37 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсянаходить заглавие, автора; выразительно читать; отвечать на вопросы;;Обучающийся получит возможность научитьсяоценивать поведение героев. | Фронтальн. опрос. | |||||||||||||||
115 | Стихотворения В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима. Кн. с. 38 - 41 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсяразличать жанры литер.произведений. Обучающийся получит возможность научитьсяоценивать поведение героев. | Чтение наизусть | |||||||||||||||
116 | Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. Кн. с. 42 | 1 | Урок-проект. | Обучающийся научитсярассказывать наизусть стихотворения, отвечать на вопросы Обучающийся получит возможность научитьсяоценивать поведение героев. | Пересказ с опорой на иллюстр. | |||||||||||||||
117 | Стихотворения С. Маршака, Ю. Энтина. Кн. с.43 - 49 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсячитать осознанно текст худож. произведения «про себя». Обучающийся получит возможность научитьсяоценивать поступки героев. | Чтение наизусть | |||||||||||||||
118 | Оценка достижений. Кн. с. 50 - 54 | 1 | КЗ | Обучающийся научитсяприводить примеры худож. произведений.высказывать оценочные суждения о произв-ях | Чтение наизусть Беседа по вопросам | |||||||||||||||
О братьях наших меньших (5 часов) | Чтение наизусть | |||||||||||||||||||
119 | Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Кн. с. 56 — 59, 62 - 63 | 1 | УОНМ | Обучающийся научитсячитать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание;Обучающийся получит возможность научитьсяпересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. Обучающийся научитсячитать целыми словами; понимать содержание; Обучающийся получит возможность научитьсяделить текст на части; составлять план; пересказывать текст; работать с иллюстрац. Обучающийся научитсявыразительно читать; отвечать на вопросы.Обучающийся получит возможностьпознакомиться с рифмой. Обучающийся научитсяотвечать на вопросы; определять названия, основное содержание. Обучающийся получит возможность научитьсяанализировать тон, настроение произведен. Обучающийся научитсянаходить заглавие, называть автора.Обучающийсяполучит возможностьпознакомиться со звукоподражанием. Обучающийся научитсянаходить заглавие, называть автора.Обучающийся получит возможность научитьсяделить текст на части; составлять план. | Чтение наизусть | |||||||||||||||
120 | Рассказы В. Осеевой. Кн. с. 60 - 61 | 1 | УОНМ | Фронтальн. опрос. | ||||||||||||||||
121 | Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского Кн. с. 64 - 69 | 1 | УОНМ | Чтение наизусть | ||||||||||||||||
122 | Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. Кн. с. 70 - 75 | 1 | УРУиН | Пересказ с опорой на иллюстр. | ||||||||||||||||
123 | Оценка достижений. Кн. с. 76 - 78 | 1 | Чтение наизусть | |||||||||||||||||
124-132 | Резерв. | 9 | Обучающийся научитсяприводить примеры худож. произведений.Обучающийся получит возможность научитьсявысказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях. | Чтение наизусть Беседа по вопросам | ||||||||||||||||
Материально-технические средства для реализации программы
Демонстрационные и печатные пособия
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.(электронный вид)
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности)
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
- электронная доска
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УРУиН – урок развития умений и навыков;
КЗ – урок контроля знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Литературное чтение"
программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...