Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс 2017 г . УМК "Школа России". Л.Ф. Климанова
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Нестеренко Татьяна Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Школа России" автор Л.Ф. Климанова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._cht.docx69.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЕНДИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Зендиковская СОШ»

________________/Мерзликина В.В./

«____»_________________20____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

И. о. директора МБОУ «Зендиковская СОШ»

________________/Мерзликина В.В./

«____»_________________20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
4 класс

 

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ «Зендиковская СОШ»

Нестеренко Татьяна Ивановна

2017 - 2018 учебный год        

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Зендиковская СОШ».

Содержание реализуется с помощью учебника -  Климанова  Л. Ф., Горецкий  В. Г. и др. Литературное чтение.  4 класс. -Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. – 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014.

         Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием данного учебника.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Зендиковская СОШ» на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 102 часов (по 3 часа в неделю). Содержание реализуется за 102 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Обучащийся научится:

         - понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

 -  собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

 - составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

 - принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Обучащийся получит возможность научиться:

-  познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

 -  рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

 -  находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

 -  создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

                    Обучащийся научится:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини- группе или паре;

 -  читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

 -  осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

 -  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;  

 - выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

 -  оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

 -  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;  

 - фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); l фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен- ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».                                                                                                                                                

                      Обучащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

 -  свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;  

 - самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

 -  владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;  

- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

                            Познавательные УУД

                              Обучащийся научится:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

   - анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

 -  находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

 -  сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

 -  сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

 -  находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

 -  сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

 -  создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

 -  понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

 -  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

 -  предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

 -  определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

                 Обучащийся получит возможность научиться:

 -  самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

 -  определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;  

 - создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

                           Коммуникативные УУД

        Обучащийся научится:

-  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

 -  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

 -  пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

 -  самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

 -  создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

 -  способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

 -  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);  

 - предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

 -  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

-  использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

 -  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

 - определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

 -  определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

 -  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

 -  искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

 -  обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

 - находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

   - находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

 -  самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

 -  использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

 -  озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;  

 - договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;  

 - интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Обучащийся научится:

-  понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

 -  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

 -  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

 -  пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яр- кий образ;

 - участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

 - формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

 - делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

 - находить в произведениях средства художественной выразительности;

  -  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться:

 - осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

 -  приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

 -  воспринимать художественную литературу как вид искусства;

 -  осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.

 -  соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

 -  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

 -  работать с детской периодикой.

                                 Творческая деятельность

        Обучащийся научится:

  -  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

 -  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

 -  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;  

-  писать отзыв на прочитанную книгу.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -  создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

                                           Литературоведческая пропедевтика

Обучащийся научится:

 -  понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

 -  определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

 -  понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

 - находить в произведении средства художественной выразительности.                                            

       Обучающийся получит возможность научиться:

  -  определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  -  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного предмета

Разделы программы расширены за счет резервного времени.

  1. Летописи, былины, жития. (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических событий».Оценка достижений

2. Чудесный мир классики. (15 ч)

           Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.  События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…» Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…» Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб» Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал» Особенности басни. Главная мысль.

А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений

3.Поэтическая тетрадь. (8 ч)

           Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

А.А.Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

Е.А.Баратынский «Весна, весна, как воздух чист!» Передача настроения и чувства в стихотворении.

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении.

Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…» Выразительное чтение.

И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Оценка достижений

.

4. Литературные сказки. (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Оценка достижений

.

            5. Делу время — потехе час. (7 ч)

           Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Е.л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения.

В.Ю.Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.

Оценка достижений

различных вариантов плана. Сравнение рас- сказов (тема, главная мысль, события,

6. Страна детства. (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения.К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.М.М.Зощенко «Елка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.

Оценка достижений

7. Поэтическая тетрадь (4 ч)

   Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В.Я.Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений

     8. Природа и мы. (11ч)

  Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Е.И.Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Проект: «Природа и мы».Оценка достижений

 9. Поэтическая тетрадь  (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б.Пастернака. Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н.М.Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А.Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений

10. Родина. (5 ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Поэтический вечер. Проект: «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений

11. Страна Фантазия. (5 ч)

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений

12. Зарубежная литература. (15 ч)

     Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлеф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. Оценка достижений.

Тематическое планирование

(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)

Раздел

Кол-во часов

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

Летописи, былины, жития.

7

Чудесный мир классики.

15

Поэтическая тетрадь.

8

Литературные сказки.

12

Делу время — потехе час.

7

Страна детства.

6

Поэтическая тетрадь

4

Природа и мы.

11

Поэтическая тетрадь

6

Родина.

5

Страна Фантазия.

5

Зарубежная литература.

15

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 час)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

04.09-08.09

Летописи, былины, жития.(7 часов)

2/1

Знакомство с названием раздела «Летописи. Былины. Жития».

1

04.09-08.09

3/2

Из летописи  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи-основные события Древней Руси.

1

04.09-08.09

4/3

Из летописи  «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

11.09-15.09

5/4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

1

11.09-15.09

   6/5

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение  поэтического и прозаического текстов.

1

11.09-15.09

7/6

«Житие Сергия  Радонежского» Детство и юность Варфоломея.

1

18.09-22.09

8/7

«Житие Сергия  Радонежского». Рассказ о битве на Куликовом поле.

1

18.09-22.09

Чудесный мир классики.(15часов)

9/1

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики» П. П. Ершов «Конек - горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.  

1

18.09-22.09

10/2

События в литературной  сказке П. П. Ершова «Конек - горбунок». Герои сказки.

1

25.09-29.09

11/3

П. П. Ершов «Конек - горбунок». Младший брат Иван-настоящий герой сказки.

1

25.09-29.09

12/4

А. Слонимский. «О Пушкине» Интонация стихотворения А.С. Пушкина «Няне».

1

25.09-29.09

13/5

Интонация стихотворений  А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!..» Словесное рисование картин.  

1

02.10-06.10

14/6

Мотивы народной сказки в литературной. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

02.10-06.10

15/7

Характеристика героев сказки А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», отношение автора  к ним.

1

02.10-06.10

16/8

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Составление плана сказки.

1

09.10-13.10

17/9

А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». Картины природы в стихотворении «Дары Терека».

1

09.10-13.10

18/10

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

1

09.10-13.10

19/11

Главная мысль сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб».

1

16.10-20.10

20/12

Характеристика героев  сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»,  отношение автора  к ним.

1

16.10-20.10

21/13

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича». События рассказа Л. Толстого  «Детство».

1

16.10-20.10

22/14

Характер главного героя рассказа. Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень».

1

1       23.10-27.10

23/15

Главные герои рассказа. А.П. Чехов «Мальчики» - герои своего времени.

1

23.10-27.10

Поэтическая тетрадь.(8 часов)

24/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

1

23.10-27.10

25/2

Средства  художественной выразительности для создания картины природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева  

1

06.11-10.11

26/3

Картины природы в  лирических стихотворениях А. А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка».

1

06.11-10.11

27/4

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот». Передача настроения и чувства в стихотворении.

1

06.11-10.11

28/5

Ритм стихотворений А. Н. Плещеева «Дети и птичка»,  И. С. Никитина «В синем небе…».

1

13.11-17.11

29/6

Выразительное чтение  стихов Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки…»

1

13.11-17.11

30/7

Картина осени в стихах И. А. Бунина  «Листопад». Сравнения, эпитеты. 

1

13.11-17.11

31/8

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме: «Поэтическая тетрадь».

1

20.11-24.11

Литературные сказки.(12 часов)

32/1

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» В. Ф. Одоевский  «Городок в табакерке». Особенности  литературного жанра.

1

20.11-24.11

33/2

Заглавие и главные герои литературной сказки  В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

1

20.11-24.11

34/3

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», деление текста на части. Составление плана сказки.

1

27.12-01.12

35/4

Особенности литературного жанра произведения В. М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ.

1

27.12-01.12

36/5

Главная мысль произведения   В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

1

27.12-01.12

37/6

Герои литературного текста  В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

1

04.12-08.12

38/7

Мотивы народных сказок в авторском тексте  П. П. Бажова «Серебряное копытце».

1

04.12-08.12

39/8

Герои художественного произведения П. П. Бажова «Серебряное копытце», авторское отношение к ним.

1

04.12-08.12

40/9

Мотивы народных сказок  в литературном тексте А.С. Аксакова «Аленький цветочек».

1

11.12-15.12

41/10

А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Тест.

1

11.12-15.12

42/11

А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Деление  текста на части. Составление плана.

1

11.12-15.12

43/12

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме  «Литературные сказки».

1

18.12-22.12

Делу время — потехе час. (7 часов)

44/1

Знакомство с названием раздела «Делу время - потехе час». Нравственный смысл, жанр произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

1

18.12-22.12

45/2

Инсценирование произведения  Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

1

18.12-22.12

46/3

Особенности юмористического текста. В. Ю. Драгунский «Главные реки», авторское отношение к изображаемому.

1

25.12-28.12

47/4

Юмор в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев.

1

25.12-28.12

48/5

Смысл заголовка   произведения  В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

1

25.12-28.12

49/6

Герои  произведения  В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Чтение по ролям.  Тест.

1

15.01-19.01

50/7

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме: «Делу время – потехе час».

1

15.01-19.01

Страна детства. ( 6 часов)

51/1

Знакомство с названием раздела «Страна детства». Особенности развития сюжета в рассказе Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

15.01-19.01

52/2

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.

1

22.01-26.01

53/3

Особенности развития событий: выстраивание их в тексте К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

1

22.01-26.01

54/4

Герои  произведения К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

1

22.01-26.01

55/5

Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

1

29.01-02.02

56/6

Герои  рассказа М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана.

1

29.01-02.02

Поэтическая тетрадь.(4 часа)

57/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» Развитие чувств в лирическом стихотворении. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». 

1

29.01-02.02

58/2

Тема стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении.

1

05.02-09.02

59/3

Развитие чувства в лирических стихах М. Цветаевой «Бежит тропинка…», «Наши царства». Тема детства.

1

05.02-09.02

60/4

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь».

1

05.02-09.02

Природа и мы. (11 часов)

61/1

Знакомство с названием раздела «Природа и мы». Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».

1

12.02-16.02

62/2

Отношение человека к природе. Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».

1

12.02-16.02

63/3

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».Герои произведения о животных.

1

12.02-16.02

64/4

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

19.02-23.02

65/5

М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

1

19.02-23.02

66/6

М. М. Пришвин «Выскочка», Характеристика героя на основе поступка.

1

19.02-23.02

67/7

Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения.

1

26.02-02.03

68/8

Е. И. Чарушин «Кабан». Характеристика героя на основе их поступков.

1

26.02-02.03

69/9

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана. Тест.

1

26.02-02.03

70/10

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ

1

05.03-09.03

71/11

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме  «Природа и мы»

1

05.03-09.03

Поэтическая тетрадь.(6 часов)

72/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Картина осени в лирическом произведении Б. Л. Пастернака  «Золотая осень».

1

05.03-09.03

73/2

Картины весны в стихотворении С. А. Клычкова  «Весна в лесу».

1

12.03-16.03

74/3

Картины лета в стихотворении Д.. Б. Кедрина «Бабье лето»

1

12.03-16.03

75/4

Изображение природы в сентябре в лирическом произведении  Н. М. Рубцова «Сентябрь». Средства художественной выразительности

1

12.03-16.03

76/5

Мотивы народного творчества в авторском произведении

С. А. Есенина  «Лебедушка».

1

19.03-23.03

77/6

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме  «Поэтическая тетрадь»

1

19.03-23.03

Родина.(5 часов)

78/1

Знакомство с названием раздела «Родина»

1

19.03-23.03

79/2

Образ Родины в поэтическом тексте  И.С. Никитина «Русь». Ритм стихотворения.

1

      02.04-06.04

80/3

С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

          02.04-06.04

81/4

Тема стихотворения  А. В. Жигулина  «О, Родина!...». Авторское отношение к изображаемому.

1

       02.04-06.04

82/5

Поэтический вечер по теме «Родина». Проект «Они защищали Родину».

1

      09.04-13.04

                                                 Страна Фантазия. (5 часов)

83/1

Знакомство с названием раздела «Страна Фантазия». Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

1

      09.04-13.04

84/2

Необычные герои фантастического жанра. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

1

      09.04-13.04

85/3

Особенности фантастического жанра. Кир Булычев «Путешествие Алисы».

1

      16.04-20.04

86/4

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев  фантастических рассказов.

1

     16.04-20.04

87/5

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Страна фантазия».

1

      16.04-20.04

Зарубежная литература.(15 часов)

    88/1

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

1

       23.04-27.04

   89/2

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

       23.04-27.04

   90/3

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

1

23.04-27.04

   91/4

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности  характера героев.

1

30.04-04.05

  92/5

Авторская сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка», её особенности.

1

30.04-04.05

 93/6

Г. Х. Андерсен  «Русалочка». Волшебство и его влияние на судьбы героев.

1

30.04-04.05

  94/7

Г. Х. Андерсен  «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

1

07.05-11.05

 95/8

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности произведения.

1

07.05-11.05

  96/9

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

07.05-11.05

  97/10

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков.

1

14.05-18.05

  98/11

Особенность сюжета произведения Сельмы Лагерлеф «Святая ночь».

1

14.05-18.05

  99/12

Сельма Лагерлеф «В Назарете». Основная мысль рассказа.

1

14.05-18.05

100/13

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Зарубежная литература».

1

21.05-25.05

101/14

Обобщение знаний.

1

21.05-25.05

102/15

Резерв.

1

 21.05-25.05

Итого: 102 часа;

Описание учебно-методического и материально технического обеспечения

образовательного процесса

Учебники:

1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В Литературное чтение.  4 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.

Методические пособия:

1.Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 кл.- М.: ВАКО, 2015

2. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс.

Дополнительная литература:

1.Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой и др. Составители: Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина.  4 класс. 

Портреты поэтов и писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 ФГОС Школа России Климанова

В рабочй программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предме...

рабочая программа по литературному чтению 2 кл УМК "Школа России" ФГОС с ууд

Рабочая программа по литературному чтению  2 кл. включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературному чтению 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс

          Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...

Рабочая программа по литературному чтению 2016-2017 уч.г.

Программа разработана по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс....

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению (ФГОС НОО) УМК «Школа России»

Программа составлена на основе «Примерных программ начального общего образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В...

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"...