Воспитание души Ребёнка средствами художественной литературы
статья по чтению на тему
Воспитание нравственной личности младшего школьника происходит главным образом и прежде всего на уроках. В этом помогает художественная литература.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание души Ребёнка средствами художественной литературы
“Мир вступает в век Человека.
Больше, чем когда бы то ни было,
мы обязаны думать сейчас о том,
что вкладываем в душу человека”.
В.А.Сухомлинский
Воспитание нравственной личности младшего школьника происходит главным образом и прежде всего на уроках. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, помогать и принимать помощь.
В этом отношении огромную роль может сыграть художественная литература. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Как сказал Д.С. Лихачёв, «Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший опыт жизни…, дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке… Человек, много читавший, прожил три жизни…».
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности: склонность к игре, невозможность долго заниматься монотонной деятельностью, недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко. В процессе ролевой игры дети примеривают на себя социальную роль, что помогает пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни». В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. Громадные возможности предоставляют уроки литературы, если игра ролевая, а учебники «исполняют» предлагаемые им роли.
В своей работе использую различные игры. Самые простые по организации – игры-соревнования, когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их. С детьми мы разыгрываем и более сложные игровые ситуации, например «Литературный футбол». Класс делится на команды, выбираются капитаны. Они формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. Неправильный ответ – «гол».
На уроке литературного чтения работаем с детьми по рисункам, по картинам, читаем по ролям.
После чтения подбираем к произведениям пословицы и поговорки, разыгрываем маленькие сценки, пишем сочинения, маленькие рассказы, продолжаем не завершённый рассказ, проводим беседы, анализируем поступки.
Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения В. Осеевой. Например, после чтения рассказа “Печенье” ребята стали размышлять о том, что мы не всегда бываем внимательными к тем, кто с нами рядом. Попытались ответить на вопрос “Добрый ли я человек и почему я так думаю?” Такие истории помогают ребятам проанализировать поступки героев и выбрать правильное решение.
Всем известно, что самым любимым жанром у детей является сказка. На уроках чтения дети не просто читают тексты сказок, а еще учатся их анализировать, оценивать поступки животных, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить.
Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро восторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Необычайна глубина сказок. Например, сказка “Кот, петух и лиса” – о семье, о благородстве, о взаимопомощи.
Многие сказки мы разыгрываем. Дети это очень любят.
На уроках литературного чтения необходимо учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора и выражать собственное отношение к поступкам героев, оценивать их качества и «переносить» эти оценки на собственные качества и поступки, что способствует формированию нравственности у детей.
Список литературы:
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
- Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
- Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
- Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в ребёнке чувства героизма через художественную литературу
Современные дети, конечно, изменились даже по сравнению с детьми 20 века. С одной стороны возросла их информированность, с другой – информационная среда часто агрессивна и несёт угрозу их психологичес...
Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"
Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...
Воспитание души Ребёнка средствами художественной литературы
На уроках литературного чтения необходимо учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора и выражать собственное отношение...
Воспитание у младших школьников любви к культуре русского народа средствами художественной литературы и изобразительного искусства
Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание школьников. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-па...
Программа «Воспитание честности и правдивости средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста»
Программа внеурочной деятельности «Воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного возраста посредствам художественной литературы» разработана на основе авторской программы «Уроки нравст...
Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы
Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...