Дидактический материал к урокам литературного чтения 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Эталоны к урокам литературного чтения 3 класс «Школа России»
* Содержание
1. Эталон № 1 по теме: «Устное народное творчество»
2. Эталон № 2 по теме: «Сказки»
3. Эталон № 3 по теме: « Рассказ о герое произведения»
4. Эталон № 4 по теме: «Поэтическая тетрадь»
5. Эталон № 5 по теме: «Великие русские писатели»
6. Эталон № 6 по теме: «Великие русские писатели»
7. Эталон № 7 по теме: «Великие русские писатели»
8. Эталон № 8 по теме: « Тип текста, Стиль текста»
9. Эталон № 9 по теме: «Отзыв о прочитанной книге»
10. Эталон № 10 по теме: «Отзыв о прочитанном произведении»
11. Эталон № 11 по теме: «План устного рассказа о книге»
* Словарь
Эталон №1
к уроку литературного чтения 3 класс по теме:
«Устное народное творчество»
Жанры устного народного творчества:
Загадки
Пословицы и поговорки
Потешки
Прибаутки
Считалки
Скороговорки
Небылицы
Песни
Сказки
Эталон №2
к уроку литературного чтения 3 класс по теме : «Сказки»
Виды сказок : Сказочные приметы:
докучные зачин, концовка, присказка
волшебные троекратный повтор
бытовые устаревшие слова (архаизм)
о животных
богатырские У волшебных сказок еще:
сказочные герои
волшебные предметы
волшебные события
Добро побеждает зло
Герои сказок: положительные
отрицательные
герои- помощники
нейтральные
Эталон №3
к уроку литературного чтения 3 класс по теме:
«Рассказ о герое произведения»
- Расскажи о герое.
Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения ).
- Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Подумай , как автор относится к герою.
Эталон №4
к уроку литературного чтения 3 класс по теме:
«Поэтическая тетрадь»
Жанры произведений:
Стихотворение
- рифма
-ритм
-деление на строфы
- передача чувств, переживаний
-средства выразительности: эпитеты
метафора,
сравнение
олицетворение
Эталон №5
к уроку литературного чтения 3 класс по теме:
«Великие русские писатели»
Жанры произведений:
Басня
- стихотворная форма
- герои- животные
- сюжет и мораль
- аллегория
- высмеиваются недостатки
Эталон №6
к уроку литературного чтения 3 класс по теме:
«Великие русские писатели»
Жанры произведений:
Рассказ
- написано прозой
- небольшой объем
- небольшое количество героев
- описание одного события
Эталон №7
к уроку литературного чтения 3 класс по теме:
«Великие русские писатели»
Жанры произведений:
Повесть
- большой объем
- деление на главы
- много героев
- много событий
- описание событий в течение долгого времени
Эталон №8
к уроку литературного чтения 3 класс по теме:
« Тип текста, Стиль текста»
Тип текста: повествование (рассказывается о чем-либо)
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
описание ( описание людей, животных,
предметов, природы) – КАКОЙ?
рассуждение ( причины, доказательство)
ПОЧЕМУ ?
Стиль текста: разговорный- общение людей в быту
художественный- художественное
произведение
научный- научные статьи ,учебники
официально- деловой- документы
публицистический- статьи в газетах,
журналах.
Эталон №9
к уроку литературного чтения 3 класс
«Отзыв о прочитанной книге» (вариант 1)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
- Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
- Чему научила тебя эта книга?
«Отзыв о прочитанной книге» (вариант 2)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто они.
- Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.
- Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?
Эталон № 10
к уроку литературного чтения 3 класс
«Отзыв о прочитанном произведении»
1.Автор
2.Название произведения
3.Жанр произведения
4.О чем этот текст?
5.Кто из героев понравился и почему?
6.Чем понравилось это произведение
Эталон №11
к уроку литературного чтения 3 класс
« План устного рассказа о книге»
1.Покажи книгу.
2.Назови автора, художника, издателей
3.Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких)
4.Назови героев книги
5.Что происходит с героем (героями) книги?
6.Самое интересное – зачитай.
7.Вырази свое отношение к герою ( героям)
8.Понравилась тебе книга
Словарь:
Жанры произведений
Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных
Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.
Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.
Повесть - литературное произведение описательно-повествовательного жанра.
Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.
Песня - стихотворение, предназначенное для пения.
Фольклор- устное народное творчество
Средства выразительности
Сравнение - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
Эпитет - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления,
образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженного прилагательным.
Метафора - перенесение свойств или признаков с одного предмета на другой по принципу сходства.
Олицетворение - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
Аллегория - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое, а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
Юмор - добродушный смех. Ирония - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
Гипербола - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
Рифма - созвучие концов стихотворных строк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам литературного чтения
1. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из за слабо развитой оперативной памяти. Работу над её развитием можно вести с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко.По аналогии сост...
Дидактический материал к урокам литературного чтения
В материале Вы найдете диагностические тесты и задания, литературный диктант для проверки сформированности учебной и читательской деятельности....
Дидактический материал к урокам литературного чтения
Дидактический материал к урокам литературного чтения...
Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.
Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках или дополнительных занятиях, роди...
Дидактический материал к урокам литературного чтения
для 2 класса...
Дидактический материал к уроку литературного чтения по теме "Федина задача" Н.Н. Носова
урок 2: тест на знание теста с самопроверкой и оцениванием...
Дидактический материал для уроков литературного чтения
Программа по Литературному чтению для младших школьников (1-4 класс) чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения....