Рабочая программа. 3 класс."Начальная школа ХХI века".
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Диденко Елена Валерьевна

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа ХХI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx102.18 КБ

Предварительный просмотр:

6. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-

во ч.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся, УУД

Вид контроля

Дата

план

факт

1 четверть –36ч.

Чтение –  25 ч.  Культура письменной речи – 1 ч. Культура речевого общения – 10 ч.

Раздел «Устное народное творчество» (15 часов)

1

Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик».

Чтение

14 ч

1

УПНЗ

Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении.

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Определение главной мысли. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя

Знать:

-жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

-особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и  победы добра над злом);

Текущий

2

3

Малые формы фольклора: пословицы, русские народные сказки.

Сказка «Самое дорогое»

1

1

УПНЗ

УПНЗ

-различия жанров.

Уметь:

-называть произведения и выделять их особенности;

-определять тему и жанр произведения;

-называть и сравнивать героев(положительных и отрицательных);

-определять основную мысль сказки;

-делить текст на части, озаглавливать части, составлять план и пересказывать по плану или отдельные эпизоды;

-самостоятельно по заданию находить в тексте с определённой целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

-использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация;

-работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией

УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

проверка техники чтения

4

Малые формы фольклора: русские народные сказки.

 «Про Ленивую и Радивую»

1

УПНЗ

Текущий

5

Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Работа с книгой: предисловие, послесловие

Текущий

6

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий .Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

Текущий

7

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

1

УПНЗ

Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу

Текущий

8

Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)

1

УПНЗ

УУД:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

9

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки.

1

УЗПЗ

Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок

УУД:выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

10

Устное народное творчество.

1

УКПЗ

Обобщение по разделу. Литературная игра.

Выставка прочитанных книг.

УУД:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Контрольная работа

11

Былины. «Добрыня и Змей»

1

УПНЗ

Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

УУД: учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану

Текущий

12

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

УПНЗ

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

13

Былины. «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич»,

«Вольга
и Микула»

1

УПНЗ

Сравнение былин. Выявление характера героя его поступков и их мотивов.

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

14

Былины. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий

Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

15

Былины. Обобщающий урок

Культура письменной речи 1ч

1

УОПЗ

Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений  литературы с произведениями изобразительного искусства.

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Литературная викторина

Басни – 6 ч.

16

И. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»

Культура речевого общения 6ч

1

УПНЗ

Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении

(выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).

Работа с внутритекстовой иллюстрацией.

Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении

Знать литуроведческие понятия: басня, мораль, о художественных особенностях басни.

Уметь: правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И.А.Крылова; выразительно читать с листа и наизусть; работать с книгами .

УУД:-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

17

И. Крылов «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник»

1

УПНЗ

Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении

(выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).

Работа с внутритекстовой иллюстрацией.

Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении

УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Текущий

18

19

20

Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж»

3

УПНЗ

Текущий

21

Басни. «Проверьте себя»

1

УКПЗ

Обобщение по разделу. Выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Проверочная работа

Произведения  А. С. Пушкина. (11 часов)

УПНЗ

22

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…» Чтение 11 ч

1

УПНЗ

Знать:

-литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.

Уметь:

-находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения);

-ставить задачу для выразительного чтения.

УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Текущий

23

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

УПНЗ

Текущий

24-

25

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

2

УПНЗ

УЗПЗ

Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение.

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

Текущий

26-

29

работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский.

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

4

УПНЗ

УЗПЗ

Слушание сказки. Рассматривание книг со сказками А. С. Пушкина. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение по частям. Выставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

30

31

А. С. Пушкин. Стихи

2

УПНЗ

УКПЗ

Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении. Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворений

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

32

Обобщение по разделу «Произведения  А. С. Пушкина»

1

Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина»

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Самостоятельная работа

33

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

Культура речевого общения 4часа

1

УПНЗ

Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения
(мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха.

Уметь:

-находить слова, выражающиечувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

Самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения, ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчёркивать голосом языковые средства художественной выразительности; читать стихотворение , давать оценку своему чтению.

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

34

А. Майков «Осень»

1

УПНЗ

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание

УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

35

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка

Текущий

36

И. Бунин «Листопад»

1

УПНЗ

Выставка книг «Стихи для детей»

УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Текущий

2 четверть –28ч.

Чтение –20ч.   Культура речевого общения -3ч.   Культура письменной речи – 5 ч.

37

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Культура письменной речи1ч

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Выставка книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов.

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Конкурс чтецов

38-

39

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк»

Чтение  9ч

2

УПНЗ

УЗПЗ

Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме выделение морали. Чтение по ролям .

Уметь:

-называть произведения Л.Н.Толстого разных жанров( в рамках программы); различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно – познавательные рассказы; работать с научно – познавательным текстом (выделять факты и их описания);

Называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;

Понимать содержание литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;

Делить текст на композиционные части;

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать своё мнение;

Рассказывать и пересказывать по готовому плану;

Уметь представлять прочитанную книгу;

Работать с книгами-справочниками(словарями, энциклопедиями)

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

40

Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

1

УПНЗ

Особенности сказок Л. Н. Толстого. Вид сказок

Текущий

41

Л. Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди».

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание

Выделение фактов из текста. Сравнение рассказов.

Текущий

42

Дополнительное чтение. «Лев и собачка»

1

УПНЗ

Текущий

43

Л. Толстой «Прыжок»

1

УПНЗ

Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения.

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

44

Былина «Как боролся русский богатырь»

1

УПНЗ

УУД:

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

45

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»

1

УЗПЗ

Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий

46

Книги Л. Н. Толстого.

Дополнительное чтение рассказов
Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

УПНЗ

Справка об авторе

УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

47

Произведения
Л. Толстого. Обобщающий урок

Культура письменной речи 1ч

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Работа с книгами
Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов.

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Проверочная работа .

48

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

Чтение 6ч

1

УПНЗ

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия «лирический герой», поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении

Знать:

Называть имя, отчество, фамилию поэта;

Называть произведения Н.А.Некрасова (в рамках программы);

Понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный».

Уметь:

Находить справку о поэте в книгах – справочниках;

Использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;

Самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;

Читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

Выражать своё отношение к прочитанному;

УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

49

 Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст)

1

УПНЗ

Упражнение в выразительном чтении отрывка

Текущий

50

Н. Некрасов «Славная осень»

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень»

Работать с аппаратом книг стихов Н.А.Некрасова

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Текущий

51

Н. Некрасов «Зеленый шум».

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

1

УПНЗ

Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. Чуковского. Работа над содержанием. Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворения

Текущий

52

Стихи о природе.
Н. Некрасов «Мороз-воевода»

1

УПНЗ

Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза

Текущий

53

Произведения
Н. Некрасова.
К. И. Чуковский

«О стихах Н. А. Некрасова».

Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша»,

«Перед дождем»

1

УОПЗ

Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе

Работа со справочно-энциклопедической литературой

Текущий

54

Обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова»

Культура письменной речи 1ч

1

УКПЗ

Обобщение по разделу

Проверочная работа

Произведения А. П. Чехова     (5 часов)

55

А. П. Чехов «Степь»

Чтение 4ч

1

УПНЗ

УПНЗ

Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана.

Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу

Знать:

Называть имя, отчество, фамилию поэта;

Называть произведения Н.А.Некрасова (в рамках программы);

Сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ – повествование; находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; понимать главную мысль, объяснять заглавия;

Передавать краткое содержание произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности;

Читать выразительно подготовленное произведение или эпизод;

Пользоваться предисловием и послесловием в книгах

УУД:познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

1

УПНЗ

Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям

Подготовка собственных высказываний по заданным темам

56

А. П. Чехов «Белолобый»

Текущий

57-

58

А. Чехов «Ванька».

Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

2

УПНЗ

Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения

УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

59

Обобщение по разделу «Произведения А.П.Чехова»

Проверьте себя

Культура письменной речи1ч

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Справочный материал об авторе.

Выполнение самостоятельной работы, самооценка.

Проверочная работа

Сказки зарубежных писателей. (4 часа)

60

Ш. Перро «Подарки феи»

Культура речевого общения3ч

1

УПНЗ

Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором
(выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана

Знать:

Именазарубежных писателей – сказочников и названия произведений ( врамках программы).

Уметь:

Различать сказки народные и литературные;

Определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать своё отношение к ним;

Текущий

61

И. Топелиус

 «Солнечный луч в ноябре».

Дополнительное чтение

Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану

Передавать сюжет сказки, находить его части;

Сравнивать сказки мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

62

 «В мире сказок». Сказки
Г.-Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская»

1

УПНЗ

Слушание сказок, повторение сказок-загадок, самостоятельное чтение

Текущий

63

Обобщение по разделу «В мире сказок»

Культура письменной речи1ч

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра

Проверочная работа по формированию читательских умений.

Стихи русских поэтов

 (1 час)

64

И. Никитин «Русь»

Архангельская земля богата талантами: Ф.А. Абрамов. РСМ

Чтение 6ч

1

УПНЗ

Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение подготовленной части

Знать:

Имена русских поэтов и их произведения;

Понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

Текущий

3 четверть – 36 часов

Чтение - 25ч.  Культура речевого общения - 6ч.  Культура письменной речи - 5ч.

Стихи русских поэтов

(6 часов)

65

И. Никитин «Утро»

Архангельская земля богата талантами: Б.В. Шергин. РСМ

1

УПНЗ

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

Уметь:

Выделять языковые средства художественной выразительности;

Понимать содержание стихотворения;

Самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;

Передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

Текущий

66

Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

1

УПНЗ

Слушание. Работа с книгой

УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

67

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

Архангельская земля богата талантами: С.Г. Писахов. РСМ

1

УПНЗ

Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе

УУД: учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

68

Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

1

УПНЗ

Сравнение стихов по темам, авторам. Подготовка к выразительному чтению

УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

69

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Культура письменной речи1ч

1

УЗПЗ

Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов»

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Проверочная работа по формированию читательских умений

        Произведения

Д. Н. Мамина  - Сибиряка

                (6 часов)

70

71

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Чтение 5 ч

2

УПНЗ

УЗПЗ

Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказыва

ние собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки

Знать:

Фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;

Произведения Д.Н.Мамин-Сибиряка разных жанров.

Уметь:

Работать с планом и сюжетом;

Пересказывать по плану подробно и кратко;

Рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

Определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающую позицию автора)

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

72

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1

УПНЗ

Слушание. Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки.
Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ

Читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение

УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

73-

74

Рассказы о животных.

Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

2

УПНЗ

Слушание. Беседа по содержанию прочитанного, определение главной мысли. Чтение по частям, выделение описания приюта, образа героя  через его речь, озаглавливание частей. Комментирование заглавия

УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Текущий

75

Обобщение по разделу «Произведения Д. Мамина-Сибиряка»

Культура письменной речи 1ч

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Проверочная работа

Произведения А. Куприна (7 часов)

76

А. И. Куприн «Синяя звезда»

Культура речевого общения6ч

2

УПНЗ

УПНЗ

Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. Работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Знать:

Произведения А.И.Куприна разных жанров ( в рамках программы)

Уметь:

Различать основные жанры произведений А.И.Куприна и их темы;

Делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

Выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих проектах и устной речи

Самостоятельно работать с текстами произведениями

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

77

78

А. Куприн «Барбос и Жулька»

2

УПНЗ

Слушание.

Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении

Выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации своё отношение к персонажам.

УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Текущий

79

80

Дополнительное чтение. А. Куприн

«Собачье счастье»

1

УПНЗ

УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

81

А. Куприн «Ю-ю»

1

УПНЗ

Слушание рассказа. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации.

УУД:учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

82

Обобщение по разделу «Произведения.А. Куприна»

Культура письменной речи 1ч

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Составление устных рассказов – описаний животных

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Проверочная работа по формированию

читательских умений

Стихи С. Есенина. (6 часов)

83

С. Есенин. Стихи о Родине

Чтение 5ч.

1

УПНЗ

Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении. Выделение языковых средств художественной выразительности

Знать:

стихотворения

С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; наизусть 2-3       стихотворения С. Есенина.

 Уметь:

определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

находить языковые средства художественной выразительности; передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий

84

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи  о природе

1

УПНЗ

Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. Выразительное чтение, работа над интонацией

УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

85

С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе

1

УПНЗ

Чтение. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Выразительное чтение

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

86

С. Есенин «Бабушкины сказки»

1

УПНЗ

Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина,
А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение

УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

87

Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня»

1

УПНЗ

Слушание стихов. Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работа с аппаратом книги

УУД:учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

88

Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»

Культура письменной речи 1ч.

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Проверочная работа по формированию

читательских умений

Произведения К. Г. Паустовского. (9 часов)

89

К. Паустовский «Стальное колечко»

Чтение 8ч

2

УПНЗ

УЗПЗ

УПНЗ

Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром

Знать:

Произведения К.Г.Паустовского разных жанров (в рамках программы)

Уметь:

Читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;

Различать художественные и научно – познавательные рассказы;

Различать рассказ – повествование, рассказ – описание, юмористический рассказ;

Работать с научно – познавательным рассказом (выделять факты);

Самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

Пересказывать по плану (подробно и кратко);

Понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

90

Текущий

91

К. Паустовский «Заячьи лапы»

2

УПНЗ

УЗПЗ

Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении

Текущий

92

93-

94

К. Паустовский «Кот-ворюга»

2

УПНЗ

УЗПЗ

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ.

Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям

Выражать свою точку зрения о произведении, о героях , различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);

Работа с книгой ( в том числе и со справочной книгой)

УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на урокеоформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

95

К. Паустовский «Какие бывают дожди»

1

УПНЗ

Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов с рассказом «Кот-ворюга» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания

Текущий

96

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

1

УПНЗ

Слушание. Рассматривание книг. Работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация

Текущий

97

Обобщение по разделу «Произведения К. Паустовского»

Культура письменной речи 1ч

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и природе: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Самостоя

тельная работа

Произведения

  С. Маршака. (3 часа)

98

С. Маршак «Урок родного языка»

Чтение  4ч

1

УПНЗ

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Выделение языковых средств художественной выразительности

Знать:

Произведения С.Я.Маршака и называть их.

Уметь:

Понимать содержание стихотворения и самостоятельно готовить для выразительного чтения;

Выразительно читать стихотворение.

Текущий

99

С. Маршак «Ландыш».

В. Субботин «С Маршаком»

1

УПНЗ

100

С. Маршак «Кошкин дом»

1

УПНЗ

Пьеса-сказка. Работа с книгой: портрет писателя, предисловие, послесловие, аннотация.

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

4 четверть -36ч.

Чтение-16ч.   Культура речевого общения- 20 ч.

Произведения

  С. Маршака. (1 час)

101

Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»

1

УОПЗ

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг С. Маршака: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Проверочная работа

Рассказы Л. Пантелеева

(5 часов)

102

103

Л. Пантелеев «Честное слово»

Чтение 5ч

2

УПНЗ

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов

Знать:

Рассказы Л.Пантелеева( в рамках программы);

Понятия «автор – рассказчик», «автор – герой – произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ»

Уметь:

Различать исторические и фантастические рассказы;

Выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратно;

Рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

Определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения

УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на урокеоформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

1

УПНЗ

Слушание. Беседа по выявлению первичного восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям.

Текущий

104

105-

106

Книги Л. Пантелеева.

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

2

УПНЗ

Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ.

Читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

Составлять отзыв о прочитанном

УУД:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий

107

Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева»

1

УОПЗ

Обобщение по теме. Работа с книгами Л. Пантелеева. Составление отзыва о прочитанной книге.

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тематический.Самостоятельная работа

Произведения А. Гайдара (8 часов)

108-

109

А. Гайдар «Горячий камень»

Культура речевого общения 8ч

2

УПНЗ

УПНЗ

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-

композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рассказа.

Знать:

Произведения А,П,Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

Работать с сюжетом и планом;

Определять авторскую точку зрения и выражать своё отношение к произведению и героям произведения;

Рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

Читать вслух со скоростью не менее

75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

Читать выразительно подготовленный текст

УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

110-

112

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

3

УПНЗ

Представление книги. Чтение отрывка. Знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть

Текущий

113-

115

С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

3

УПНЗ

Очерк. Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ)

Текущий

Произведения

М. Пришвина  (9 часов)

116

М. Пришвин «Моя Родина»

Чтение 9ч

1

УПНЗ

Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении

Знать:

Произведения М.Пришвина разных жанров.

Уметь:

Различать художественные и научно – познавательные рассказы;

Находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

Определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

Представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного

УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на урокевыразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

117

М. Пришвин «Двойной след»

1

УПНЗ

Слушание. Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за развитием сюжета. Описание героя

Текущий

118-119

М. Пришвин «Выскочка»

2

УПНЗ

Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения)

Текущий

120

М. Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине»

2

УПНЗ

Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения

Текущий

121

122

Детские книги о природе.

Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам»

1

УПНЗ

Слушание. Отработка навыка выразительного чтения Выставка книг писателей-натуралистов:

представление самостоятельно прочитанной книги

УУД:определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на урокеориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий

123-124

Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов».

2

УОПЗ

Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги

Текущий

Произведения зарубежных писателей (12 часов)

125-

126

Дж. Лондон «Волк»

Культура речевого общения

 12ч

2

УПНЗ

УПНЗ

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение
(поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж.Лондона, А.Чехова,  А. Куприна

Знать:

Произведения зарубежных писателей.

Уметь:

Называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

Сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

Работать с текстом произведения (делить на смысловые части, выделять эпизоды в описании героев и их поступков, составлять план);

Правильно, бегло и осознанно читать текст;

Самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;

Уметь представить книгу, писать отзыв о прочитанной книге.

УУД: выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

127-128

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

2

УПНЗ

Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

Текущий

129

Книги для детей зарубежных писателей.

1

УПНЗ

Слушание.

Текущий

130-132

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

3

УОПЗ

Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей

УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Тематический

Самостоятельная работа

133-

136

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

4

УКПЗ

УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Рабочая программа  курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ  к комп...

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 3 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...