А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного чтения поэтического произведения; воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pushkina.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
ЦЕЛИ: - заинтересовать учащихся творчеством русского поэта А.С. Пушкина;
-формировать навыки эмоционально-выразительного чтения поэтического произведения;
-воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- портрет А.С.Пушкина.
ХОД УРОКА:
1. Организация класса на работу.
- Рассказ учителя.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные сказки этого великого русского поэта.
Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далекое, далекое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
Старайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать. Итак, начинаем…
Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался, и грустил. Он предчувствовал ее скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть…
В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер севера. Он всегда приносит снега, приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно. Открыл глаза. В комнату вливался яркий свет. Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Все белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.
Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница зима…
Учитель читает стихотворение до конца. Дети слушают при закрытых книгах.
- Расскажите, что вы видели, когда я читала слова: «Дохнул, завыл…»
- Я видел, как ветер подул, деревья закачались, листья закружились, ветки стали голые и слышал, как ветер завыл.
- Представил себе, как темные тучи по небу поползли. Темно стало. Подул холодный ветер и пошел снег.
- А как вы представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз может блестеть?
- Это снег блестит.
- А какой снег: первый или нет? Как у Пушкина сказано про первый снег?
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою…
- Пухлый снег – это сравнение снега с пухом. Он не блестит, а начинает блестеть, когда долго лежит и становится твердым.
- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или нет? Почему вы так думаете?
- Не один. Сначала он говорит – идет, потом – пришла. Зима приходит не в один день, не сразу.
3. Чтение учащимися стихотворения.
4. Словарно-лексическая работа.
Работа над эмоционально-выразительным чтением.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница – зима.
- Как поэт говорит о зиме? (Идет зима, как о живом существе.)
- Кто помог ей? (Север. Он нагнал туч, «дохнул, завыл»…)
- Какими словами можно заменить эти слова? (Подул северный ветер, поднялась вьюга, ветер завыл.)
- Почему поэт называет зиму волшебницей? Ответьте авторскими словами.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов.
- Зима рассыпалась. Как по-другому сказать? (Превратилась в снег, она ведь сказочная волшебница: что захочет, то и сделает…)
- «Клоками повисла на суках дубов». Вы видели сами, как на соснах зима повесила шапки снежные. А тут?
Подбор словесной замены: снег повис (застрял, задержался) клочьями на суках дуба.
- А с чем поэт сравнивает снежное поле?
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
- Как гладкие ковры, разостлала зима снег, закрыла все поля, холмы.
- Теперь найдите, какие слова нашел поэт, чтобы обрисовать место, где текла речка. Прочитайте только о речке и ее берегах.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
- Почему река недвижная? (Покрыта льдом, засыпана толстым слоем снега, не видно берегов).
- Перечитайте последние строки. Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что он рассматривает картину зимы в солнечный день?
Блеснул мороз.
- Как поэт называет все изменения в природе, которые принесла с собой матушка зима? (Проказы). Что это значит? (Шалости, шутки) Каково отношение людей к проказам?
И рады мы
Проказам матушки зимы.
5. Работа над эмоционально-выразительным чтением стихотворения.
- Прочитайте стихотворные строки так, чтобы показать, что вы рады наступлению зимы. Похвалите зиму, порадуйтесь ее приходу.
Заслушивается чтение 2-3 учеников.
6. Итог урока.
Домашнее задание: выучить стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Урок о многообразии поэзии Пушкина....
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...
А.С. Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...
А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
презентация по литературе...
А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
презентация по литературе...