Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Ноева Сата Ивановна

Рабочая программа  по литературному чтению  составлена на основе авторской программы  «Литературное чтение»  для  четырёхлетней начальной школы  (авторы: Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, М., «Баласс», 2011г. )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_4_kl.docx66.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе (I вида)

по литературному чтению

     Рабочая программа  по литературному чтению  составлена на основе авторской программы  «Литературное чтение»  для  четырёхлетней начальной школы  (авторы:

Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, М., «Баласс», 2011г. )

Таблица тематического распределения количества часов:

Содержание обучения.


 Пояснительная записка

  Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям  А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

3−4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
4-й класс – 68 ч (2часа в неделю)

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

.Развитие умений:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

4-й класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

4-й класс

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу,  должны уметь:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
  • выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Таблица предметных требований
по литературному чтению (программный минимум) (1−4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
  • определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
  • приобщение к литературе как к искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

4 класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой

  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XXв., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором

Список используемой учебно-методической литературы

Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК по литературному чтению  издательства «Баласс», 2011 г. изд.

Обучение по программе « Литературное чтение» обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Учебник. 4 класс (в 2-х частях);
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «В океане света».  4 класс. Методические рекомендации для учителя.

Но

мер урока

Содержание

( разделы, темы)

Кол-во       часов

Даты проведения

Элементы содержания

Требования к уровню подг уч-ся

Дом задание

Агрокомпонент

№\№

план

факт

Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой «В океане света».

«Пролог».

1

Осн. темы: произведения о родине, о труде, о детях, о добре и зле, о приключ

Знать осн содерж-е изученных произв-й, их авторов

Устное сочинение «Моё путешествие в…век»

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.

1

Произведения соврем отечеств-й литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произв-я. Восприятие и понимание эмоц-нравственных переживаний.

Знать названия, основное содержание изуч-х литер-х произв, их авторов.

Уметь:

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст

Заучивание наизусть стихотв. Г.Сапгира, с. 6

Фантастическая повесть.              Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (части 1, 2).

1

Нарисовать свой город будущего

Придумывание своего фантастического текста «Мой домашний робот»

Е. Велтистов «Приключения

Электроника».

1

Виды речевой деятельности: чтение, говорение.  Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста.

Знать названия, основное содержание изуч-х литерат-х произведений, их авторов.

Уметь:

- определять тему и главную мысль произвед-я; пересказывать текст;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- читать осознанно текст худ. произвед «про себя»

Творческий пересказ на тему «Урок математики»

Ю. Мориц «Баллада о фокусах

шоколада».

1

Произв-я соврем-й отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произв-я. Жанр.

Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастич-й, поучительный отрывок с 26-28

Обобщающий урок по разделу

«Любимые книги».

Проверочная работа № 1.

1

Жанры произв-й. Поним-е содерж-я литературного произведения

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе

1

Вды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст – рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

Зарождение литературы.              А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская

«В монастырской  келье узкой…»

1

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, осн. содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-читать стихотв

Летописи. «Повесть временных лет». «Расселение славян».

1

Понимание содержания произв-я: события, их последовательность. Выразит чтение, использ-е интонаций.

Составить «летопись» о своём крае

Славяне и их просветители.

«Изобретение славянской азбуки».

1

 Поним-е содерж-я произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, исп-е интонаций, соотв-х смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

Творческое задание

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произв-я. Устное сочинение повествовательного характера.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения

-читать стихотв. произведения наизусть  

Задание 3 на с 41 учебника

«Поучение» Владимира Мономаха

 детям. Что читали наши предки

в XV – XVI в.в

1

Постановка вопросы и ответы по содержанию. Основная мысль

Самост-но прочитать сказку Д.Герасимова, с 45 учебника

XVII век. Чудов монастырь. Справщик  Савватий  – первый детский поэт.

1

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Выразительно читать отрывок из стихотв-й Савватия

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

1

Различие жанров произв-й: стихотворение. Выразительное чтение, исп-е интонаций

Выучить наизусть любое стих-е

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы»

(древнерусская литература

XV – XVII в.в.)

Проверочная работа № 2.

1

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа.

Уметь:

-выполнять творческие задания;

-определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов составлять историю книги

С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»- автобиографическое

произведение (гл. 2 – 3).

1

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умениеставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Прочитать главы 1-3 повести С.Аксакова

Как наши предки работали на поле

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Пересказ

Статьи Н. Новикова из журнала

«Детское чтение для сердца и разума».

1

Выразительное чтение, установление логическихсвязей. Гуманизм Н.И.Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи « Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать:

-о Н.И.Новикове как идателе, писателе, учёном;;

-отличие современныхстатей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

-сравнивать построение нравоучительных статей;

-соотносить текст с пословицами.

Выразительно читать одну из статей Н.И.Новикова. рассказать об одном из современных детских журналовпо плану

Детские стихи А. Шишкова.  Образ идеального ребёнка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

1

Различие жанров произв-я: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произв-я. Декламация стихотворных произв-й

Знать названия, основное содержание изученных произв-й, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Чтение авторского текста, с 84-85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст.

Обобщающий урок. Зарождение,

становление и развитие детской

литературы в XI –XVIIIв.в.

Проверочная работа № 3.

1

Жанры. Связный рассказ о прочитанном.

-оценивать события, героев произв;

-читать стихотворные произв-я наизусть

Москва начала XIX века.

И.Крылов «Слон и Моська».

1

Выраз чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произв-я

Знать названия, осн содержание изученных лит произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст худ произв-я «про себя»;

-определять тему и главную мысль произв-я

Подг. Рассказ о Крылове; выучить или прочитать его басню.

И.А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни.

1

Выраз. Чтение. Средства худ. выразительности

Проиллюстрировать басню Крылова

1828 год. Первая русская литературная  сказка. А.Погорельский «Чёрная курица…».

1

Различие жанров произв-й. Осознанное чтение

Дочитать до конца 1-ю часть

А. Погорельский «Чёрная курица…»

1

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произв-я. Формулирование личной оценки

-пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-читать стихотворные произвед-я наизусть.

-различать жанры худ литературы.

Уметь:

-характериз-ть образ Алёши, составлять план пути проникновения в сказку

Найти другие сказки этого автора

Лето 1831 г. Бал в Царском селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. сказки и сказочники. Исторические рассказы А.Ишимовой

1

Выдающиеся представители русской лит-ры: А.С.Пушкин, В.А.Жуковский

Подготовить рассказ о Пушкине

А.С.Пушкин «Сказка о царе

Салтане…».

1

Сюжет, герой персонаж, его характер, поступки. Эмоц окрашенность.выразит. чтение, выделение смысловых частей.

С 118-126 самостоятельно читать

А.С.Пушкин «Сказка о царе

Салтане…». Образы героев сказки.

1

Понимание содержания лит произведения

С 127-132 самостоятельно читать

В.Жуковский «Спящая царевна».

1

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Выучить наизусть отрывок из сказки В.А.Жуковского

Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского

1

Различие жанров произв-й: малые фолькл жанры, народная сказка; литературная сказка

Знать названия, осн содержание изученных лит произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст худ произвед-я «про себя»;

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Найти и прочитать сказку В.Одоевского «Городок в табакерке»

В.Даль «Война грибов с ягодами»

(русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра).

1

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

Прочитать любую сказку в обработке В.Даля

Беседа о пользе ягод

А.Ишимова «Славяне» (Из «Истории России в рассказах для детей»)

1

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них.

-читать стихотворные произведения наизусть

-различать жанры худ литературы

Краткий пересказ, задание 3 на с 163 учебника

Обобщение по разделу .

Проверочная работа № 4.

1

Жанры. Главная мысль

Задания-размышления в тетради

Мир природы приходит на страницы книг. С.Аксаков «Детские годы Багрова– внука».

1

Средства выраз-ти и описание. Поним-е содерж-я лит произвед-я

Знать названия, основное содержание изуч-х лит произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст худ произ-я «»про себя ;

-определять тему и главную мысль

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Серёжи с весной, со сказкой

Поэты XIX века о природе.

 Стихи А.Толстого, А.Плещеева

1

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выраз-е чтение

-делить текст на смысловые части, сот его простой план;

-читать стихотв. произв наизусть;

-различать жанры худ лит-ры.

Любое стих-е выучить наизусть

Беседа «Берегите родную природу»

Стихи А.Майкова, Ф.Тютчева о природе.

1

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стих-я с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения.

Выразительно читать оба стихотворения. К одному из них нарисовать иллюстрацию

Придумать стихотворение о красоте природы своего края

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и

 зайцы».

1

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Написать этюд «Летний дождь»

Школа Л..Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. «Два брата».

1

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л.Н.Толстого

Знать названия, осн содержание изученных лит произведений, их авторов

Уметь:

-читать осознанно текст худ произв-я «про себя»

Ответить

Л.Толстой «Какая бывает роса на

 траве», «Как ходят деревья». Проверка техники чтения

1

Правильное, сознательное и выразительное чтение

Уметь:

-читать осознанно текстхуд произв-я «»про себя»;

-определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-читать стихотв-е произв-я наизусть;

-различать жанры худ лит-ры

К.Ушинский «Столица и  губернский город». К.Ушинский «Деревня и уездный

город», «Просёлочная дорога».

1

Главная мысль. Жанр. Элементы.

Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город».

Жизнь крестьян

К.Ушинский  «Жалобы зайки». Сочинение – подражание Ушинскому

1

Связной рассказ. элементы

Дописать сочинение. Самост читать главы «Наше Отечество»

А.Куприн «Слон». Часть I и II.

Равнодушие к жизни.

1

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану

Самост прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста

Обобщение по разделу «Детская литература Х!Х века»

Проверочная работа № 5.

1

Л.Чарская «Записки маленькой

гимназистки». Главы 1, 4.

1

Осознанное, правильное, выразительное чтение. пересказ

Знать названия, осн содержание изуч-х лит произвед-й, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст худ произв-я «про себя»;

-определять тему и главную мысль произв-я

-пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, сост его простой план

Чтение глав 10-11, ответы на вопросы 1,2,4 учебника

Петроград. 1923 год

1

Осозн чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Читать книги Г.ООстера, Э.Успенского, Л.Петрушевской

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

1

Понимание содержания лит произв-я. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Прочитать рассказ Б.Житкова с.36-42

К. Чуковский «Телефон».

1

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произвед-я. Правильность чтения. Выразительность чтения

Подготовить пересказ текста, с 44-49

«Обэриуты». Стихи Д. Хармса.  Стихи Ю. Владимирова и

А.Введенского.

1

Жанр произвед-я: стихотворение. Различие жанров произв-й. иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения.

Выразительно читать. Ответить на вопросы с 51-53

«Вокруг Маршака». С. Сивоконь

 «Везите все как есть, почитаем».

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения.

-использовать статьи лит критиков;

-участвовать в обсуждении текстов;

-объяснить смысл названия путешествия

С 58-59, читать. Подготовить рассказ о С.Я.Маршаке.

 Е.Шварц «Два брата» (сказка).

Знакомство с героями сказки.

1

Герои произвед-я. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Сравнить сказку Е.Шварца со сказками с похожим сюжетом

Б.Галанов «Книжка про книжку»

(отрывок), «Пишу на ту же тему

по – своему».

1

Осознанное чтение доступных по объёму произв. Выразительное чтение, исп-е интонаций, соотв-х смыслу текста

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-анализировать сказки;;

-составлять цитатный план;

-сравнивать сказки со схожим сюжетом;

-выразиельно читать фрагменты сказок.

Знать названия, осн содерж изуч-х лит произв-й, их авторов.

Отвечать на вопросы в учебнике с 85

А.Толстой «Фофка».

1

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения

Рассказать о своём воображаемом герое

А.Толстой «Кот сметанный рот».

1

Выразительное чтение, исп-е интонаций, соотв-х смыслу текста.

Выучить наизусть любой фрагмент

М.Пришвин «Изобретатель».

1

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста.

Пересказ текста от 3-го лица.

С.Маршак «Сила жизни».

1

Понимание содержания прочитанного

Уметь:

-читать осознанно текст худ произв-я «про себя»;

-определять тему и главную мысль произвед-я;

-пересказывать текст

-делить текст на смысловые части, сост его простой план;

-выполнять творч работу;

-понаблюдать, иллюстрироват.ь идр

-выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произв-й

Выразительное чтение

Обобщение.

Проверочная работа № 6. По разделу «детская литература ХХ века»

1

Особенности творчества писателей ХХ века

Подготов сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов»

1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» (отрывок).

1

Понимание содержания лит произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Выразительно читать сказку В.Маяковского.

Ю.Олеша «Кукла с хорошим

 аппетитом».

1

Понимание содержания лит произведения.

Прочитать 3 и 4 части; нарисовать куклу наследника

Б.Галанов «Как найти город «Трёх

Толстяков». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»

1

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:

-выделять ключевые фразы, мысли при чтении;;

-комментировать прочитанное

С 128-130 выразительно читать

«Дорогие мои мальчишки!»

Р. Фраерман. «Гайдар и дети».

1

Понимание содержания прочитанного, особенности композиции рассказа.

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы

Подготовить рассказ о событии из жизни Гайдара

А. Гайдар «Тимур и его команда».

Новые знакомые Жени.

1

Понимание содержания лит произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

-относить прочитанное произведение к определённому виду и жанру.

Прочитать 3 и 4 части текста

Беседа «Тимуровская работа»

Смешные книжки.

Н. Носов «Федина задача».

1

Построение небольшого монологического высказывания; рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста.

Знать названия, осн содержание изуч-х лит-х произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст худ произвед-я «про себя»;

-определять тему и главную мысль произведения

Задание 5 с 156 учебника

В. Драгунский «Что любит

Мишка».

1

Различие жанров произведений. Выразит чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного.

Подробный пересказ

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

Жанр стихотворение

Выучить наизусть сатирическое стихотворение

«Книжкины именины» во Дворце

 пионеров. Стихи Б. Заходера,

Е. Благининой, Ю. Коринца.

1

Жанр стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии

Выучить наизусть любое стихотворение

Стихи И.Токмаковой

и  Г. Сапгира.  Стихи Э. Мошковской,

Э. Успенского.

1

Выразительное чтение. Жанр: небылица

Знать

-отличие детской поэзии второй половины ХХ века от произведений для детей 20-х годов.

Выразительное чтение стихотворений

Стихи С. Чёрного, В. Долиной. Стихи Н. Матвеевой.

1

Жанр: стихотворение. Эмоц окраш-ть речи..

Выразительное чтение стихотворений

Обобщающий урок по разделу «век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» . Проверочная работа № 7.

1

Жанры. Герои произведений.

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Что такое пьеса – сказка? Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок».

1

Понимание содержания произв-я: тема, главная мысль

Знать особенности жанра драматургии, идею пьесы.

Уметь:

-анализировать характеры героев;

-инсценировать пьесу;

-читать по ролям;

-рисовать волшебный цветок.

Прочитать картины 3-5

Обобщающий урок.

Проверочная работа № 8.

1

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...