Методы и приёмы работы на уроках чтения учителя начальных классов Токаревой Л.Н.
опыты и эксперименты по чтению на тему

Токарева Людмила Николаевна

Методы и приёмы работы на уроках чтения

учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

 

Стремление видеть и растить лучшее в человеке определяет методику моей работы и стиль общения с детьми и книгой. На уроках литературного чтения работаю не только над обучением правильному, осознанному чтению, но и над развитием речи, мышления, творческого воображения, опираясь на выявленные литературные способности учащихся.  

Для работы над техникой чтения использую:

различные виды чтения: вслух, про себя, хором, «жужжание», «цепочкой», «очередь», «буксир», скороговорки, чистоговорки, динамическое чтение;

игры: «Ловушка», «Прыжки», «Голова и хвост», «Прятки», «Эхо», «Круговое чтение», «Кто быстрее», «Фотоглаз», «Найди меня», «Унисон», «Спринт» и т.д.;

задания: читай тихо, медленно, растянуто, задумчиво, радостно, вопросительно, утвердительно, заикаясь, насмешливо, ласково и т.д.

Все эти виды работ развивают артикуляционный аппарат, наблюдательность, навык правильного чтения.

Следуя задачам урока чтения “Мало уметь читать, надо уметь ещё думать”, добиваюсь понимания прочитанного, используя для этого не только традиционные виды работы (словарная работа, озаглавливание текста, составление текста, распространения предложения), но и нетрадиционные (фантограммы – различные фантазии: внести изменения в тексте, придумать продолжение, составить кроссворд  по произведению, викторины, мини – сочинения, подбор пословиц, поговорок, составление ребусов и т.д.).

Все эти упражнения повышают интерес к прочитанному, развивают умения анализировать, классифицировать, делать выводы, умения правильно выражать свои мысли, подчинять их определённой теме, фантазировать.

Все уроки литературного чтения носят воспитательный характер, наполнены общечеловеческими ценностями и предполагают свободную беседу нравственного плана. Учитывая это, стараюсь наполнить уроки мыслями и чувствами, учу детей сопереживать героями произведений. Ведь только то оставляет след в душе человека, что прошло через его чувства.

Чтобы ярче и полнее  выявить идею произведения, подбираю проблемные вопросы, которые  в то же время развивают интеллект ребёнка. Дети, давая оценку поступкам героев, непроизвольно оценивают самих себя, что является могучим средством самовоспитания.

Особенностью ребенка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроках после прочтения произведений предлагаю детям различные творческие задания (сочинить сказку, веселую историю, потешки, стихи). Это благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, наблюдательности и любознательности, воспитывает творческие чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Кроме этого, развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства.

Говоря об умении чувствовать прочитанное, нельзя не сказать о работе над выразительным чтением. В каждом ребенке скрыты способности кому-то подражать, говорить в разном темпе, с разной интонацией. Надо это только подменить и вести работу. Изучая литературные способности учащихся своего класса, отмечаю умение детей передавать такие детали, которые важны для понимания события, изображать своих героев очень живыми, передавать их чувства, настроение, характер, выбирать в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства. Выделив группы ребят по литературным способностям, привлекаю их для работы над выразительным чтением.

Для этого на всех уроках работаю над правильной артикуляцией (труднопроизносимые слова, скороговорки, чистоговорки); дыханием (чтение  предложения или его частей на одном дыхании; игры «Эхо», «Ускорение» и т.д.); темпом речи (паузы, логические ударения, усиление или ослабление голоса, чтение под музыку, чтение – пение под знакомую мелодию, чтение с различным настроением, подражая чьему – либо голосу, чтение с заменой голоса героя голосом другого, чтение по ролям, инсценирование, дикторское чтение).

Одним из приёмов работы над выразительным чтением является приём драматизации. Ценность его в том, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые я рассматриваю как важную форму наглядности. Драматизация служит для детей средством которое обостряет восприятие морального опыта, отражённого в книге, способствует их отождествлению себя с героями произведения. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Драматизация способствует также развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка, компонентом его общего развития. Она влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создание на уроке естественной ситуации речевого общения.

Используя этот приём систематически, начиная с первого класса, добиваюсь возрастающих успехов в каждом следующем классе. Способности, развиваемые на уроке, использую в проведении праздников, линеек и других внеклассных мероприятий.

Дети являются победителями школьных конкурсов чтецов, участвуют в городских смотрах. Все классные праздники проходят на высоком эмоциональном уровне.

Для развития различных видов учебной деятельности учащихся ввела в структуру урока рубрики «Послушай», «Подумаем не спеша», «Обрати внимание», «Вспомни», «Проверь себя», «Читай выразительно», «Читай молча», «Словарь». Цель рубрики «Послушай» - формирование восприятия художественного произведения, интереса к разным жанрам, понимание их особенностей. «Обрати внимание» - это важная рубрика, цель которой – кратко в доступной форме раскрыть литературные понятия, дать краткое объяснение к теме чтения, а также научить детей видеть детали, которые помогают разобраться в ситуации, лучше понять героя, искать зернышки образной мысли, совершая маленькие открытия. «Спроси себя» - цель научить отвечать на вопросы и самим задавать вопросы по прочитанному, задумываться над ними и искать новые ответы. Ученики оживают, когда я вместе с ними ищу ответ, сомневаюсь, соглашаюсь и не соглашаюсь, вместе с ними открываю истину. Каждый вопрос становиться проблемным, если сразу не знаешь на него ответ.

Вопросом вызываю внимание, даю возможность ребятам думать, а ответом удерживаю внимание.

Цель рубрики «Проверь себя» - научить самостоятельно работать, развивать умение контролировать и оценивать свои знания.

Введение рубрик помогает активизировать деятельность учащихся, повышает интерес к изучаемому на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы на уроках чтения

учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Стремление видеть и растить лучшее в человеке определяет методику моей работы и стиль общения с детьми и книгой. На уроках литературного чтения работаю не только над обучением правильному, осознанному чтению, но и над развитием речи, мышления, творческого воображения, опираясь на выявленные литературные способности учащихся.  

Для работы над техникой чтения использую:

различные виды чтения: вслух, про себя, хором, «жужжание», «цепочкой», «очередь», «буксир», скороговорки, чистоговорки, динамическое чтение;

игры: «Ловушка», «Прыжки», «Голова и хвост», «Прятки», «Эхо», «Круговое чтение», «Кто быстрее», «Фотоглаз», «Найди меня», «Унисон», «Спринт» и т.д.;

задания: читай тихо, медленно, растянуто, задумчиво, радостно, вопросительно, утвердительно, заикаясь, насмешливо, ласково и т.д.

Все эти виды работ развивают артикуляционный аппарат, наблюдательность, навык правильного чтения.

Следуя задачам урока чтения “Мало уметь читать, надо уметь ещё думать”, добиваюсь понимания прочитанного, используя для этого не только традиционные виды работы (словарная работа, озаглавливание текста, составление текста, распространения предложения), но и нетрадиционные (фантограммы – различные фантазии: внести изменения в тексте, придумать продолжение, составить кроссворд  по произведению, викторины, мини – сочинения, подбор пословиц, поговорок, составление ребусов и т.д.).

Все эти упражнения повышают интерес к прочитанному, развивают умения анализировать, классифицировать, делать выводы, умения правильно выражать свои мысли, подчинять их определённой теме, фантазировать.

Все уроки литературного чтения носят воспитательный характер, наполнены общечеловеческими ценностями и предполагают свободную беседу нравственного плана. Учитывая это, стараюсь наполнить уроки мыслями и чувствами, учу детей сопереживать героями произведений. Ведь только то оставляет след в душе человека, что прошло через его чувства.

Чтобы ярче и полнее  выявить идею произведения, подбираю проблемные вопросы, которые  в то же время развивают интеллект ребёнка. Дети, давая оценку поступкам героев, непроизвольно оценивают самих себя, что является могучим средством самовоспитания.

Особенностью ребенка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроках после прочтения произведений предлагаю детям различные творческие задания (сочинить сказку, веселую историю, потешки, стихи). Это благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, наблюдательности и любознательности, воспитывает творческие чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Кроме этого, развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства.

Говоря об умении чувствовать прочитанное, нельзя не сказать о работе над выразительным чтением. В каждом ребенке скрыты способности кому-то подражать, говорить в разном темпе, с разной интонацией. Надо это только подменить и вести работу. Изучая литературные способности учащихся своего класса, отмечаю умение детей передавать такие детали, которые важны для понимания события, изображать своих героев очень живыми, передавать их чувства, настроение, характер, выбирать в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства. Выделив группы ребят по литературным способностям, привлекаю их для работы над выразительным чтением.

Для этого на всех уроках работаю над правильной артикуляцией (труднопроизносимые слова, скороговорки, чистоговорки); дыханием (чтение  предложения или его частей на одном дыхании; игры «Эхо», «Ускорение» и т.д.); темпом речи (паузы, логические ударения, усиление или ослабление голоса, чтение под музыку, чтение – пение под знакомую мелодию, чтение с различным настроением, подражая чьему – либо голосу, чтение с заменой голоса героя голосом другого, чтение по ролям, инсценирование, дикторское чтение).

Одним из приёмов работы над выразительным чтением является приём драматизации. Ценность его в том, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые я рассматриваю как важную форму наглядности. Драматизация служит для детей средством которое обостряет восприятие морального опыта, отражённого в книге, способствует их отождествлению себя с героями произведения. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Драматизация способствует также развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка, компонентом его общего развития. Она влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создание на уроке естественной ситуации речевого общения.

Используя этот приём систематически, начиная с первого класса, добиваюсь возрастающих успехов в каждом следующем классе. Способности, развиваемые на уроке, использую в проведении праздников, линеек и других внеклассных мероприятий.

Дети являются победителями школьных конкурсов чтецов, участвуют в городских смотрах. Все классные праздники проходят на высоком эмоциональном уровне.

Для развития различных видов учебной деятельности учащихся ввела в структуру урока рубрики «Послушай», «Подумаем не спеша», «Обрати внимание», «Вспомни», «Проверь себя», «Читай выразительно», «Читай молча», «Словарь». Цель рубрики «Послушай» - формирование восприятия художественного произведения, интереса к разным жанрам, понимание их особенностей. «Обрати внимание» - это важная рубрика, цель которой – кратко в доступной форме раскрыть литературные понятия, дать краткое объяснение к теме чтения, а также научить детей видеть детали, которые помогают разобраться в ситуации, лучше понять героя, искать зернышки образной мысли, совершая маленькие открытия. «Спроси себя» - цель научить отвечать на вопросы и самим задавать вопросы по прочитанному, задумываться над ними и искать новые ответы. Ученики оживают, когда я вместе с ними ищу ответ, сомневаюсь, соглашаюсь и не соглашаюсь, вместе с ними открываю истину. Каждый вопрос становиться проблемным, если сразу не знаешь на него ответ.

Вопросом вызываю внимание, даю возможность ребятам думать, а ответом удерживаю внимание.

Цель рубрики «Проверь себя» - научить самостоятельно работать, развивать умение контролировать и оценивать свои знания.

Введение рубрик помогает активизировать деятельность учащихся, повышает интерес к изучаемому на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы VIII вида".

Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной(коррекционной) школы VIII вида."...

Доклад «Формы, методы и приёмы работы на уроках математики».

Ознакомление с методикой и приёмами работы на уроках математики...

Методическая система учителя начальных классов Токарева Л.Н.

Методическая система          Многие годы, работая в школе, старалась учить детей так, чтобы они овладевали  прочными знаниями. Анализируя свою работу...

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...

Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....

Презентация опыта работы Рубцовой А.М. учителя начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьевка по теме: «Оценивание достижений учащихся. Метод активной оценки»

Участие в 3-ем районном педагогическом форуме «Реализация ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» - площадка «Разнообразные формы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП&ra...

Методы и приёмы работы на уроках окружающего мира

Окружающий мир, как предмет естественнонаучного цикла, требует применение таких методов, как наблюдение, экскурсия, беседа, практическая работа, опыты и т.д....