Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему
Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские писатели".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie_2_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Урок разработан по образовательной программе "Школа России". Урок построен с использованием игровой технологии, метода проблемного обучения, приёмов групповой и индивидуальной работы. Для большей эффективности урока используются элементы театрализации. Данная форма урока развивает интерес у учащихся к чтению, поднимает интеллектуальный уровень, формирует нравственные качества будущего гражданина, способствует развитию познавательной активности.
Цели урока:
•обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;
•развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;
•воспитывать любовь к русской классической литературе, умение работать в команде.
Задачи:
•формирование активной читательской позиции;
•развитие коммуникативных навыков школьников.
•воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы
Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).
Оборудование урока:
•портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
•выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
•аудиозапись произведения М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”;
•карточки с отрывками из произведений писателей: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
•рисунки учащихся к изученным в данном разделе произведениям;
•пословицы;
•сказочные персонажи для оформления доски: кот учёный, дуб, сказочная птица, золотая рыбка.
Ожидаемый результат:
•Обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “Русские писатели”.
•Учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
•Продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
•В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока
1.Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
2.Объяснение заданий.
3.Выполнение практических заданий (работа по группам).
4.Оценивание работы.
5.Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.
На доске портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.
- Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений.
- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?
II. Объявление темы урока и постановка целей.
- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.
- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?
- Верно, тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”.
- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.
- У нас три команды: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.
III. Работа по группам.
1. Задание “Знаешь ли ты авторов и их произведения?”.
- Перед вами три портрета писателей-классиков русской литературы и название их произведений.
- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений. (Приложение 1)
- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 2 балла.
2. Задание “Доскажи словечко”.
- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.
- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.
- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие. Задание оценивается тремя баллами: по одному баллу за каждое правильно названное слово.
Задание команде “Умники и Умницы”
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое … (корыто).
Задание команде “Знатоки”
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои … (сани).
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и отпустил её в синее … (море).
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою … (дворянкой).
- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?
- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?
- Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта?
3. Задание “Отгадай произведение”.
- Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.
- Кто знает, из какого произведения эти персонажи?
- Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках и желудях.
- Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.
Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл.
Задание команде “Умники и Умницы”
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе”.
Задание команде “Знатоки”
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” -
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко устали!
4. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ).
- Это задание вы готовили дома. У каждой команды есть три таблички с названиями инсценируемых произведений.
- Ваша задача - мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так, чтобы ребята поняли, из какого произведения эпизод. Одна команда показывает инсценировку, а две другие, узнав произведение и его автора, поднимают табличку с названием. Это задание оценивается максимально в пять баллов. За правильно названное произведение – 1 балл.
1-ая команда “Умники и Умницы” - Л.Н.Толстой “Филипок”;
2-ая команда “Весёлые эрудиты” - А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”;
3-ая команда “Знатоки” - И.А.Крылов “Стрекоза и Муравей”.
- Молодцы, ребята. Вы проявили актёрский талант, выполняя это задание. Все вы заслужили максимальный балл – пять.
5. Задание “Какому произведению соответствуют пословицы?”
- Ребята, к нам на урок приплыла Золотая рыбка. Она приготовила вам задания, которые спрятала в своих чешуйках. Каждая команда вынимает у Золотой рыбки по две чешуйки и выполняет задание: назвать произведение из раздела “Русские писатели”, которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать. Максимальная оценка задания – 2 балла.
Задание команде “Умники и Умницы”
Много хочешь – последнее потеряешь.
Делу время – потехе час.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Задание команде “Знатоки”
Один за всех, а все за одного.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
6. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения …?”
- Ребята, читая произведения в разделе “Русские писатели”, мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?
- Кто из вас помнит, как они называются?
- Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Это задание для вас приготовила сказочная птица. Каждая команда вынимает по два пёрышка из хвоста птицы, читает выражения записанные на нём, совещается 1-2 минуты и объясняет значение данных выражений. Максимальная оценка задания – 2 балла.
Задание команде “Умники и Умницы”
Пленяет грозного царя.
Злой тоской удручена.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Заедает она пряником печатным.
В сенцах снял шапку и отворил дверь.
Задание команде “Знатоки”
Они играли подле амбара.
Старик ловил неводом рыбу.
- Ребята, вы молодцы, хорошо запомнили значение устаревших слов.
- Скажите, а если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?
IV. Итог урока.
1.Выставка рисунков учащихся.
Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.
- Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка.
- Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?
- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?
- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?
- С какими произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг?
- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».
Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...
Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.
1. Название разработки - уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....
конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, в...
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.
Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока литературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)
Конспект урокалитературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)...
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"...