Урок семейного чтения по рассказу В.Осеевой "Бабка"
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс) на тему
Урок может быть использован как на заседаниях семейного клуба, так и на уроках внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semeynogo_chteniya_oseeva_babka.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок семейного чтения.
Тема: "Нравственные проблемы в рассказе В.Осеевой "Бабка"
Цели:
- Познакомить с творчеством В.Осеевой; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного правильного выразительного чтения.
- Учить анализировать поступки героев и оценивать свои, отличать хорошее от плохого.
- Работать над развитием речи, мышления. Развивать умение читать в лицах, с помощью интонации передавать состояние героев
- Формировать представление о честности, отзывчивости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам
Оборудование:
- Портрет В.А.Осеевой
- Выставка произведений В.А.Осеевой
- Тексты рассказа (у каждого)
- Иллюстрация к рассказу
- Пословицы
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Надпись на доске
«Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее от Человека»
М.Пришвин
«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других»
Л.Н.Толстой
«Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать»
Н.А.Островский
«Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик»
В.Гёте
Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость
М.Сервантес
- Лист бумаги и авторучка (у каждого)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
3. Проверка домашнего задания
- Что было задано?
- Ваше впечатление о прочитанном?
- Какие чувства вы испытали при прочтении рассказа?
- Был ли моменты, когда вы переживали? Поделитесь ими.
- Назовите героев этого рассказа.
- Какими вы их представляете?
- Кем была бабушка в семье?
- Как вы думаете, почему автор использовал в заглавии и в тексте такую грубую форму слова - бабка?
4. Работа над темой урока.
1. Работа по содержанию текста.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово бабка?
- А какой показывает нам бабку автор?
- Подтвердите свой ответ отрывком из текста.
- Как в семье относились к бабке? Докажите.
- А таким ли лишним человеком была бабка в семье?
- Докажите отрывком из текста.
- При всей её надобности, где жила бабка?
- Прочитайте.
- Как вы думаете, почему она ворочалась всю ночь? Удобно ли ей было спать на сундуке?
-Как бабка относилась к наставлениям со стороны членов семьи?
- Найдите отрывок из текста, где говорится об этом.
- Какую мудрую мысль можно извлечь из него?
- Обижалась ли на них бабка?
- Всегда ли Борька был грубым с бабкой?
- В какой момент бабка становилась для Борьки «своим человеком»?
- Перескажите этот эпизод.
- Как слушает его бабка?
- Найдите в тексте на странице 2 отрывок, подтверждающий ваши слова.
- Какой наказ даёт бабка своему внуку?
- Можно ли назвать её слова мудростью?
- Что ей ответил Борька?
- А так же внимательно относился Борька к бабке?
- О чём она его просит?
- Почему?
- Чем же отвечает ей внук?
- На кого становится похожим Борька?
- Чем ещё досаждал внук?
2. Чтение по ролям отрывка. Продолжение беседы по прочитанному.
- И вот в гости к Борьке пришёл его товарищ…
- Что изменилось в Борьке с этого момента?
- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его по ролям, передавая голосом характер героев.
- Есть ли в этом отрывке слова, которые можно отнести к народной мудрости?
- Зачитайте их и объясните, как вы их понимаете?
- Как родители отнеслись к изменениям в Борьке?
- А в какие моменты бабка чувствовала себя уважаемой в семье?
- Как долго это продолжалось?
- Подберите слова, характеризующие отца и мать в этот момент.
- О чём подумал Борька в момент раздражения против родителей?
- Какой пословицей можно заменить его слова?
- Как вы заметили, плохо ли, хорошо ли, но Борька чаще общался с бабкой. Почему же она относилась к нему с большой заботой?
- А что больше всего интересовало Борьку в бабке?
- Почему?
- Что ответила Борьке бабка?
- Найдите подтверждение своих слов на странице 4.
- О чём это говорит?
- Про те ли слёзы подумал Борька?
- Много ли мы «слышим» слов бабкиной дочки ?
- Как вы думаете почему?
- А что у бабки была за вещица, которую бабка хранила за двумя замками?
- Что можно хранить в шкатулках?
- Почему Борька взял её и тем самым обидел бабку?
- Найдите слова, которые описывают состояние бабки в этот момент.
- Назовите это качество человека одним словом.
3. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?
Дети высказывают свои предположения и стараются объяснить, почему они так думают.
4. Чтение заключительной части рассказа.
- Давайте прочитаем заключительную часть и узнаем, чем же на самом деле закончилась это история.
- Почувствовали ли зять, дочь и Борька уход бабки?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к пожилым людям?
- Почему вы так думаете?
- Похожи ли они на тех, кого мы видели в начале рассказа?
- Какими словами автор завершает свой рассказ?
- Подумайте, почему именно этими словами?
- Встречали ли вы такого Борьку?
- А кто в Борьке узнал себя?
5. Творческая работа.
- У вас на парте лежат листы бумаги и ручка. Я предлагаю вам написать письмо либо Борьке, либо его родителям. А потом мы прочитаем по выбору ваши письма и обсудим их.
(Если не хватит время на уроке, то эта работа может быть предложена детям как домашнее задание.)
6. Итог урока.
- Какую цель ставил перед собой автор этого рассказа, когда писал его?
- Что вы взяли для себя из этого произведения?
- На доске вы видите слова великих людей. Попробуйте подобрать к каждому герою cвоё высказывание и обоснуйте свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по рассказу Иосифа Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3-м классе по рассказу Иосифа Дика «Красные яблоки» учебник литературного чтения Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В одном счастливом де...
Урок внеклассного чтения по рассказам Н.Н. Носова
Цель:прививать интерес к книге, к слову; в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся; развивать выразительное чтение...
Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»
Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...
Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"
Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....
презентация к уроку литературного чтения «Шуточный рассказ: серьезная проблема »
презентация по слайдам к уроку литературного чтения 2 класс...
Урок семейного чтения по рассказу В.Осеевой "Бабка"
Урок может быть использован как на заседаниях семейного литературного клуба, так и на внеклассном чтении....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...