Материал урока по литературному чтению по Л.Н. Толстому "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Материал представляет собой порядок проведения урока по литературному чтению по Л.Н. Толстому "Акула", целью которого является ознакомление с рассказом, обучение выразительному чтению, составление плана рассказа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx | 142.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Альметьевск РТ
Урок по литературному чтению.
Тема : Л.Н Толстой «Акула». Смысл названия.
Составление плана.
Провела учитель
начальных классов
Закиева Венера Мирфаязовна
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Тема урока: Л.Н Толстой «Акула» Смысл названия. Составление плана.
Цели: познакомить с рассказом Л.Н.Толстого «Акула», обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа.
Планируемые результаты :
Предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения;
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные качества, работать с текстом;
Личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Толстого.
Оборудование: презентация к уроку, , компьютер, экран, мультимедиа, учебник «Литературное чтение. 3 класс 2 часть» (стр 56-58),
I. Организация начала урока
У: Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.
II. Изучение нового материала.
1.Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
1. – Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? Слайд 1
(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)
– Какие произведения этого писателя вы читали?
– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!
– Это… Акула!
Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 2.
2. Постановка задач урока:
– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Предположения детей:
– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.
3. Подготовка к восприятию.
- Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей) Слайд 3
(Рассказ ученика об акуле.)
- Послушайте внимательно текст об акуле.
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?
-На уроках окружающий мир , когда проходили тему «Материки» мы изучали материк Африка. Сегодня в нашем рассказе как-раз и пойдёт речь о нём. Несколько слов об Африке. (слайд4)
Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы.
4. Словарная работа
У: В этом произведении вам встретятся новые слова. (слайд 5)
Ребята прочитайте слова, как вы понимаете их значение?
Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, пустыня Сахара.(слайд6)
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
III. Знакомство с текстом.
1. -А какое литературное произведение с названием « Акула» по-своему содержанию нас ждет: научный или художественный текст?
Нужно прочитать .
Слайд7. -Я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки. Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло ,горячий пустынный ветер дует в паруса.
Итак , вместе с героями рассказа мы отправляемся вперёд .
(Слушание рассказа по аудиприложению к учебнику Климановой Л.ф..)
2. Проверка первичного восприятия
У: Понравился ли вам рассказ? Что особенно запомнилось?
-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?
Дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент.
(- когда заметили акулу с палубы;
- когда мальчики старались уплыть от акулы;
- когда артиллерист выстрелил).
3.Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)
4 . Повторное чтение
У: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.
Постарайтесь ответить на вопрос.
- Почему рассказ называется Акула?
5. Анализ произведения
Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. Откроем учебник на стр.56
(Чтение первой части)
У: Где стоял корабль?
Д: Корабль стоял у берегов Африки.
У: Как Толстой описывает погоду в этот день?
Д: День был прекрасный…
У: С чем автор сравнивает погоду?
Как бы вы озаглавили эту первую часть?
Д: «Корабль у берегов Африки».
(Чтение второй части)
У: Где матросы устроили купальню?
Д: Матросы, в парусе устроили купальню.
У: Как бы мы озаглавили эту часть?
Д: «Купание в парусе». )(Слайд 8)
(Чтение третьей части)
У: Кто же был с матросами на корабле?
Д: Два мальчика.
У: Почему дети решили сплавать в открытое море?
Д: Им тесно было в парусе
У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)
У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?
Д: Это означит не сдаваться, постараться победить.
У: Что выражает лицо артиллериста?
Д: Радость. Он гордился сыном.
У: Как мы озаглавим эту часть? Слайд 9
Д: «Плавание наперегонки в открытом море»
(Чтение четвертой части)
У: С какого слова автор начинает эту часть? Почему?
Д: Автор начинает часть со слова «Вдруг…».
У: Что увидели матросы с палубы?
Д: Матросы увидели акулу.
У: Какими словами автор называет акулу? Почему?
Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница.
У: Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику.
(Дети читают эпизод текста)
У: Как отреагировали дети на его слова?
Д: Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.
У: С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.
У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
У: Как матросы решили помочь мальчикам?
Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.
У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.
У: Как мы будем читать?
Д: Быстро и с чувством волнения.
У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
Д: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.
У: Как озаглавим эту часть? Слайд 10
Д: «Появление морского чудовища».
(Чтение пятой части).
У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
У: ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
У: Как озаглавим эту часть?
Д: «Пронзительный визг».Слайд11
(Чтение шестой части).
У: Как подействовал визг мальчика на отца?
Д: «Сорвался», «побежал».
У: Как он все делал?
Д: Он делал все быстро.
У: Какое решение принимает артиллерист?
У: Какой будет темп чтения? Какое чувство?
Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)
У: Как действует команда? Почему все замерли от страха?
У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.
У: На стр.57 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
У: Как бы мы озаглавили эту часть?Слайд12
Д: «Выстрел».
(Чтение рассказа до конца.)
У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
У: Какое он сейчас он испытывает чувство?
Д: Чувство счастья, успокоения.
У: Что его успокоило?
У: Как бы мы озаглавили эту часть?
Д: « Мальчики на корабле».Слайд13
У: Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал «Акула»?
Д. События происходят из-за появления акулы.
IV. Обобщение
У: Ребята, кто главный герой этого рассказа?
Д: Главный герой - это старый артиллерист.
У: Что можно сказать об этом человеке, какой он?
Д: Он сильный, храбрый, мужественный.
У: Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?
Какой урок хотел нам преподнести?
Д: Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.
У: Ради чего написан рассказ?
Д: Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.
V. Рефлексия слайд14
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!
VI. Домашнее задание
Прочитать рассказ «Акула» с.56-58
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
нарисовать иллюстрацию
пересказать по плану учебника
сочинить стихотворение об акуле
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "И.Бунин."Матери"
конспект урока...
Материал открытого урока по литературному чтению "Пушкин"
Написан на Delphi 7. Открывается не на всех компьютерах, требуется библиотека Net FrameWork 4,0 и выше.Интуитивный интерфейс. Появляются ответы и отгадки. По материалам интернета....
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» п...
Внеклассный урок по литературному чтению 3-4 классы "Роль матери в жизни человека"
Материал можно использовать на классном часу, литературному чтению, на уроках ОРКСЭ...
Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»
Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа XXI века»Цель: создать условия для знакомства детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...
Материал для урока по литературному чтению
О первых сказках......