Внеклассный урок по литературному чтению 3-4 классы "Роль матери в жизни человека"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Материал можно использовать на классном часу, литературному чтению, на уроках ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korabl-tucha.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль матери в жизни человека. Иван Пенькин «Корабль-туча»
Цель: учащиеся задумаются о роли матери в жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; учащиеся познакомятся с содержанием рассказа И. Пенькина “Корабль-туча”
Личностные: умение анализировать текст, сопоставляя свое отношение к прочитанному; сформируют свое отношение к маме, к женщине, к родине.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, составлять характеристику главного героя
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Ход урока.
1. Побуждение интереса к чтению.
- Я предлагаю начать урок с прослушивания стихотворения.
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!
Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: Мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто
Жизни существо.
В нем – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его – Мама
- Про кого оно? О чём будет сегодня произведение? Почему я сегодня взяла его на урок?
- Но это будет не просто произведение, а легенда. Как вы думаете, что такое легенда?
- Наша жизнь - плавание в огромном необозримом море. Что может помочь научиться хорошо, плавать в этом жизненном море, выйти победителем в борьбе со стихией? (Любовь, забота, помощь…родителей). Мы и поплывём по этим волнам. Но, отправляясь в дальнее плавание, всегда нужно помнить свою родину и самых близких, родных людей воспитавших тебя.
- Давайте составим план урока для работы с текстом.
1. Словарная работа
2. Знакомство с содержанием. Чтение по частям.
3. Анализ произведения.
4. Рефлексия.
- Я хочу вас познакомить с легендой Ивана Пенькина о мальчике, мечтавшем стать капитаном, каким был его отец.
- Какую цель поставите перед прочтением текста: задуматься о роли матери в жизни человека, познакомиться с содержанием текста
Словарная работа.
Портовый город, бухта, трап, капитан, якорь.
2. Чтение по частям
1 часть
Когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: “Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан “Доброй надежды”. Прощайте”. Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: “Кем ты хочешь быть?”
Мальчику стало даже смешно. “Конечно, капитаном”, - ответил он.
Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.
- Капитаном, - снова проговорил сын.
- Хорошо, - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья.
- Кто главный герой?
- Где жила женщина с малолетним ребёнком?
- Что случилось с отцом?
- Какого дня ждал мальчик?
- Почему мальчику стало смешно, когда она всё-таки ещё раз спросила: «Кем ты хочешь стать?»
- Гордился ли мальчик своим отцом? Докажите.
- Зачем мать положила перед сыном стопку книг? Чем занялась сама?
- Как вы думаете, осуществиться ли мечта мальчика?
2 часть
И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта.
Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди.
Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям.
Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул.
Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших…
- Кто помог осуществить мечту мальчика?
- Что в жизни происходила с матерью, пока рос её сын?
- Как изменилось отношение сына к матери?
- Почему мать ему всё прощала?
- Как складывается судьба сына?
- Дайте характеристику сыну: самолюбивый, упорный, много читает, учится, мечтает стать капитаном корабля, неблагодарный
- Как дальше развиваются события на ваш взгляд?
3 часть.
Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.
В один прекрасный день в бухту вошел красивый корабль под алыми парусами.
На этом корабле все вещи сверкали золотом. Якорные цепи и даже сами якоря были золотыми. Люди еще никогда не видели такого корабля. Все жители этого городка, от мала до велика, высыпали на берег моря. И вдруг неожиданно для всех с мостика корабля прозвучала команда:
- Продолжала ли мать ждать сына? Докажите словами из текста.
- Что случилось в один прекрасный день? В чём была необычность корабля?
- Как вы думаете, какая команда прозвучала с корабля?
4 часть
- Снести этот город с лица земли и не оставить здесь ни единой души!
Ударили корабельные пушки, и били они до тех пор, пока все дома не сровнялись с землей, и не стало слышно человеческого голоса. Тогда корабль причалил к берегу, и седой, с ястребиным носом адмирал повесил на шею капитана большой бриллиантовый крест. А в это время из-под развалин домика, стоявшего у самого берега, вышла сгорбленная старушка и стала карабкаться по трапу на корабль, навстречу капитану с адмиралом, которые собирались сходить на берег.
- Куда тебя несет, старая черепаха? – заорали на нее матросы.
- Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать, - ответила старуха.
Капитан, узнав в старухе свою мать, сначала смутился, а потом, справившись с собой, закричал на матросов:
- Кто вам разрешил подпускать к кораблю всяких старух? Нет у меня никакой матери!
- Сбылась ли мечта мальчика?
- Капитаном, какого корабля был отец мальчика? (Капитаном “Доброй надежды”, погиб, защищая город от пиратов.)
- А сын был капитаном, какого корабля? (капитаном золотого корабля, стал пиратом)
- С какой целью капитан собирается “снести город с лица земли, не оставить здесь ни единой души”? Ради чего? (ради денег, золота, за “бриллиантовый крест”. Отдает команду разрушить город, который защищал когда-то его отец, в котором живет забытая им мать, вырастившая и воспитавшая этого рослого “отважного”, “смелого” и “красивого” капитана)
- Что вас удивило в этой части?
- О чём хотела спросить у капитана старуха? (Капитан отрекается от своей матери)
- Как вы думаете, можно ли так закончить рассказ?
- Что может произойти дальше?
5 часть
- А если у тебя нет матери, - сказала старуха, - значит, нет у тебя родины, а если нет родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям – судьба блуждающих туч. Только она успела проговорить так, как корабль стал подниматься к небу и превращаться в тучу.
- Мама, мама! – закричал капитан, но уже было поздно. Ветер подхватил тучу и понес куда-то.
С тех пор эта туча бродит по свету. Другие тучи хоть дождем выпадают на землю, а эта носится от одного края неба до другого с опущенными якорями, тщетно надеясь зацепиться хоть за что-нибудь на земле.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какой для себя сможете сделать вывод?
- Как мы назовем свой корабль, отправляясь в плавание по морю жизни: “Добрая надежда” или “Золотой”?
- Как бы вы назвали эту легенду?
3. Работа с пословицами. Работа в группах.
- Чтобы поплыть, нашему паруснику нужны паруса. Прочитайте пословицы, выберите какая пословица подходит к нашему произведению, и запишите на паруснике.
Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.
Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.
С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.
Сердце матери лучше солнца греет.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Родных много, а мать роднее всего.
Птица рада весне, а младенец – матери.
4. Рефлексия
Продолжите любое предложение
Урок дал мне для жизни….
Мне захотелось…
Мне было трудно ….
Если вам было легко на уроке, и он вам понравилось, раскрасьте облака голубым цветом, а если было многое не понятно, трудно было отвечать на вопросы - синим цветом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению "Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина."
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Вся гордость мира от матерей…» (праздник, посвященный Дню матери).
Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Вся гордость мира от матерей…»Цель: обобщение и систематизация знаний о празднике.Задачи: ...
Конспект внеклассного урока по литературному чтению "Творчество С.Я.Маршака"
Разработка по внеклассному чтению 2-3 класс "С.Я. Маршака"...
Разработка урока по литературному чтению. Тема: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».
Внеклассная работа по предмету.Технологическая карта и конспект урока по литературному чтению в технологии РКМЧП. Тема: "Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова &qu...
Внеклассное занятие по литературному чтению "Жизнь дана на добрые дела"
Конспект внеклассного занятия по литературному чтению "Жизнь дана на добрые дела" Тема занятия: «Жизнь дана на добрые дела»Цель занятия: познакомить учащихся с биографией А....