Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС
статья на тему
В статье раскрывается актуальность использования проектной технологии в условиях реализации ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.ispolzovanie_proektnoy_tehnologii.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Богатова И.В.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №5 им. Г.Н.Зайцева,
г.Нижний Тагил
Практическое использование проектной технологии в начальной школе
в условиях реализации ФГОС
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. В Федеральном компоненте нового государственного стандарта начального школьного образования подчеркивается необходимость развития личностных качеств и способностей обучающихся, которое должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В данном контексте особенную актуальность приобретает проектная деятельность, так как она:
- формирует ключевые компетенции учащихся;
- является способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
- является одним из способов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
Следует отметить, что образовательный процесс в нашей школе осуществляется на основе образовательной системы «Школа 2100», содержание которой даёт возможности формирования исследовательских способностей школьников, обеспечивающих умение объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку, социальную гибкость, мобильность, что в дальнейшем, несомненно, поможет учащимся эффективно планировать и проектировать свою жизнь.
Одной из наиболее интересных, на мой взгляд, является технология социального проектирования. Сегодня социальное проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее эффективным направлением развития личности ребёнка. Она даёт самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что в процессе работы над социальными проектами учащиеся учатся:
- видеть проблемы, понимать её значимость и актуальность для себя и для социума;
- находить оптимальные способы её решения, не противоречащие существующим социальным нормам;
- находить позитивные способы общения и взаимопомощи;
- объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;
- понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта;
- осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта для социума.
Актуальность использования таких проектов заключается в соответствии его идеи требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание активной личности. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.
В 2013 году группа учащихся первого класса под моим руководством стала участником муниципального этапа областного конкурса проектов «Эко-колобок» в номинации «Добрым хозяином будь». В приложении приведены методический паспорт проекта и план его реализации.
Работа по организации в классе проектной деятельности была начата с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался «образ» класса и была спланирована дальнейшая работа, в том числе участие в конкурсе проектов, выполненных как самими учащимися, так и детьми совместно с их родителями. Участниками первого группового социального проекта «Добрым хозяином будь» стали школьники, проявившие наибольший интерес к естественным наукам.
Деятельность по проекту строилась в сотрудничестве с родителями. Привлекая к этой работе родителей, мы обращали внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, их роль состояла в поддержке мотивации и обеспечении самостоятельности школьников при осуществлении ими проектной деятельности.
Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля и со стороны учителя. Очень важно с первых дней научить детей работать в группе, потому что именно в группе осуществлялось:
- знакомство с материалом, планирование работы;
- распределение заданий внутри группы;
- обсуждение индивидуальных результатов работы;
- обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта сформировалась система ценностей личности - развитие нравственного иммунитета ребёнка, его желания и умения делать добрые дела. Совместная исследовательская, познавательная и творческая деятельность обогатила духовный мир семьи, развила поведенческую, коммуникативную и творческую активность ребёнка.
В проектной деятельности школьников развитие их значимых компетенций происходило на каждом этапе работы над проектом.
На подготовительном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требовал развития понимания установления связей, ассоциаций. Отвечая на различные вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.
Поисково-исследовательский и практический этапы предполагают изменения уровня сформированности ключевых компетенций, который демонстрируют учащиеся в ходе проектной деятельности.
На заключительном этапе для школьников было актуальным осознание того, что завершение одной задачи для творческого, любознательного, творческого человека - не окончание работы, а лишь начало новой. Важными были вопросы: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы побуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению.
Анализируя процесс работы над проектом и её результат, можно утверждать, что в результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметной инновацией. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или их учебников, участие учащихся в конкурсе проектных работ однозначно стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Добрым хозяином будь» стал эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
Это подтверждается положительным результатом группы учащихся, которые получили II место в муниципальном этапе областного конкурса «Эко-колобок». Опыт показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя её, можно наблюдать повышение мотивации и интереса обучающихся к обучению. Проект «Добрым хозяином будь» достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.
Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Исходя из анализа результатов, можно сделать вывод, что при условии правильного выбора и адекватной организации проектной деятельности младших школьников, целенаправленном и систематическом её применении в учебном процессе можно ожидать повышения качества обученности школьников, их личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, что соответствует основным целям и задачам реализации ФГОС.
Использованная литература
- Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9. – С.55-59.
- Лазарев, Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч.3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 153 с.: - (Серия «Это-то!»).
- Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования проектной технологии в начальной школе
Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...
Использование проектных технологий в начальной школе в условиях развивающего обучения
Умение управлять проектной работой - показатель высокой квалификации преподавателя,его прогрессивной методики обучения и развития учащихся....
Статья «Использование проектных технологий в начальной школе»
«Использование проектных технологий в начальной школе»...
Доклад на тему "Игровые технологии в начальной школе , как реализации ФГОС"
Доклад был представлен на заседании МО...
Методический семинар «Использование проектной технологии в начальной школе для воспитания функционально грамотной личности» + презентация
Трансляция собственного опыта работы с проектами. Презентация с описанием....
Использование проектных технологий в начальной школе
Использование проектных технологий в начальной школе...
Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС.
ФГОС нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно...