План конспект
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

план конспект по литературномц чтению на тему "О чем шепчут раки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_03_prishvin_o_chem_shepchutsya_raki.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема уроков

Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе.

Цели уроков

  1. Продолжение наблюдений над способами изображения жизни людей и природы в рассказах писателей.
  2. Сопоставление рассказа со сказкой.

Материал для чтения

М. М. Пришвин «О чем шепчутся раки», «Лисичкин хлеб».

Оборудование уроков

  1. Портрет М. М. Пришвина.
  2. Выставка книг писателя.
  3. Картинка с изображением рака в натуральную вели-чину.

Урок 97-й

1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор об отношении человека к природе. Мы будем читать произве-дения Михаила Михайловича Пришвина, чей портрет вы видите на доске. А кто-нибудь из вас читал какие-либо про-изведения этого писателя?

(Дети отвечают.)

Учитель. Я собрала небольшую выставку книг Пришвина. Вы сможете посмотреть ее на перемене и узнать, о чем же он писал, каковы темы его произведений. На ближайших уроках мы будем читать два его произведения «О чем шепчутся раки» и «Лисичкин хлеб». Судя по названию, это сказки? Как вы думаете?

(Ребята делятся предположениями.)

2. Знакомство с содержанием рассказа «О чем шепчутся раки»

(Перед чтением учащиеся знакомятся с малопонятными словами, встречающимися в тексте, а также прорабатыва-ют цепочки слов. Начинает чтение рассказа учитель, а про-должают ученики.)

3. Беседа после чтения

Учитель. Так что же мы прочитали? Сказку?

Ученик. Нет, это не сказка, потому что история эта ре-альна, как в жизни.

Учитель. А от чьего имени написана она? От имени ав-тора или от имени героя-рассказчика?

Чем вы докажете?

(Учитель отсылает ребят к началу произведения, они определяют, что повествование идет от лица героя, который сам был участником описываемых событий.)

Учитель. Можно ли сказать, что взгляд Пришвина на животный мир такой же, как у авторов произведений, ко-торые мы читали перед этим, а именно: считает ли При-швин, что животные умеют думать, разговаривать?

108


109


(Как правило, после первого чтения текста мнения детей не могут быть однозначными, т. к. некоторые ребята про-должают ориентироваться на название рассказа. И учитель может использовать данную ситуацию как проблемную, вокруг которой и будет строиться вся дальнейшая работа над произведением. Чтобы найти ответ на поставленный учителем вопрос, учащиеся должны еще раз внимательно прочитать текст. Лучше всего читать его по логически за-конченным частям с обсуждением. Начало и конец каждой части заранее определяет учитель.)

4. Повторное чтение текста с анализом

(Обсуждение произведения ведется по вопросам:

1-я часть (заканчивается словами: «...вся их рачья жизнь в шепот ушла».)

  1. Чем удивляют рассказчика раки? А кто из вас видел этих животных? А у вас они вызывают удивление? Оно со-впадает с авторским?
  2. Как вы поняли смысл выражения, бытующего в наро-де: «Раки перешептались»?

2-я часть (до слов: «Простая эта штука».)

  1. О чем автор рассказал в этой части?
  1. Как вы думаете, зачем писатель так подробно и точно описывает этот промысел?
  2. Вы согласны с ним, что ловля раков — штука простая?

3-я часть (заканчивается словами: «Перед смертью, вну-ченька, друг с другом прощаются».)

  1. Чем вызвано беспокойство бабушки? Как вы его поняли?
  2. А автор согласен с высказыванием Домны Ивановны? Найдите в тексте доказательство.

4-я часть (до конца рассказа)

  1. Чем закончилась эта история?
  1. Как вы поняли заключительные слова Домны Иванов-ны?
  2. С кем вы больше согласны: с бабушкой или с автором?
  3. Вы догадались, что раки вовсе не шептались? Когда вы догадались? Кто вам в этом помог?)

11О


5. Выборочное чтение

(Учитель дает учащимся задания:

  1. Выберите из текста отрывок, который можно соотнести с иллюстрацией.
  2. Найдите в последней части разговор бабушки с внуч-кой. Подготовьтесь читать по ролям.)

6. Заключительная беседа

Учитель. Какой же вы сделали вывод о том, как автор воспринимает окружающий мир?

Ученик. Пришвин воспринимает природу такой, какая она есть: в натуральном виде.

Учитель. Чем же отличается его рассказ от произведе-ний Барто, Саши Черного, Цыферова?

Дети. — Тем, что предыдущие авторы писали произве-дения, похожие на сказку, а Пришвин описал реальные со-бытия.

—        В произведениях, которые мы читали перед этим, все
изображено словно понарошку, а в этом рассказе все по-
настоящему.

Учитель. Да, вы правы. Писатель любил бродить по лесу и наблюдать за жизнью животных и растений, а потом опи-сывать увиденное в своих рассказах, знакомить читателя с удивительным миром природы и с тем, как она устроена.

Что же вам показалось удивительным в этом произведе-нии?

Дети. — Стремление раков к жизни.

—        То, что раки, как и все животные, ищут выход для
спасения, приспосабливаются к изменившейся ситуации.

—        Удивительное спасение живых существ от смерти.
Учитель. А вы довольны таким исходом событий? По-
чему?

(Ребята высказываются.

На дом можно предложить ребятам сочинить сказку с таким же названием, а на следующем уроке обсудить твор-ческие работы учащихся. В процессе такой работы школь-ники еще раз будут иметь возможность увидеть разницу между жанром сказки и рассказа.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...