План конспект
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
план конспект по литературномц чтению на тему "О чем шепчут раки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема уроков
Изображение природы в художественном произведении. Отношение человека к природе.
Цели уроков
- Продолжение наблюдений над способами изображения жизни людей и природы в рассказах писателей.
- Сопоставление рассказа со сказкой.
Материал для чтения
М. М. Пришвин «О чем шепчутся раки», «Лисичкин хлеб».
Оборудование уроков
- Портрет М. М. Пришвина.
- Выставка книг писателя.
- Картинка с изображением рака в натуральную вели-чину.
Урок 97-й
1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач
Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор об отношении человека к природе. Мы будем читать произве-дения Михаила Михайловича Пришвина, чей портрет вы видите на доске. А кто-нибудь из вас читал какие-либо про-изведения этого писателя?
(Дети отвечают.)
Учитель. Я собрала небольшую выставку книг Пришвина. Вы сможете посмотреть ее на перемене и узнать, о чем же он писал, каковы темы его произведений. На ближайших уроках мы будем читать два его произведения «О чем шепчутся раки» и «Лисичкин хлеб». Судя по названию, это сказки? Как вы думаете?
(Ребята делятся предположениями.)
2. Знакомство с содержанием рассказа «О чем шепчутся раки»
(Перед чтением учащиеся знакомятся с малопонятными словами, встречающимися в тексте, а также прорабатыва-ют цепочки слов. Начинает чтение рассказа учитель, а про-должают ученики.)
3. Беседа после чтения
Учитель. Так что же мы прочитали? Сказку?
Ученик. Нет, это не сказка, потому что история эта ре-альна, как в жизни.
Учитель. А от чьего имени написана она? От имени ав-тора или от имени героя-рассказчика?
Чем вы докажете?
(Учитель отсылает ребят к началу произведения, они определяют, что повествование идет от лица героя, который сам был участником описываемых событий.)
Учитель. Можно ли сказать, что взгляд Пришвина на животный мир такой же, как у авторов произведений, ко-торые мы читали перед этим, а именно: считает ли При-швин, что животные умеют думать, разговаривать?
108
109
(Как правило, после первого чтения текста мнения детей не могут быть однозначными, т. к. некоторые ребята про-должают ориентироваться на название рассказа. И учитель может использовать данную ситуацию как проблемную, вокруг которой и будет строиться вся дальнейшая работа над произведением. Чтобы найти ответ на поставленный учителем вопрос, учащиеся должны еще раз внимательно прочитать текст. Лучше всего читать его по логически за-конченным частям с обсуждением. Начало и конец каждой части заранее определяет учитель.)
4. Повторное чтение текста с анализом
(Обсуждение произведения ведется по вопросам:
1-я часть (заканчивается словами: «...вся их рачья жизнь в шепот ушла».)
- Чем удивляют рассказчика раки? А кто из вас видел этих животных? А у вас они вызывают удивление? Оно со-впадает с авторским?
- Как вы поняли смысл выражения, бытующего в наро-де: «Раки перешептались»?
2-я часть (до слов: «Простая эта штука».)
- О чем автор рассказал в этой части?
- Как вы думаете, зачем писатель так подробно и точно описывает этот промысел?
- Вы согласны с ним, что ловля раков — штука простая?
3-я часть (заканчивается словами: «Перед смертью, вну-ченька, друг с другом прощаются».)
- Чем вызвано беспокойство бабушки? Как вы его поняли?
- А автор согласен с высказыванием Домны Ивановны? Найдите в тексте доказательство.
4-я часть (до конца рассказа)
- Чем закончилась эта история?
- Как вы поняли заключительные слова Домны Иванов-ны?
- С кем вы больше согласны: с бабушкой или с автором?
- Вы догадались, что раки вовсе не шептались? Когда вы догадались? Кто вам в этом помог?)
11О
5. Выборочное чтение
(Учитель дает учащимся задания:
- Выберите из текста отрывок, который можно соотнести с иллюстрацией.
- Найдите в последней части разговор бабушки с внуч-кой. Подготовьтесь читать по ролям.)
6. Заключительная беседа
Учитель. Какой же вы сделали вывод о том, как автор воспринимает окружающий мир?
Ученик. Пришвин воспринимает природу такой, какая она есть: в натуральном виде.
Учитель. Чем же отличается его рассказ от произведе-ний Барто, Саши Черного, Цыферова?
Дети. — Тем, что предыдущие авторы писали произве-дения, похожие на сказку, а Пришвин описал реальные со-бытия.
— В произведениях, которые мы читали перед этим, все
изображено словно понарошку, а в этом рассказе все по-
настоящему.
Учитель. Да, вы правы. Писатель любил бродить по лесу и наблюдать за жизнью животных и растений, а потом опи-сывать увиденное в своих рассказах, знакомить читателя с удивительным миром природы и с тем, как она устроена.
Что же вам показалось удивительным в этом произведе-нии?
Дети. — Стремление раков к жизни.
— То, что раки, как и все животные, ищут выход для
спасения, приспосабливаются к изменившейся ситуации.
— Удивительное спасение живых существ от смерти.
Учитель. А вы довольны таким исходом событий? По-
чему?
(Ребята высказываются.
На дом можно предложить ребятам сочинить сказку с таким же названием, а на следующем уроке обсудить твор-ческие работы учащихся. В процессе такой работы школь-ники еще раз будут иметь возможность увидеть разницу между жанром сказки и рассказа.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263578-1370551346.jpg)
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-372547-1610825437.jpg)
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-430585-1449418295.jpg)
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/28/picture-794051-1464424783.jpg)
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-371513-1504954176.jpg)
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-987441-1513520554.png)
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...