Произведения о животных. М.М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
План-конспект урока по литературному чтению (программа «Начальная школа 21 века», 1 класс, Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературному чтению
(программа «Начальная школа 21 века», 1 класс, Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)
Тема урока: «Произведения о животных. М.М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.М. Пришвина «Ёжик», Ю. Могутина «Убежал», Б. Заходера «Ёжик».
Задачи: предметные – способствовать развитию умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности;
Планируемые результаты: личностные УУД – содействовать проявлению своего отношения к произведению, оцениванию своей учебной деятельности; эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев; осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала, ценности совместной деятельности; способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила с текстом; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; выполнять самостоятельную работу в тетрадях по литературному чтению;
б) познавательных – совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения; умение подробно пересказывать;
в) коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
Оборудование урока: учебник Ефросинина, Л.А., 1 класс; рабочая тетрадь, Ефросинина Л.А, 1 класс; презентация к уроку.
Ход урока:
Этапы урока | Вре-мя | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы |
1.Орг. момент | 2-3 мин. | 1.Проверяет готовность к уроку. 2. Речевая разминка а) Постановка правильного речевого дыхания - Представьте, что вы оказались на лугу. Перед вами полянка с уже белыми одуванчиками. Вы сорвали одуванчик. Теперь подуйте на него так, чтобы его семена-парашютики разлетелись далеко-далеко. б) Развитие интонационной выразительности речи Обратите внимание на доску. На ней написано стихотворение, я прочитаю его вам. Прочитала ли я с интонацией? А как нужно прочитать стихотворение? Какие строчки надо прочитать с вопросом, а какие с восклицанием? Подготовьтесь читать, изменяя громкость своего голоса и настроение. Колкий с головы до ножек - Радостно, грустно, удивленно. Просит прочитать по ролям. | Показывают готовность к уроку. Показывают правильную посадку. Каждая строка читается разной интонацией. Громкость речи помогает передать наши чувства, выразить наше настроение, основную мысль высказывания. | Эмоц-ое вхождение в урок. Работа над выр-тью речи Слайд Чтение по ролям |
2. Повторение пройденного материала | 1-2 мин. | Предлагает вспомнить, что изучали на прошлом уроке (В.В. Чаплина «Мушка»). - О чем это произведения? | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальный опрос. |
3Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Моти-вация учеб. | 5 мин. | - Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое. Давайте представим, что мы в лесу. Итак, приготовились. Кто, как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живёт, но вхож И в сады отважный … (ёж). - Ребята, вы наверно уже догадались, кто будет героем нашего урока? - Кто мне подскажет тему нашего урока? - Кто сформулирует цель нашего урока? - Откройте учебник на стр.54, посмотрите, кто автор? Портрет автора на слайде. | Формулируют тему, цель урока. (М.М. Пришвин «Ёжик») - Познакомиться с новым произведением Пришвина «Ёжик». | Слайд Фронтальный опрос |
4. Словар. раб. | 1 мин. | ПРИКОСНУЛСЯ – дотронулся. | Отвечают, слушают учителя | Работа над трудными словами |
5. Первичное чтение текста учителем | 5 мин. | - Сейчас я прочу вам это произведение, а вы внимательно следите пальчиком за мной. - Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами. | Выполняют поставленную задачу. | Слушание |
6.Физ. минутка | 1 мин | Поднимает руки класс – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперёд смотри — это «три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре», | Выполняют физкульт. минутку. | |
7. Работа над произведением | 20 мин. | 1.Первичное восприятие. Рассмотрите иллюстрацию − Чем понравился отрывок? Какую картинку нарисовало ваше воображение? Что удивило? 2.Чтение рассказа уч-ся. Предлагает учащимся различные виды чтения. Организует работу по проверке понимания прочитанного. Упражняет учащихся в выразительном чтении. Предлагает задания творческого характера. – Кого автор встретил в лесу? – Как произошла встреча? – В чём автор принёс ежа домой? Зачем? − Найдите в тексте ответы на них и прочитайте. − Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему? Вопросы по учебнику 1-3. Работа в тетради, без рисования и раскрашивания, стр. 30-31 (задание 1, 2). Выразительное чтение рассказа. − Прочитайте название (фамилию автора и заглавие). Юрий Николаевич Могутин (род. 1 декабря 1937) — российский поэт и прозаик. Прославился благодаря сборникам стихотворений для детей. Писал и для взрослых. Первичное восприятие, учебник на стр. 55, самостоятельно читают Вопросы учебника: 1,2 - Какое это стихотворение? Объясните свой ответ. Задание: (в паре) Прочитать стихотворение друг другу, передавая настроение. − Как автор относится к ёжику? Вызывает ли это стихотворение грусть? В каких словах слышится сожаление? Выразительное чтение стихотворения учащимися. Работа в печатной тетради на стр. 31, упр. 1 - Что узнали о еже? Борис Заходер «Ёж», учебник, стр. 56 Борис Владимирович Заходер – советский и российский детский писатель, свои стихи Борис Заходер сочинял так, что любой, кто брал его книжку, не отложил её после одной сказки, а продолжал дальше и дальше. Просит прочитать произведение самостоятельно. Вопросы в учебнике 1,2, стр.56. Выполнение заданий в тетради 1коллективно и самостоятельно2,3, стр. 32-33. Самопроверка заданий 2, 3 по образцу. Подготовить чтение по ролям. - Всё ли мы узнали про ёжика? - Сейчас ребята нам прочитают. | 1.Упражняются в четкости произношения и интонировании, разбирают значение непонятных слов. 2.Дети слушают выразительное чтение учителя, отвечают на вопросы для восприятия, высказывают отношение к услышанному. Учащиеся читают произведение, используют предложенные учителем виды деятельности , работают над выразительностью чтения ,паузами, интонацией. Выполняют задания творческого характера. - Грустное. Работа в паре. Подчеркивают повторяющиеся слова, объясняя необходимость их использования. - Ёж – дикое животное, которое не любит жить дома, ему нужна свобода. Чтение у доски (попарно) Уч.1 – о внешнем виде ежей Уч.2 – о питании Уч.3 –о жилище | Работа в парах Фронтальный опрос Слайд Работа в паре Самостоятельное чтение Слайд Слайд Карточки |
- По желанию, нарисуйте дома иллюстрацию к любому из произведений. | ||||
8.Итог урока. Рефлексия | 5 мин. | - Скажите, с творчеством, каких писателей сегодня познакомились? - С каким произведением познакомились? - Что вам понравилось на уроке? - Что больше всего запомнилось? - А что показалось трудным? - Удалось вам сохранить хорошее настроение? Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою д-ть на уроке. СК: зеленая – у со всем справился, желтая – у меня возникали трудности, красная – мне было сложно справиться с заданиями. | Фронтальный опрос. Самооценка. |
О внешнем виде ежей Ёж — животное небольших размеров. Его тело около 20—30 см, хвост — около 3 см,весит меньше килограмма. Ушки небольшие. Морда вытянутая. Нос острый и влажный. У ежей острые зубки. Иглы у ежа короткие, не более 3 см. Голова и брюхо покрыты тёмными волосами. |
О питании Ёж — это всеядное животное. В основном питается насекомыеми, гусеницами, дождевыми червями, иногда мышами. Из растений может поедать ягоды и фрукты. |
О жилище Живут ежи в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обычно гнездо около 20 см, в нём находится подстилка изо мха, сухой травы или листьев. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Колкий с головы до ножек - Кто же это? Это ежик! «Что несёте вы, сосед?» «Две салфетки и обед !»
Михаил Михайлович Пришвин
Юрий Николаевич Могутин
Борис Владимирович Заходер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произведения о животных Прочитай самостоятельно
"Лиса и журавль". Русская народная сказка.Б. Житков. Рассказы о животных.В. Дуров. "Мои звери"....
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
М. ПРИШВИН «ЁЖИК», Ю. МОГУТИН «УБЕЖАЛ», Б. ЗАХОДЕР «ЁЖИК».
Учить определять жанры и темы произведений, давать сравнительную характеристику героям, воссоздавать образы героев....
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
М.Пришвин "Ежик". Ю.Могутин "Убежал", Б.Заходер "Ежик", 1 класс
Конспект и презентация урока по чтению М.Пришвин "Ежик". Ю.Могутин "Убежал", Б.Заходер "Ежик", 1 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению "И.Жуков «Нападение на зоопарк».М.Пришвин «»Ежик». Ю.Моргутин «Убежал» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о животных, развития умений выражать свое отношение к героям произведения и произведению в...
Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»
Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...