77. Н.М. Рубцов Ласточка
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Программа "Начальная школа 21 века", литературное чтение, 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
77_17._03._n.m._rubtsov_lastochka_raspechatat.docx | 32.97 КБ |
n.m._rubtsov_lastochka.pptx | 774.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Начальная школа XXI века»
Предмет: литературное чтение, 4 класс.
Тема: Н.М. Рубцов «Ласточка».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащимися по знакомству с творчеством Н. М. Рубцова.
Задачи предметные – способствовать:
- формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста;
- развитию творческого воображения и фантазии;
- развитию умений находить в тексте образные средства и определить их авторское назначение;
- выражению личностного отношения к прочитанному;
- развитию выразительности чтения;
- формированию умений определять авторское отношение к изображенному.
Планируемые результаты: содействовать формированию личностных УУД – умению выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности;
Метапредметные: Содействовать формированию УУД:
Регулятивных:
- принимать установленные правила работы с текстом;
- произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;
Познавательных:
- определить тему и главную мысль литературного произведения;
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
Коммуникативных:
- использовать различные средства для передачи своего впечатления;
- выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс, презентация, проектор, карточки для работы в группе.
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
| 2-3 мин |
Школьный звонок звенит, заливается! Урок литературного чтения для нас начинается! Проверьте все ли у вас готово к уроку. Садитесь. Слайд 2: 2)Упражнение «Свеча»: -Сделаем глубокий вдох, носом задержим дыхание, выдохнем через рот, задувая пламя свечи. - А теперь свеча побольше. - А теперь много-много свечей. Слайд 3: 3) Работа над интонацией: Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным. Слайд 4: 4) Скороговорка: Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. | Проверяют готовность к уроку. Выполняют упражнения. | Фронтальная; беседа, упражнения для развития речи. |
| 5-7 мин | - Что было задано на дом? Проверка домашнего задания. | - Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». | Фронтальная; выразительное чтение. |
| 3 мин | - Ребята, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках? - Какие это произведения? - О чём эти стихотворения? Слайд 5: - Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого поэта. - А вот с каким именно произведением узнаем, если разгадаем загадку: Слайд 6: Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. Слайд 7: - Верно ребята, произведение, с которым мы познакомимся «Ласточка». - Какую цель перед собой поставим? - Какие поставим задачи? - Откройте содержание хрестоматии и найдите страницу с этим произведением. |
- Ласточка | Фронтальная; беседа. |
| 5 мин | 1.Беседа перед чтением - Можем мы по названию предположить, о ком будет это произведение? - Посмотрите на фотографию ласточки. Как выглядит эта птица? - Кто из вас видел ласточку? -А где живет ласточка? -Какие приметы вы знаете про ласточку? - А какие пословицы вы знаете? Слайд 8: - Как вы понимаете эти пословицы? 2. Словарная работа: Носиться – быстро перемещаться. Мезонин – надстройка над серединой дома. Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство. Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей. Слайд 9. 3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения Слайд 10. | Отвечают на вопросы учителя: - У неё необычный хвост, который расщеплен пополам. - Под крышами. Ласточки низко летают - к дождю. Ласточки летают высоко - к ветру Ласточка день починает, а соловей кончает. Благовещенье без ласточек - холодная весна. Ранние ласточки - к счастливому году. | Фронтальная; беседа перед чтением, словарная работа, прослушивание стихотворения. |
| 3 мин | Слайд 11: - К какому жанру принадлежит прослушанное произведение? Докажите. - Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение? Какие эмоции оно вызвало у вас? Какое настроение старался передать Н.М. Рубцов в своем стихотворении? - Какие образы поэт представил а этом стихотворении? | - Грустное, печальное, тревожное. - Образ ласточки, птенца, детей, автора. | Фронтальная; беседа. |
| 5 мин | 1.Самостоятельное чтение стихотворения учащимися: - Прочитайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, нарисованные поэтом. 2. Обмен впечатлениями о прочитанном: - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? 3. Чтение стихотворения по четверостишиям и беседа по вопросам: Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда. - О чем говорится в этой строфе? - Что случилось с птенцом? - Как вы понимаете выражение «носится с криком»? - Кто прибежал, увидев случившееся? Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу. - Что сделал автор? - Что делала в это время ласточка? Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим… Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним? - О чём говорится в этой строфе? | - Здесь идет речь о ласточке, её жизни, чувствах, переживаниях. - Очень быстро летает туда-сюда с криком. - Дети. -«Вырыл могилку птенцу». - Летала рядом. | Индивидуальная, фронтальная; чтение стихотворения, беседа. |
Физкультминутка | 2 мин | Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют под руководством учителя. | Фронтальная. |
| 5-7 мин | - О чем это стихотворение? Это и будет тема стихотворения Н.М.Рубцова. - Назовите опорные словосочетания, придающие стихотворению грусть, печаль? - Как выражала ласточка своё горе? - Как вы оцениваете поступок поэта? - Сочувствовал ли он ласточке? - Подтвердите ответ словами стихотворения. - Кто первым откликнулся на крик ласточки? Подтвердите ответ словами из текста. - Правильно! Детьми, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками. Словесное иллюстрирование: - А какую бы вы нарисовали иллюстрацию к данному стихотворению на месте художника? - Какой вы видите ласточку? Работа над образами героев: - Какой перед нами предстает ласточка? - Каким предстаёт сам автор? Рифма стихотворения: - Из скольки строф состоит это стихотворение? - Какая рифма у этого стихотворения? Докажите. Работа над выразительностью чтения: - Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. - Какие правила выразительного чтения мы знаем? - Молодцы! Какие слова мы будем выделять при чтении? - Где сделаем паузы? Сейчас, поиграем в игру «Я-диктор» -Представьте, что вы диктор радио и вам нужно прочитать стихотворение «Ласточка» так, чтобы заинтересовать слушателей. -Подумайте, как будете читать. Выберите темп чтения, интонацию. Выразительное чтение стихотворения | - О переживаниях матери – ласточки, потерявшей птенца, сопереживании чужому горю. - Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу. - Носилась, рыдая, пытаясь найти птенца. - Поступил гуманно, показал пример детям. - Да. - «Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним». - «Дети окрестные мигом Все прибежали сюда». - Она предстает в образе матери, которая не может пережить потерю птенца. - Как гуманный, сострадательный человек. - Из 3. - Перекрёстная. - Читать надо не торопясь, вдумываясь в то, о чём читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Надо соблюдать знаки препинания при чтении. | Фронтальная; беседа, словесное иллюстрирование, работа над выразительностью чтения. |
| 3 мин | Слайд 12: Групповая работа: Охарактеризуем это стихотворение при помощи синквейна. Синквейн (франц. – «пять») – стихотворение из пяти строк. 1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне. -Можно ли сказать, что стихотворение является поучительным? - Почему? - Правильно, а еще учит быть ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то. | Выполняют задание в группах. Ласточка Чувствительная, маленькая Летает, ищет, рыдает Автор сопереживает горю птицы. Страдалица, мать - Да - Учит быть более чуткими, внимательными. | Групповая; синквейн. |
| 2 мин | - С каким стихотворением мы познакомились на уроке? -Кто автор этого стихотворения? - Достигли мы поставленной цели? | Отвечают на вопросы учителя. - «Ласточка» - М.Н.Рубцов | Фронтальная; беседа. |
| 2 мин | - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. - Покажите, на сколько сегодня вы: • Были активны на уроке. • На сколько вы поняли новую тему. • На сколько вам понравился урок (Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично). | Оценивают работу на уроке. | Фронтальная. |
| 2 мин | Чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Ласточка». | Записывают задание в дневник. | Фронтальная. |
Карточки для работы в группах:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне. |
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне. |
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне. |
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне. |
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне. |
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение «Свеча»
Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным .
Скороговорка Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
Николай Михайлович Рубцов
Загадка Угадайте , что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста.
Ласточка
Пословицы Ласточка весну починает, а соловей кончает. Благовещенье без ласточек - холодная весна. Ранние ласточки - к счастливому году.
Мезонин
Н.М. Рубцов «Ласточка»
Ласточка Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда. Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу. Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим… Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?
Синквейн 1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса
Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов. Цели: Необходимо ...
Н.М.Рубцов «Ласточка», «Воробей».
План-конспект урока чтения во 2 классе....
Занятие по теме волшебная клякса: "Друзья весны - Ласточки" с применением арттерапии.
Комбинированное занятиепо теме: «Друзья весны - Ласточки». По ходу занятия можно отследить следующие этапы: - повторение ранее изученного материала.Дети не однократно на уроках и занятиях ранее ...
Деревенская ласточка
Видеоматериал можно использовать на уроках по предмету "Окружающий мир"....
Презентация "Ласточки"
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Птицы"....
Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс
конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...
Технологическая карта урока технологии "Ласточка в технике бумагопластика" Изделие: "Ласточки" (1 класс)
Цель деятельности учителя: Освоение технологии изготовления изделий в технике бумагопластика.Задачи урока:Дидактические:1) закрепить термин и представление о бумагопластике;2) освоить приёмы сгиб...