77. Н.М. Рубцов Ласточка
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Худякова Ангелина Михайловна

Программа "Начальная школа 21 века", литературное чтение, 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 77_17._03._n.m._rubtsov_lastochka_raspechatat.docx32.97 КБ
Файл n.m._rubtsov_lastochka.pptx774.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Начальная школа XXI века»

Предмет: литературное чтение, 4 класс.

Тема: Н.М. Рубцов «Ласточка».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности  учащимися по знакомству с творчеством Н. М. Рубцова.

Задачи  предметные – способствовать:

  • формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста;
  • развитию творческого воображения и фантазии;
  • развитию умений находить в тексте образные средства и определить их авторское назначение;
  • выражению личностного отношения к прочитанному;
  • развитию выразительности чтения;
  • формированию умений определять авторское отношение к изображенному.

Планируемые результаты: содействовать формированию личностных УУД – умению выражать свои эмоции и чувства в выразительном   чтении, творческой деятельности;

Метапредметные: Содействовать формированию УУД:

Регулятивных:

  • принимать установленные правила работы с текстом;
  • произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

Познавательных:

  • определить тему и главную мысль литературного произведения;
  • понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;

Коммуникативных:

  • использовать различные средства для передачи своего впечатления;
  • выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс, презентация, проектор, карточки для работы в группе.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

  1. Организационный момент

2-3 мин

  1. 1)-Здравствуйте, ребята!

Школьный звонок звенит, заливается!

Урок литературного чтения для нас начинается!

Проверьте все ли у вас готово к уроку. Садитесь.

Слайд 2: 2)Упражнение «Свеча»: 

-Сделаем глубокий вдох, носом задержим дыхание, выдохнем через рот, задувая пламя свечи.

- А теперь свеча побольше.

 - А теперь много-много свечей.

Слайд 3: 3) Работа над интонацией:

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

Сегодня ты будешь дежурным.

Слайд 4: 4) Скороговорка:

Белый снег.

Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Проверяют готовность к уроку.

Выполняют упражнения.

Фронтальная; беседа, упражнения для развития речи.

  1. Проверка домашнего задания

5-7 мин

- Что было задано на дом?

Проверка домашнего задания.

- Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

Фронтальная; выразительное чтение.

  1. Самоопределение к деятельности

3 мин

- Ребята, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

- Какие это произведения?

- О чём эти стихотворения?

Слайд 5:

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями этого поэта.

- А вот с каким именно произведением узнаем, если разгадаем загадку:

Слайд 6:

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Слайд 7:

- Верно ребята, произведение, с которым мы познакомимся «Ласточка».

- Какую цель перед собой поставим?

- Какие поставим задачи?

- Откройте содержание хрестоматии и найдите страницу с этим произведением.

  • - Николая Михайловича Рубцова.
  • - Стихотворения «Берёзы», «Тихая моя родина».
  • - О Родине.

- Ласточка

Фронтальная; беседа.

  1. Первичное чтение стихотворения

5 мин

1.Беседа перед чтением

- Можем мы по названию предположить, о ком будет это произведение?

- Посмотрите на фотографию ласточки. Как выглядит эта птица?

- Кто из вас видел ласточку?

-А где живет ласточка?

-Какие приметы вы знаете про ласточку?

- А какие пословицы вы знаете?

Слайд 8:

- Как вы понимаете эти пословицы?

2. Словарная работа:

Носиться – быстро перемещаться.

Мезонин – надстройка над серединой дома.

Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство.

Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей.

Слайд 9.

3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения

Слайд 10.

Отвечают на вопросы учителя:

- У неё необычный хвост, который расщеплен пополам.

- Под крышами.

Ласточки низко летают - к дождю.

Ласточки летают высоко - к ветру

Ласточка день починает, а соловей кончает.

Благовещенье без ласточек - холодная весна.

Ранние ласточки - к счастливому году.

Фронтальная; беседа перед чтением, словарная работа, прослушивание стихотворения.

  1. Беседа после прослушивания стихотворения

3 мин

Слайд 11:

- К какому жанру принадлежит прослушанное произведение? Докажите.

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение? Какие эмоции оно вызвало у вас? Какое настроение старался передать Н.М. Рубцов в своем стихотворении?

- Какие образы поэт представил а этом стихотворении?

- Грустное, печальное, тревожное.

- Образ ласточки, птенца, детей, автора.

Фронтальная; беседа.

  1. Повторное чтение по частям и анализ каждой части

5 мин

1.Самостоятельное чтение стихотворения учащимися:

- Прочитайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, нарисованные поэтом.

2. Обмен впечатлениями о прочитанном:

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

3. Чтение стихотворения по четверостишиям и беседа по вопросам:

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

- О чем говорится в этой строфе?

- Что случилось с птенцом?

- Как вы понимаете выражение «носится с криком»?

- Кто прибежал, увидев случившееся?

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

- Что сделал автор?

- Что делала в это время ласточка?

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

- О чём говорится в этой строфе?

- Здесь идет речь о ласточке, её жизни, чувствах, переживаниях.

- Очень быстро летает туда-сюда с криком.

- Дети.

-«Вырыл могилку птенцу».

- Летала рядом.

Индивидуальная, фронтальная; чтение стихотворения, беседа.

Физкультминутка

2 мин

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют под руководством учителя.

Фронтальная.

  1. Анализ стихотворения

5-7 мин

- О чем это стихотворение?

Это и будет тема стихотворения Н.М.Рубцова.

- Назовите опорные словосочетания, придающие стихотворению грусть, печаль?

- Как выражала ласточка своё горе?

- Как вы оцениваете поступок поэта?

- Сочувствовал ли он ласточке?

- Подтвердите ответ словами стихотворения.

- Кто первым откликнулся на крик ласточки? Подтвердите ответ словами из текста.

- Правильно! Детьми, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.

Словесное иллюстрирование:

- А какую бы вы нарисовали иллюстрацию к данному стихотворению на месте художника?

- Какой вы видите ласточку?

Работа над образами героев:

- Какой перед нами предстает ласточка?

- Каким предстаёт сам автор?

Рифма стихотворения:

- Из скольки строф состоит это стихотворение?

- Какая рифма у этого стихотворения? Докажите.

Работа над выразительностью чтения:

- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения.

- Какие правила выразительного чтения мы знаем?

- Молодцы! Какие слова мы будем выделять при чтении?

- Где сделаем паузы?

Сейчас, поиграем в игру «Я-диктор»

-Представьте, что вы диктор радио и вам нужно прочитать стихотворение «Ласточка» так, чтобы заинтересовать слушателей.

-Подумайте, как будете читать. Выберите темп чтения, интонацию.

Выразительное чтение стихотворения

- О переживаниях матери – ласточки, потерявшей птенца, сопереживании чужому горю.

- Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу.

- Носилась, рыдая, пытаясь найти птенца.

- Поступил гуманно, показал пример детям.

- Да.

- «Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним».

- «Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда».

- Она предстает в образе матери, которая не может пережить потерю птенца.

- Как гуманный, сострадательный человек.

- Из 3.

- Перекрёстная.

- Читать надо не торопясь, вдумываясь в то, о чём читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Надо соблюдать знаки препинания при чтении.

Фронтальная; беседа, словесное иллюстрирование, работа над выразительностью чтения.

  1. Обобщающая беседа

3 мин

Слайд 12:

Групповая работа:

Охарактеризуем это стихотворение при помощи синквейна.

Синквейн (франц. – «пять») – стихотворение из пяти строк.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

-Можно ли сказать, что стихотворение является поучительным?

- Почему?

- Правильно, а еще учит быть ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то.

Выполняют задание в группах.

Ласточка

Чувствительная, маленькая

Летает, ищет, рыдает

Автор сопереживает горю птицы.

Страдалица, мать

- Да

- Учит быть более чуткими, внимательными.

Групповая; синквейн.

  1. Подведение итогов урока

2 мин

- С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

-Кто автор этого стихотворения?

- Достигли мы поставленной цели?

Отвечают на вопросы учителя.

- «Ласточка»

- М.Н.Рубцов

Фронтальная; беседа.

  1. Рефлексия

2 мин

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

•        Были активны на уроке.

•        На сколько вы поняли новую тему.

•        На сколько вам понравился урок

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

Оценивают работу на уроке.

Фронтальная.

  1. Домашнее задание

2 мин

Чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Ласточка».

Записывают задание в дневник.

Фронтальная.

Карточки для работы в группах:

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным.

2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку.

3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки.

4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов.

5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Литературного чтения

Слайд 2

Упражнение «Свеча»

Слайд 3

Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным. Сегодня ты будешь дежурным .

Слайд 4

Скороговорка Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Слайд 5

Николай Михайлович Рубцов

Слайд 6

Загадка Угадайте , что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста.

Слайд 7

Ласточка

Слайд 8

Пословицы Ласточка весну починает, а соловей кончает. Благовещенье без ласточек - холодная весна. Ранние ласточки - к счастливому году.

Слайд 9

Мезонин

Слайд 10

Н.М. Рубцов «Ласточка»

Слайд 11

Ласточка Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда. Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу. Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим… Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?

Слайд 12

Синквейн 1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса

Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов.   Цели: Необходимо ...

Н.М.Рубцов «Ласточка», «Воробей».

План-конспект урока чтения во 2 классе....

Занятие по теме волшебная клякса: "Друзья весны - Ласточки" с применением арттерапии.

Комбинированное занятиепо теме: «Друзья весны - Ласточки». По ходу занятия можно отследить следующие этапы: - повторение ранее изученного материала.Дети не однократно на уроках и занятиях ранее ...

Деревенская ласточка

Видеоматериал можно использовать на уроках по предмету "Окружающий мир"....

Презентация "Ласточки"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Птицы"....

Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Технологическая карта урока технологии "Ласточка в технике бумагопластика" Изделие: "Ласточки" (1 класс)

Цель деятельности учителя: Освоение технологии изготовления изделий в технике бумагопластика.Задачи урока:Дидактические:1) закрепить термин и представление о бумагопластике;2) освоить приёмы сгиб...