Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Бианки В.В. "Сова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по программе "Школа России" . Цель: Знакомство с творчеством В.В. Бианки, с произведением «Сова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 106 КБ |
Презентация урока | 772.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Школа: МОУ «Беломорская СОШ № 3»
Учитель: Елагина Елена Владимировна
УМК: Образовательная система «Школа России»
Тема урока | Сказка-несказка В.В.Бианки «Сова» | ||
Цель урока | Знакомство с творчеством В.В. Бианки, с произведением «Сова». | ||
Задачи | Образовательные: Обобщать информацию об авторе. Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои). Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Восстанавливать текст на основе опорных слов. Развивающие: Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Совершенствовать культуру речи учащихся. Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы. Воспитательные: Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; Формировать интерес к изучению литературного чтения. | ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся - познакомятся со сказкой-несказкой как одним из видов литературного жанра; - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. •основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; •осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. •учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; развивать умения анализировать поступки героев. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | ||
Основные понятия | Сказка-несказка, познавательная сказка. | ||
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык. | ||
Ресурсы | 1.Учебник Л.Ф.Климановой. Литературное чтение 2.Презентация к уроку. 5.Запись крика совы, отрывок мультфильма. | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент | Личностные: чувство необходимости учиться Регулятивные: умение настраиваться на работу. | Психологическая установка на урок: -Я в школе на уроке. -Я радуюсь этому. -Внимание моё растёт. -Я как разведчик, всё замечу. -Память моя крепка. -Я хочу учиться. -Я готов к работе. - Я работаю! | Читают стихотворение: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Под тихую мелодичную музыку дети повторяют за учителем. Настрой на работу. Самоконтроль готовности. |
Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию. Личностные: умение выразить схематично своё настроение. | - Сегодня у нас урок, на котором мы вновь отправляемся в страну чтения. Какие знания мы получаем в этой стране? Какие правила должны соблюдать? Кто пришёл на урок в отличном настроении. Нарисуйте улыбающийся смайлик. У кого просто хорошее настроение – серьёзный смайлик. Кто не может определить, какое у него настроение, пусть нарисует грустный смайлик. -Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке. | Демонстрация знаний, умений. Оценивание своего настроя на работу. |
Актуализация знаний. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | - Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем: («О братьях наших меньших»). - С какими друзьями мы уже встречались на страницах учебника? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь) - Итак, в путь. | Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи. |
Проверка домашнего задания | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (Бианки) 1894 год, Петербург, семья ученого, Петербургский университет, путешествовал, произведения о природе, герои – птицы, животные, растения, бережно любить. Используя эти слова, расскажите биографию автора. (Портрет писателя). (Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее). Оцените рассказ … | Демонстрация знаний, умений. Ответы детей. Один ученик обобщает. |
Речевая разминка | Чтение со слайда: Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверюшек Узнаешь, дружок, и поймёшь. | ||
Постановка учебной задачи Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении лексического значения слов; | Какое же животное сегодня нас встречает? Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. Сова. Что знаете о сове? Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Что помогает им охотиться? а) Острый слух. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон. Сегодня мы познакомимся в произведением В.В. Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа? (выясним, для чего было написано это произведение) - Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами: хо-ро-нишь-ся – хоронишься сто-ро-нишь-ся – сторонишься рас-сер-ди-лась – рассердилась от-ча-ян-на-я – отчаянная пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются за-гля-ды-ва-ют – заглядывают - Прочитайте целыми словами: стар – старик – стариковом шмель – шмелиные корм – кормовой глаза – глазищами лез – вылезла носить – переносить -Что можно сказать про эти слова? | Демонстрация знаний, умений. Восприятие информации. Демонстрация знаний, умений. (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать). Работа с толковым словарём. |
Физкультминутка для глаз | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | ||
2 этап. Первичное чтение текста. Анализ восприятия. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Оцените чтение ребят. Понравилось произведение? С каким настроением вы его слушали? - Назовите главных героев. - Ребята, а почему текст назвали «Сова»? - Можно ли ему дать другое название? Какое? | Читают заранее подготовленные ученики. Восприятие текста. Выражение своих чувств, мыслей. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст. Выделяют действующих лиц. Высказывание своих мыслей. |
3 этап. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». | Познавательные: умение делать выводы на основе имеющихся знаний. | Это сказка или рассказ? - К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.) А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.) Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Какой вопрос можно задать к сказке? Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик. | Демонстрация знаний, умений. Проявление фантазии. |
Физкультурная музыкальная минутка «Смайлик». | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | ||
4 этап. Работа с текстом во время повторного чтения. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Коммуникативные: - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Вспомним правила чтения вслух. Чтение 1 части текста. - Почему сова рассердилась на старика? Выразительное чтение сказки по ролям. 1.Работа в парах с заданием: - Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении). 2. Несколько пар читают вслух. - Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. Чтение 2 части текста. -Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? - Что стали делать мыши? - Почему шмели нужны лугу? - Что произошло с клевером на лугу? - Кому был необходим клевер? Почему? - Что произошло с коровой? - Что же пришлось сделать старику? Чтение 3 части текста. - Простила старика сова? - Как всё восстановилось в природе? - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. | Демонстрация знаний, умений. Чтение по цепочке. Восприятие текста. Работа в парах. Чтение по ролям. Оценивают своих товарищей. Читают 2 часть сказки самостоятельно |
Физкультминутка «Сова» | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | В лесу темно, | |
5Работа над усвоением смысла прочитанного | Коммуникативные: - уметь оформлять устные высказывания в схеме. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные : | -Какая связь между совой и чаем старика? «Закончи предложение». -Старик обидел … (сову). -Сова перестала ловить… (мышей). -Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей). -Шмели перестали опылять …(клевер). -Без клевера похудела …(корова). -Корова стала мало давать …(молока). -Нечем стало забеливать чай …(старику). Получился круг. Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу. Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях. Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи. сова- мыши –шмели- клевер корова-молоко -чай | Работа в парах. Формулируют вывод. |
Итог урока. Рефлексия | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | - На этом наше познавательное путешествие подходит к концу. - Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу? - Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (смайлики) Закончите предложения: «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. Оценки. | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание (творческое) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): 1.Подготовить выразительное чтение сказки по ролям. | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях – Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь. И лучше знакомых зверюшек Узнаешь , дружок, и поймёшь.
Сова Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.
Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов, этим приносит человеку большую пользу. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон.
Виталий Валентинович Бианки Сова
хо-ро-нишь-ся – хоронишься сто-ро-нишь-ся – сторонишься рас-сер-ди-лась – рассердилась от-ча-ян-на-я – отчаянная пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются за-гля-ды-ва-ют – заглядывают
стар – старик – стариковом шмель – шмели - шмелиные корм – кормовой глаза – глазищами лез – вылезла носить – переносить
Сказка –несказка Познавательная сказка. Сообщает новые знания о природе, объясняет какое-то природное явление.
Вывод: животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.
Кто оказался лучшим знатоком природы? Дружно не грузно, а врозь хоть брось
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!
1.Подготовить выразительное чтение сказки по ролям. 2. Подготовить пересказ. 3.Нарисовать иллюстрации к сказке. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения В.В.Бианки "Сова" 3-й класс
Тема: В.В.Бианки "Сова"Цели: 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – с...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе В.Бианки "Сова"
Тип урока: изучение нового материала.Цели урока:1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном ж...
План -конспект урока литературного чтения 2 класс В.Бианки "Сова".
Урок литературного чтения во 2 классе....
Презентация к уроку Литературного чтения 2 класс В Бианки "Сова".
Презетация к уроку 2 класс....
Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по произведению В.Бианки "Сова"
Вашему вниманию представлены конспект и презентация урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по произведению В.Бианки "Сова". На уроке предусмотрены аудиопрослушивание произведе...
Урок литературного чтения во 2 классе "В.В.Бианки. Сова."
Тема: В.В. Бианки «Сова».Цели: продолжить знакомство с творчеством В.Бианки; развивать у них навыки выразительного, беглого чтения; обогащать их словарный запас; развивать умение анализировать поступк...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класса по теме "В. Бианки "Сова" УМК "Школа России"
В презентации представлена небольшая информация из биографии В. Бианки, работа с текстом произведения, физминутки...