"С. Есенин "Поет зима - аукает.."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Харитонова Элина Салимовна

Урок литературного чтения во 2 классе по ФГОС (технологическая карта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Учитель: Гумерова Элина Салимовна

Тема: «С. Есенин Поет зима-аукает…»

Результаты деятельности:

Личностные  результаты -

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.

Цель урока:

-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».

-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, -

- Учиться сравнивать произведения живописи, соотносить словесное творчество и живопись.

-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

- Учить заботиться о птицах.

-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть,Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий

Портрет С.А.Есенина.

Картины зимней природы И. Шишкина, И.Грабаря, М.Кустодиева,И.Круг.

Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина

Раздаточный материал: снежинки, лист с орфографическим заданием.

Карточки с литературными терминами.

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Посмотрите на рабочие места. Настройтесь на хорошую, плодотворную работу.

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

2. Актуализация знаний.

Начнем урок с проверки домашнего задания. Чтение и анализ стихотворений А. С. Пушкина и Ф. Тютчева. Слайд 1

-Какие рекомендации дадим. Спасибо.

Чтение наизусть. Анализируют чтение одноклассников  наизусть по алгоритму:

1.Знание текста.

2. Выразительность чтения.

3. Громкость речи.

4. Темп речи.

3.Работа с картинами

Слайд 2 –Рассмотрите иллюстрации. О каком времени года мы будем сегодня говорить?

- Какое настроение у зимы. Рассмотрите картину И. Шишкина «Зима». Как вам кажется, какое настроение она передает? Какие чувства у вас возникли?  Что вы себе представили?

Картина Кустодиева?

 Слайд 3 Посмотрите на картину Грабаря «Февральская лазурь». Какие чувства передает она? Как вы это понимаете? Какие цвета преобладают?

Словарная работа. Лазурь-лазуревый цвет.

- А на картине Левитана? Поделитесь своими чувствами.

-В чём различие картин?

 Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

 

Ответы детей.

 На картине «Зима» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.

- Сонная зима, сказочная

зима Кустодиева торжественная.

- Береза-красавица. Настроение радостное.

Метель –грустное, печальное, жуткое.

3. Формулировка темы урока учениками.

 - Сегодня мы действительно будем говорить о зиме. И оцените вы себя в конце урока сами. За каждый ответ я буду давать снежинки.

5 и более снежинок – оценка 5,

4 – 4.

3 и менее-оценка 3.

- Сегодня мы вновь будем рассматривать зиму в поэзии.

- Мы начали с вами проект «Словесное творчество 2д класса». Я надеюсь, после сегодняшнего анализа у вас тоже родятся новые стихи, и мы их запишем в нашу творческую тетрадь.

 - Итак, стихотворение о зиме. А вот с чьим стихотворением познакомимся, догадаетесь, прочитав жужжащим чтением следующее стихотворение

- Попробуйте услышать фамилию русского поэта.

В этом имени – слово «есень».

 Осень, ясень, осенний цвет.

 Что-то есть в нем

 От русских песен –

 Поднебесье, тихие веси,

 Сень березы

 И синь – рассвет.

 Что-то есть в нем

 И от весенней

 Грусти, юности и чистоты…

- Услышали вы фамилию поэта?

Портрет С. Есенина.Слайд 5.

С. Есенин – великий русский поэт. Родился в сельской местности. Ребенком очень любил гулять по просторам нашей Родины. Летом собирал ягоды, грибы, осенью гербарий, зимой играл с ребятами в снежки. И потом очень много произведений посвятил природе нашей любимой России. Начал писать стихи будучи почти вашим ровесником – в 9 лет.

- Стихотворение «Поет зима – аукает…» Слайд 6

 Что мы будем делать на уроке? Сформулируйте задачу урока.

Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.

4. Работа над произведением.

Димамическая минутка.

А) Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебники на с.142

- Изображать природу можно по-разному:

 художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей

 Есенин нарисовал картину зимы словами.

Б) Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение.

-какие настроение вызвало стихотворение?

-Докажите, что это стихотворение действительно о зиме.

-Какие цвета вы видите в стихотворении. Найдите и  прочитайте  строчки.

- Какие звуки вы слышите?

- Прочитайте, что делает зима?

- Это живой предмет?

- Что с ним делает Есенин? Придает неживому предмету живые свойства.

- Этот прием называется… олицетворение. Слайд 7

- О каком явлении зимы говорится?

- Что такое метелица?

- Куда мы обращаемся, если не знаем толкования слова?

-Существуют разные словари. Среди них – словарь Толковый Ожегова.-Что там пишут. Что это такое? Словарная работа

- подберите синоним к слову «метель» (Синонимический ряд: Вьюга, Пурга, Буран)

-Чем отличаются пурга, буран от метели? Большей силой. Пурга сильнее, а буран – степная пурга. Еще сильнее.

В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

-Поработаем над первой строфой.

-Что Есенин пишет о лесе. Какой он? (Мохнатый)

- Какой это мохнатый. Как вы его себе представляете?

Мохнатый лес баюкает «стозвоном» сосняка.

Словарная работа.

- Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка?

- Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности).

- Как называется этот прием, средство выразительности «мохнатый лес»

-Найдите в тексте еще эпитеты.

- Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

- Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их.

- Как мы будем читать эти строки?

При чтении помните, что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них.

- Какое настроение у первого шестистишия?

Попробуйте передать это настроение, выразительно прочитав первое шестистишие.

Чтение 2 строфы.

- Какой прием встречается во второй строфе? (Сравнение)

-Прочитайте.

-Какие слова-подсказки присутствуют? (точно, словно, как, что..)

-С чем сравнивает метелицу (с ковром шелковым)

- то скрытое сравнение – Метафора.

- Какая красивая картина…но больно холодна, добавляет автор.

- Какое настроение у этой строфы?

-как относится к воробьям?

-Как вы это понимаете?

-Говорит уменьшительно-ласкательно воробышки, детки. Не просто дети, воробьи.

- Первое название этого стих. было «Воробышки».

- С каким чувством прочитаем эти строки?

-Как мы должны относится к зимующим птицам?

-Неслучайно сейчас проходит конкурс кормушек и акция «Покормите птиц». А 15 января Воробышкин день.

-Кто вспомнит, какого числа день птиц? (1 апреля)

Подготовьте выразительное чтение 2 строфы.

Динамическая минутка.

Вьюга дует нам в лицо-

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише-

Деревце все выше, выше.

Вот ударил и мороз-

Но мы справимся без слез.

Выглянуло солнышко-

Улыбнулись, посмотрели

И за парты тихо сели.

- Что говорит многоточие в конце стихотворения?

- Есть продолжение стихотворения.

-В нем о воробьях. Об их снах и мечтах. Как вы думаете, о чем они могут мечтать?

- Проверим. На ваших столах листочки с продолжением. Прочтем.

Чтение 3 строфы.

- Так о чем видят сны пташки?

-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

-А теперь самостоятельно вставьте пропущенные буквы в карточках.

Озябли пташки малые,

Г..лодные, усталые,

                 И жмутся попл..тней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

                 И злится всё с..льней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

                У мёрзлого ..кна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

                Красавица в..сна.

-На какое правило орфограммы.

-Как проверить безударный гласный звук?

-Какую букву вставили….

-Найдите строчи, описывающие пташек.

-Как называется это средство выразительности?

- Как надо читать строки о пташках?

-Как вы понимаете ОЗЯБЛИ? ( синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели).

-Найдите и прочитайте эпитеты.

-Как будем читать эти строки?

- Что такое ставни? Обратимся вновь к словарю Ожегова . Слайд 8

- Бешеный рев вьюги – это какой рев?

-Как будем читать эти строки?

Выразительное чтение 3 строфы.

 Чтение 4 строфы.

- Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

- Что хорошего?

- Как прочитаем слова о весне?

- Зачем автор упоминает о весне?

Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним?

 - Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги?

 - Мы уже сказали, что воробышки мечтают о весне.  Попробуйте нарисовать словесную картинку.

 - На кого похожа весна у Есенина?

 - В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны.

- Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой)

- С каким чувством будем читать о весне, о воробьях, о вьюге? (обсуждение и чтение)

Ответы детей.

Ответы детей.

(много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней- сто звон)

Выразительно читают 1 строфу.

Дети отвечают.

Выразительно читают 2 строфу

Движение руками (словно дует в лицо)

Руки вверх качаются.

Дети садятся на корточки.

Встают на носочки, руками тянутся.

Словно холодно, греют плечи, руки.

Моргают сильно

Тянут руки к солнышку

Посмотрели в левую и правую сторону.

Улыбнулись одноклассникам.

Сели за парты.

Выполняют самостоятельно работу по карточкам

Выполняют самопроверку.

5. Восприятие музыкального произведения.

- Стихи С. Есенина очень поэтичны, лиричны, музыкальны. Великий композитор Георгий Васильевич Свиридов создал музыку именно к этому стихотворению, и родилась песня. Послушайте внимательно. И скажите, как музыка описала метель, а как воробышек.

-Итак, как вы догадались, что музыка говорила нам о метели? Тона низкие, звук громкий…

-А как Свиридов показал нам воробышек? (высокие, легкие звуки)

Слушают музыку.

6.Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение?

 - С каким чувством будем читать?

 -Все ли одинаково?

 - В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

 - А где будем делать небольшие остановки при чтении?

- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)

Выразительное чтение и самооценка по плану: Слайд 12

1. Выразительно ли ты читал.

2. С чувством ли читал.

3.Эмоционально ли читал.

4. Соблюдал ли нужную интонацию.

5. Правильно ли выдерживал паузы.

6. Правильно ли ставил логические ударения.

7. Не было ли ошибок в словах.

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу.

7.Рефлексия деятельности

- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?

- Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а сейчас знаете?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

 

8. Творческая работа в группах.

-Давайте мы поработаем над нашим проектом. Я взяла несколько слов из стихотворения: шелковый, зима, окно, красавица, точно, снежные. Добавим свои и попробуем создать свое стихотворение.  Работаем в группах. Соберите свое стихотворение.

Красавица  зима        

В гости  к нам  пришла. (1 группа)

        

Точно  белые пушинки        

Падают снежинки.    (2 группа)  

И узоры        на окне,

Словно  волшебство во сне. (3 группа)

Деревья  в белоснежных шубках

Стоят в шёлковых         юбках. (4 группа)

Играют  дети        в снежки,

Другие  одели коньки. (5 группа)

Все дети второго «дэ»        

Очень  рады зиме!        (6 группа)

Дети выполняют работу в группах

10 Домашнее задание

слайд 9

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стихотворение наизусть; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки». Дети под звездочкой-проанализировать стихотворение «Береза» Есенина. Выписать эпитеты, сравнения, олицетворения.

11.Оценочная деятельность

- Спасибо за урок. Покажите ваши снежинки.

Дети считают свои снежинки. Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

Презентация. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин "Поет зима, аукает..."...

Есенин "Поёт зима, аукает"

Презентация к уроку. Видео слайд 8:   http://www.nachalka.com/sergei-esenin-2  Видео, слайд 5   :http://www.youtube.com/watch?v=D53G_xb2fHo...

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....