"С. Есенин "Поет зима - аукает.."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе по ФГОС (технологическая карта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения во 2 классе по ФГОС (технологическая карта) | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Учитель: Гумерова Элина Салимовна
Тема: «С. Есенин Поет зима-аукает…»
Результаты деятельности:
Личностные результаты -
- учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
- научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Межпредметные результаты:
Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.
П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.
Цель урока:
-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».
-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, -
- Учиться сравнивать произведения живописи, соотносить словесное творчество и живопись.
-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.
- Учить заботиться о птицах.
-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть,Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий
Портрет С.А.Есенина.
Картины зимней природы И. Шишкина, И.Грабаря, М.Кустодиева,И.Круг.
Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина
Раздаточный материал: снежинки, лист с орфографическим заданием.
Карточки с литературными терминами.
Ход урока: (Технологическая карта урока)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Посмотрите на рабочие места. Настройтесь на хорошую, плодотворную работу. | Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей. |
2. Актуализация знаний. | Начнем урок с проверки домашнего задания. Чтение и анализ стихотворений А. С. Пушкина и Ф. Тютчева. Слайд 1 -Какие рекомендации дадим. Спасибо. | Чтение наизусть. Анализируют чтение одноклассников наизусть по алгоритму: 1.Знание текста. 2. Выразительность чтения. 3. Громкость речи. 4. Темп речи. |
3.Работа с картинами | Слайд 2 –Рассмотрите иллюстрации. О каком времени года мы будем сегодня говорить? - Какое настроение у зимы. Рассмотрите картину И. Шишкина «Зима». Как вам кажется, какое настроение она передает? Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили? Картина Кустодиева? Слайд 3 Посмотрите на картину Грабаря «Февральская лазурь». Какие чувства передает она? Как вы это понимаете? Какие цвета преобладают? Словарная работа. Лазурь-лазуревый цвет. - А на картине Левитана? Поделитесь своими чувствами. -В чём различие картин? Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
| Ответы детей. На картине «Зима» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет. - Сонная зима, сказочная зима Кустодиева торжественная. - Береза-красавица. Настроение радостное. Метель –грустное, печальное, жуткое. |
3. Формулировка темы урока учениками. | - Сегодня мы действительно будем говорить о зиме. И оцените вы себя в конце урока сами. За каждый ответ я буду давать снежинки. 5 и более снежинок – оценка 5, 4 – 4. 3 и менее-оценка 3. - Сегодня мы вновь будем рассматривать зиму в поэзии. - Мы начали с вами проект «Словесное творчество 2д класса». Я надеюсь, после сегодняшнего анализа у вас тоже родятся новые стихи, и мы их запишем в нашу творческую тетрадь. - Итак, стихотворение о зиме. А вот с чьим стихотворением познакомимся, догадаетесь, прочитав жужжащим чтением следующее стихотворение - Попробуйте услышать фамилию русского поэта. В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь – рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности и чистоты… - Услышали вы фамилию поэта? Портрет С. Есенина.Слайд 5. С. Есенин – великий русский поэт. Родился в сельской местности. Ребенком очень любил гулять по просторам нашей Родины. Летом собирал ягоды, грибы, осенью гербарий, зимой играл с ребятами в снежки. И потом очень много произведений посвятил природе нашей любимой России. Начал писать стихи будучи почти вашим ровесником – в 9 лет. - Стихотворение «Поет зима – аукает…» Слайд 6 Что мы будем делать на уроке? Сформулируйте задачу урока. | Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях. |
4. Работа над произведением. Димамическая минутка. | А) Работа с текстом до чтения. - Откройте учебники на с.142 - Изображать природу можно по-разному: художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей Есенин нарисовал картину зимы словами. Б) Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение. -какие настроение вызвало стихотворение? -Докажите, что это стихотворение действительно о зиме. -Какие цвета вы видите в стихотворении. Найдите и прочитайте строчки. - Какие звуки вы слышите? - Прочитайте, что делает зима? - Это живой предмет? - Что с ним делает Есенин? Придает неживому предмету живые свойства. - Этот прием называется… олицетворение. Слайд 7 - О каком явлении зимы говорится? - Что такое метелица? - Куда мы обращаемся, если не знаем толкования слова? -Существуют разные словари. Среди них – словарь Толковый Ожегова.-Что там пишут. Что это такое? Словарная работа - подберите синоним к слову «метель» (Синонимический ряд: Вьюга, Пурга, Буран) -Чем отличаются пурга, буран от метели? Большей силой. Пурга сильнее, а буран – степная пурга. Еще сильнее. В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением. -Поработаем над первой строфой. -Что Есенин пишет о лесе. Какой он? (Мохнатый) - Какой это мохнатый. Как вы его себе представляете? Мохнатый лес баюкает «стозвоном» сосняка. Словарная работа. - Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? - Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности). - Как называется этот прием, средство выразительности «мохнатый лес» -Найдите в тексте еще эпитеты. - Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака? - Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их. - Как мы будем читать эти строки? При чтении помните, что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них. - Какое настроение у первого шестистишия? Попробуйте передать это настроение, выразительно прочитав первое шестистишие. Чтение 2 строфы. - Какой прием встречается во второй строфе? (Сравнение) -Прочитайте. -Какие слова-подсказки присутствуют? (точно, словно, как, что..) -С чем сравнивает метелицу (с ковром шелковым) - то скрытое сравнение – Метафора. - Какая красивая картина…но больно холодна, добавляет автор. - Какое настроение у этой строфы? -как относится к воробьям? -Как вы это понимаете? -Говорит уменьшительно-ласкательно воробышки, детки. Не просто дети, воробьи. - Первое название этого стих. было «Воробышки». - С каким чувством прочитаем эти строки? -Как мы должны относится к зимующим птицам? -Неслучайно сейчас проходит конкурс кормушек и акция «Покормите птиц». А 15 января Воробышкин день. -Кто вспомнит, какого числа день птиц? (1 апреля) Подготовьте выразительное чтение 2 строфы. Динамическая минутка. Вьюга дует нам в лицо- Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише- Деревце все выше, выше. Вот ударил и мороз- Но мы справимся без слез. Выглянуло солнышко- Улыбнулись, посмотрели И за парты тихо сели. - Что говорит многоточие в конце стихотворения? - Есть продолжение стихотворения. -В нем о воробьях. Об их снах и мечтах. Как вы думаете, о чем они могут мечтать? - Проверим. На ваших столах листочки с продолжением. Прочтем. Чтение 3 строфы. - Так о чем видят сны пташки? -ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. -А теперь самостоятельно вставьте пропущенные буквы в карточках. Озябли пташки малые, Г..лодные, усталые, И жмутся попл..тней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё с..льней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого ..кна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица в..сна. -На какое правило орфограммы. -Как проверить безударный гласный звук? -Какую букву вставили…. -Найдите строчи, описывающие пташек. -Как называется это средство выразительности? - Как надо читать строки о пташках? -Как вы понимаете ОЗЯБЛИ? ( синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели). -Найдите и прочитайте эпитеты. -Как будем читать эти строки? - Что такое ставни? Обратимся вновь к словарю Ожегова . Слайд 8 - Бешеный рев вьюги – это какой рев? -Как будем читать эти строки? Выразительное чтение 3 строфы. Чтение 4 строфы. - Все ли так грустно и страшно в стихотворении? - Что хорошего? - Как прочитаем слова о весне? - Зачем автор упоминает о весне? Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним? - Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? - Мы уже сказали, что воробышки мечтают о весне. Попробуйте нарисовать словесную картинку. - На кого похожа весна у Есенина? - В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. - Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой) - С каким чувством будем читать о весне, о воробьях, о вьюге? (обсуждение и чтение) | Ответы детей. Ответы детей. (много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней- сто звон) Выразительно читают 1 строфу. Дети отвечают. Выразительно читают 2 строфу Движение руками (словно дует в лицо) Руки вверх качаются. Дети садятся на корточки. Встают на носочки, руками тянутся. Словно холодно, греют плечи, руки. Моргают сильно Тянут руки к солнышку Посмотрели в левую и правую сторону. Улыбнулись одноклассникам. Сели за парты. Выполняют самостоятельно работу по карточкам Выполняют самопроверку. |
5. Восприятие музыкального произведения. | - Стихи С. Есенина очень поэтичны, лиричны, музыкальны. Великий композитор Георгий Васильевич Свиридов создал музыку именно к этому стихотворению, и родилась песня. Послушайте внимательно. И скажите, как музыка описала метель, а как воробышек. -Итак, как вы догадались, что музыка говорила нам о метели? Тона низкие, звук громкий… -А как Свиридов показал нам воробышек? (высокие, легкие звуки) | Слушают музыку. |
6.Работа над выразительным чтением стихотворения. | - Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства. - Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение? - С каким чувством будем читать? -Все ли одинаково? - В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? - А где будем делать небольшие остановки при чтении? - Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.) Выразительное чтение и самооценка по плану: Слайд 12 1. Выразительно ли ты читал. 2. С чувством ли читал. 3.Эмоционально ли читал. 4. Соблюдал ли нужную интонацию. 5. Правильно ли выдерживал паузы. 6. Правильно ли ставил логические ударения. 7. Не было ли ошибок в словах. | Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу. |
7.Рефлексия деятельности | - Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе? - Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление? - Что вы не знали, а сейчас знаете? - Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как? Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.
| |
8. Творческая работа в группах. | -Давайте мы поработаем над нашим проектом. Я взяла несколько слов из стихотворения: шелковый, зима, окно, красавица, точно, снежные. Добавим свои и попробуем создать свое стихотворение. Работаем в группах. Соберите свое стихотворение. Красавица зима В гости к нам пришла. (1 группа)
Точно белые пушинки Падают снежинки. (2 группа) И узоры на окне, Словно волшебство во сне. (3 группа) Деревья в белоснежных шубках Стоят в шёлковых юбках. (4 группа) Играют дети в снежки, Другие одели коньки. (5 группа) Все дети второго «дэ» Очень рады зиме! (6 группа) | Дети выполняют работу в группах |
10 Домашнее задание | слайд 9 По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стихотворение наизусть; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки». Дети под звездочкой-проанализировать стихотворение «Береза» Есенина. Выписать эпитеты, сравнения, олицетворения. | |
11.Оценочная деятельность | - Спасибо за урок. Покажите ваши снежинки. | Дети считают свои снежинки. Самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".
Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....
Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."
На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...
Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...
Презентация. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин "Поет зима, аукает..."...
Есенин "Поёт зима, аукает"
Презентация к уроку. Видео слайд 8: http://www.nachalka.com/sergei-esenin-2 Видео, слайд 5 :http://www.youtube.com/watch?v=D53G_xb2fHo...
Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».
Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»». Урок литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»
Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....