Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов. Утес
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока, рабочий лист для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 20.79 КБ |
Рабочий лист к уроку | 15.81 КБ |
Презентация к уроку | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- способствовать формированию навыков анализа лирического произведения через его композицию с использованием приема выделения системы художественных образов в их взаимоотношении, через художественные приемы, которые помогают передать автору свои чувства;
- развивать образное мышление, речь;
- совершенствовать навыки выразительного чтения.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Формулирование урока.
-Сегодня мы продолжаем изучать творчество русских писателей и познакомимся с произведением М,Ю, Лермонтова «Утес».
- Знакомство с биографией писателя.
-Но начнем мы наш урок со знакомства с биографией писателя.
-Возьмите рабочий лист, на котором записаны утверждения. Если вы согласны с утверждением, ставите «+», если нет-ставите «- «.
- Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов прожил всего 27 лет?
- Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов читал произведения английских, немецких, французских писателей в оригинале?
- Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов написал свой автопортрет?
- Веришь ли ты, что любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был А.С.Пушкин?
-Теперь переверните рабочий лист. Прочитайте текст. Затем вернитесь к вопросам.
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в знатной дворянской семье. Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, которая души в нем не чаяла и окружала его любовью и заботой. Но детские и отроческие годы будущего поэта были омрачены конфликтом между отцом и бабушкой, из-за которого мальчик был лишен возможности видеть своего отца.
Детство поэта прошло в родовом имении бабушки в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками(английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши – «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, скло
склонность к фантазии. Он глубоко чувствовал природу, и через ее образы передавал свои душевные переживания. Кроме литературного таланта, у Лермонтова были способности к рисованию и музыке. Известны картины, написанные им, в частности автопортрет.
Любимым поэтом М.Ю. Лермонтова был Александр Сергеевич Пушкин. В январе 1837 года, в дни гибели Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Именно после этого стихотворения имя поэта Лермонтова становится известным русскому обществу.
-Что вы узнали о жизни М.Ю. Лермонтова? Ответа на какой вопрос не было в текстовой информации статьи?( О количестве прожитых лет) Как вы могли узнать ответ?
-Действительно, М.Ю. Лермонтов прожил всего 27 лет и погиб так же, как и А.С. Пушкин на дуэли. Жизнь Лермонтова была полна трагическими событиями. О некоторых вы узнали сегодня. Подробнее о жизни М.Ю. Лермонтова вы узнаете в следующих классах. Но за свою такую непродолжительную жизнь Лермонтов создал много литературных произведений. С его творчеством вы будете знакомиться в каждом классе. Для кого-то он, может быть, станет любимым поэтом.
- .Постановка задач урока. Самоопределение к деятельности.
-Скажите, а как еще можно узнать о писателе, поэте, кроме как прочитать его биографию? Как можно узнать, каким он был человеком, о чем мечтал, что любил? (Прочитать его произведения.)
-Прочитав стихотворение Лермонтова, мы постараемся понять чувства и мысли, которые выражает поэт в нем. Не всегда это просто сделать. И сегодня я предлагаю вам попробовать открыть дверь в мир поэзии Лермонтова. Скажите, а с помощью чего обычно открывают двери? (С помощью ключей.) И я покажу вам эти ключи, которые помогут понять смысл стихотворения. Вот они:
Настроение стихотворения. | Раскрыть настроение стихотворения. |
Образы стихотворения. | Назвать образы в стихотворении. Описать образы. |
Средства художественной выразительности. (Эпитеты, метафоры, олицетворения.) | Найти средства художественной выразительности. Определить их роль в создании образов. |
Сформулируйте задачу по каждому «ключу». Что нам нужно сделать, чтобы понять стихотворение.
Скажите, что значит, раскрыть настроение? (Понять, какие чувства выражает автор, что его тревожит или веселит, о чем он печалиться или чему радуется.)
- Первичное восприятие текста.
-Но сначала, я хотела бы, чтобы вы, прочитав это стихотворение, определили бы, какие эмоции, настроение оно у вас вызывает.
-Какие же эмоции у вас возникли?
-Все ли слова понятны?
-Что такое «утес»?
- Анализ текста.
-Какие два образа создает поэт в стихотворении?
-Найдем эпитеты, метафоры, олицетворения, рисующие эти образы.
Работа на рабочих листах.
Самооценка.
-По каким критериям можем оценить свою работу в прошедшей части урока?
-Почему автор использует большое количество именно олицетворений?
-О чем же это стихотворение?
-С каким образом (тучки или утеса) ассоциирует себя автор? Почему?
-Что, по-вашему мнению, мог испытывать поэт, когда писал это стихотворение?
- Выразительное чтение.
- Рефлексия.
-Что понравилось?
-Что удивило, заинтересовало?
-Что получилось?
-Что вызвало затруднение?
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
М.Ю. Лермонтов
«Утёс»
до чтения | после чтения | |
Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов прожил всего 27 лет? | ||
Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов читал произведения английских, немецких, французских писателей в оригинале? | ||
Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов написал свой автопортрет? | ||
Веришь ли ты, что любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был А.С.Пушкин? |
Образы стихотворения
Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в знатной дворянской семье. Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, которая души в нем не чаяла и окружала его любовью и заботой. Но детские и отроческие годы будущего поэта были омрачены конфликтом между отцом и бабушкой, из-за которого мальчик был лишен возможности видеть своего отца.
Детство поэта прошло в родовом имении бабушки в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками(английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши – «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, скло
склонность к фантазии. Он глубоко чувствовал природу, и через ее образы передавал свои душевные переживания. Кроме литературного таланта, у Лермонтова были способности к рисованию и музыке. Известны картины, написанные им, в частности автопортрет.
Любимым поэтом М.Ю. Лермонтова был Александр Сергеевич Пушкин. В январе 1837 года, в дни гибели Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Именно после этого стихотворения имя поэта Лермонтова становится известным русскому обществу.
Таблица самооценки
Критерии самооценки | Могу сам | Могу с помощью… |
Раскрываю настроение стихотворения. | ||
Называю образы в стихотворении. Описываю образы. | ||
Нахожу средства художественной выразительности. Определяю их роль в создании образов. | ||
Определяю тему и главные мысли стихотворения. | ||
Могу выразительно прочитать произведение |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов прожил всего 27 лет? Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов читал произведения английских, немецких, французских писателей в оригинале? Веришь ли ты, что М.Ю.Лермонтов написал свой автопортрет? Веришь ли ты, что любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был А.С.Пушкин ?
Настроение стихотворения. Образы стихотворения. Средства художественной выразительности. (Эпитеты, метафоры, олицетворения.) 1.Раскрыть настроение стихотворения. 2.Назвать образы в стихотворении. Описать образы. 3.Найти средства художественной выразительности. Определить их роль в создании образов.
тучка утёс
Рихард Вагнер
Я увидел (а)… Я услышал (а)… Я почувствовал (а)…
Что удивило, заинтересовало? Что получилось? Что вызвало затруднение?
Эпитет образное определение предмета или действия. Олицетворение Метафора Сравнение - присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевленным. употребление слова в переносном значении на основе сходства (скрытое сравнение). создание образа посредством сравнения одного объекта с другим.
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2 Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»
Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема: М.Ю. Лермонтов "Утёс"
Вашему вниманию предлагается урок по литературному чтению в 3 классе по теме: "М.Ю. Лермонтов "Утёс". Этот материал могут использовать учителя начальных классов для своей работы. К уроку прилагаются п...
Технологическая карта урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения"
Педагогические задачи: расширять представления о передаче эмоций через художественный текст; развивать умение анализировать лирическое произведение, строить монологические аргументированные высказыван...
Конспект урока по литературному чтению на тему " Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе Школа России составлен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся с ОВЗ. В уроке используется технология здоровьясбережения....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением М.Лермонтова «Утёс»; обучение правильному, выразительному чтению произведения; развитие словесно-логического мышления, воображения; ...
Конспект урока по литературному чтению "М.Лермонтов. Утёс ", УМК "Перспектива", 4 класс
Предметные:формировать представление об основной идее произведения;уметь: видеть скрытый смысл произведения. Личностные:принимать и осваивать социальную ро...
Конспект урока по литературному чтению «Михаил Лермонтов “Парус”» (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения стихотворения «Парус»; ознакомление учащихся с биографией Михаила Лермонтова; формирование навыка ан...