Методика работы с читательским дневником
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Целью данной методической разработки является систематизация этапов формирования читательского отзыва обучающихся (по годам обучения в начальной школе), развитие у них навыка осознанного чтения; умений анализировать прочитанное, представлять результаты деятельности в виде устного и письменного отзыва.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_chitatelskim_dnevnikom.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с читательским дневником
Умение читать и думать над книгой задают читателю кругозор, общее и литературное развитие. Исключительную важность книг для личностного становления каждого ребенка невозможно переоценить.
Проблема детского чтения существует, это отмечают многие учителя. Причина его недостаточности – переизбыток разного рода информации, редкое чтение в семьях, отсутствие осознанного умения думать над содержанием прочитанного, над книгой. Это умение является основным условием для развития устойчивого интереса к чтению.
Целью данной методической разработки является систематизация этапов формирования читательского отзыва обучающихся (по годам обучения в начальной школе), развитие у них навыка осознанного чтения; умений анализировать прочитанное, представлять результаты деятельности в виде устного и письменного отзыва.
Формирование читательского интереса происходит на уроках литературного чтения, а также через внеурочную деятельность. Методический аппарат учебника «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В., тетради «Литературное чтение» Бойкиной М. В., Виноградской Л.А. предоставляет широкие возможности для данной работы, в т. ч., и служить основой для планирования внеурочного чтения.
Чтобы глубже осознавать прочитанное, применять на практике умение не только читать и писать, но и высказывать свое мнение – на уроках литературного чтения, занятиях внеурочной деятельности целесообразно использовать читательские дневники, которые представляют собой, по сути, отзыв о прочитанном произведении. Дневники должны заполняться систематически.
Удобнее всего вести читательский дневник в виде отдельных листов (на каждое произведение отводится 1 лист), которые помещаются в файлах в папку-скоросшиватель. Страницы дневника обычно заполняются в календарной последовательности, но могут быть и тематическими (например, размещение по жанрам). В таком случае дневник должен содержать соответствующее количество разделов, а детям нужно предложить достаточное количество необходимых бланков.
Пополнение читательского дневника происходит примерно раз в неделю. Бланки выдаются обучающимся в начале знакомства с новым произведением. В конце изучения темы читательский дневник с отзывом используется при подготовке устных ответов, для проверки понимания и осмысления прочитанного, а также просто может служить способом выражения личного отношения ученика к авторской позиции. При организации внеурочной деятельности бланки читательского дневника предоставляются учащимся при объявлении темы следующего занятия.
Для формулировки отзыва предлагается план, который усложняется от класса к классу. План не должен быть объемным. Заполняется он каллиграфически правильным почерком, с минимумом орфографических ошибок. На оборотной стороне работы ученики могут по желанию поместить иллюстрацию.
Наибольшую сложность представляет выделение ребенком темы и главной мысли произведения. На этапе формирования отзыва учащимся надо помочь с этой работой. Используются соответствующие вопросы при анализе текстов произведений, иногда требуется консультация учителя, некоторым детям нужна прямая подсказка (особенно в 1-2 классах).
Больше всего детям нравится работа по осмыслению языка прочитанного произведения. Это - поиск средств художественной выразительности, устаревших слов, толкование их значений; наблюдение за особенностями речи персонажей; также тут существует возможность задать вопрос по тому или иному слову. Постоянно используются толковый, орфоэпический и другие словари, которые стоят в кабинете в свободном доступе.
Время прочтения и подписи родителей, которые предлагают некоторые учителя, на мой взгляд, неуместны. Никакой полезной информации они не несут. Зато большой интерес представляют мнение самого ученика, степень его самостоятельности, и оценка им самим выполнения данной работы. Поэтому после оформления отзыва целесообразно заполнить таблицу самоанализа.
Оценка результатов работы
(отметь нужное)
Отлично! | |
Хорошо! | |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
Конечно, работа с читательскими дневниками - занятие, требующее обязательной предварительной подготовки. Однако потраченное время и усилия стоят того. Наблюдая день за днем, можно заметить, что рассуждения становятся развернутыми и более обоснованными, развивается речь учащихся; дети спрашивают о других произведениях понравившихся авторов, понимают, какие жанры и направления им больше всего интересны, самостоятельно начинают выбирать себе литературу. Таким образом, происходит формирование читательского интереса.
План работы над основными типами произведений (рассказ, сказка, стихотворение, басня) представлен по классам.
Составление отзыва к рассказу
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Автор Название произведения | Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) | Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) | Автор Название произведения Жанр Тип текста (повествование, описание, рассуждение) |
Рассказ о… | Главные герои (имя, какие поступки совершают, описание характера) | Главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают, описание характера) | Сюжет, главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают, описание характера, речи; основные события, чем все закончилось) |
- | - | - | Какие слова раскрывают характер героев (прилагательные, глаголы) Язык произведения (какие слова вызвали интерес, незнакомые слова, фразеологизмы, устаревшие) |
Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) | Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) | Тема и основная мысль (содержание; чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) | Основная мысль произведения (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) |
Вывод (что больше всего понравилось или не понравилось) | Впечатление о произведении (что больше всего понравилось, заинтересовало) | Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) | Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) |
Составление отзыва к сказке
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ или стихотворение) | Автор (если есть) Название произведения Жанр (сказка - авторская или народная; о животных, волшебная, бытовая) | Автор (если есть) Название произведения Жанр (сказка - авторская или народная; о животных, волшебная, бытовая ) | Автор (если есть) Название произведения Жанр (сказка - литературная или народная; о животных, волшебная, бытовая ) |
Главные герои (имя, какие поступки совершают) | Главные герои (имя, какие поступки совершают, описание характера) | Содержание, главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают; описание характера; основные события, чем всё закончилось) Волшебные предметы, фантастические события | Сюжет, главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают, описание характера, положительные или отрицательные герои; основные события, чем всё закончилось) Волшебные предметы, фантастические события |
- | Особенности языка (устаревшие слова, непонятные выражения) | Особенности языка (устаревшие слова, непонятные выражения; зачин, троекратные повторы, концовка) | Особенности языка (устаревшие слова, непонятные выражения; зачин, троекратные повторы, концовка) |
Поучительный смысл сказки (чему учит сказка) | Основная мысль произведения (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) Подходящие по смыслу пословицы | Основная мысль произведения (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) | Основная мысль произведения (о чём говорится в тексте, содержание; чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) |
Впечатление о произведении (чем понравилась сказка) | Впечатление о произведении (чем понравилась сказка) | Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) | Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) |
- | - | - | Сказки с похожим сюжетом |
Составление отзыва к стихотворению
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) | Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) | Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) | Автор Название произведения Жанр |
О чём рассказывается в произведении | Содержание (описание природы, времени года; явления; что происходит) | Особенности содержания (от чьего лица написано (кто лирический герой), или это описание какого-либо события, явления - природа, время года, Родина; что с ними происходит) | Особенности содержания (от чьего лица написано (кто лирический герой), или это описание какого-либо события, явления - природа, время года, Родина; что с ними происходит) |
Необычные слова и выражения | Средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения, красочные определения) | Средства художественной выразительности (олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения - несколько примеров) | Литературные тропы (олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения - несколько примеров) Устаревшие слова (подбери современные синонимы) |
Что хотел сказать читателю автор | Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) | Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) | Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) |
Впечатление о произведении (какое настроение вызывает, что понравилось) | Впечатление о произведении (какое настроение вызывает, что больше всего понравилось) | Впечатление о произведении (какое настроение вызывает, что больше всего понравилось; о чём можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) | Впечатление о произведении (какое настроение вызывает, какую картину можно нарисовать, что больше всего понравилось; о чём можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) |
Составление отзыва к басне
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) | Автор Название произведения Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) | Автор Название произведения Жанр Запись басни (прозаическая или стихотворная) | Автор Название произведения Жанр Запись басни (прозаическая или стихотворная) |
Главные герои | Главные действующие лица (что с ними происходит, чем все закончилось) | Главные действующие лица (черты характера) | Главные действующие лица (черты характера, положительные или отрицательные) |
- | - | Содержание (какие события описаны, что происходит, чем все закончилось) | Содержание (какие события описаны, что происходит, чем все закончилось) |
- | - | Язык произведения (какие слова вызвали интерес, образные выражения, незнакомые слова, устаревшие) | Какие слова раскрывают характер героев (прилагательные, глаголы) Язык произведения (какие слова вызвали интерес, образные выражения, незнакомые слова, устаревшие) |
Можно ли представить людей на месте животных? (могут ли люди совершать такие же поступки) | Какие недостатки людей высмеиваются? | Какие недостатки людей высмеиваются? | Какие недостатки людей высмеиваются? |
Чему учит данное произведение? | Основная мысль (чему учит данное произведение) | Мораль басни, основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) Какие строки можно назвать крылатыми выражениями? | Мораль басни (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) Какие строки можно назвать крылатыми выражениями? |
- | - | - | Какие пословицы можно подобрать к басне? |
Впечатление о произведении (какое настроение вызывает, что понравилось) | Впечатление о произведении (какой вывод для себя можно сделать) | Впечатление о произведении (что в басне является смешным, а что поучительным, о чём можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) | Впечатление о произведении (что в басне является смешным, а что поучительным, о чём можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) |
Примеры бланков для составления отзывов (3 класс, 4 класс)
Отзыв Рассказ(3кл)
Автор _________________________________________________________________
Название произведения _________________________________________________
Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) ________________________________
Главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают, описание характера) ___
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Тема и основная мысль (содержание; чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) ______________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Оценка результатов работы (отметь нужное)
Отлично! | |
| Хорошо! |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
___________________________________________
Отзыв Сказка(3кл)
Автор (если есть)____________________________________________________________
Название произведения ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Жанр (сказка - авторская или народная; о животных, волшебная, бытовая ) __________________
___________________________________________________________________________
Содержание, главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают, описание характера; основные события, чем всё закончилось) ____________________________________________
________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Особенности языка (устаревшие слова, непонятные выражения; зачин, троекратные повторы, концовка) ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Волшебные предметы, фантастические события _________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Основная мысль произведения (о чём говорится, содержание; чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) _______________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Оценка результатов работы
(отметь нужное)
Отлично! | |
| Хорошо! |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
Отзыв Стихотворение(3кл)
Автор ____________________________________________________________________
Название произведения ____________________________________________________
Жанр (сказка, рассказ, басня, стихотворение) ___________________________________
Особенности содержания (от чьего лица написано (кто лирический герой), или это описание какого-либо события, явления - природа, время года, Родина; что с ними происходит) ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Средства художественной выразительности (олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения - несколько примеров)________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Впечатление о произведении (какое настроение вызывает, что больше всего понравилось; о чём можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) _____________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Оценка результатов работы
(отметь нужное)
Отлично! | |
| Хорошо! |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
Отзыв Басня(3кл)
Автор ____________________________________________________________________
Название произведения ____________________________________________________
Жанр _____________________________________________________________________
Запись басни (прозаическая или стихотворная)_____________________________________
Главные действующие лица (черты характера)______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Содержание (какие события описаны, что происходит, чем все закончилось)________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ Язык произведения (какие слова вызвали интерес, образные выражения, незнакомые слова, устаревшие) ___
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие недостатки людей высмеиваются ___________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Мораль басни, основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор)_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какие строки можно назвать крылатыми выражениями ___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впечатление о произведении (что в басне является смешным, а что поучительным, о чём можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) _______________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Оценка результатов работы (отметь нужное)
Отлично! | |
| Хорошо! |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
Отзыв Рассказ(4кл)
Автор ____________________________________________________________________
Название произведения ____________________________________________________
Жанр _____________________________________________________________________
Тип текста (повествование, описание, рассуждение) _______________________________________
Сюжет, главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают, описание характера, речи; основные события, чем все закончилось) _______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какие слова раскрывают характер героев (прилагательные, глаголы) ______________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Язык произведения (какие слова вызвали интерес, незнакомые слова, фразеологизмы, устаревшие)_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная мысль произведения (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) __________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Оценка результатов работы
(отметь нужное)
Отлично! | |
| Хорошо! |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
Отзыв Сказка(4кл)
Автор (если есть)____________________________________________________________
Название произведения ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Жанр (сказка - авторская или народная (о животных, волшебная, бытовая ) __________________
___________________________________________________________________________
Сюжет, главные герои (имя, возраст, какие поступки совершают, описание характера, положительные или отрицательные герои; основные события, чем всё закончилось) ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Особенности языка (устаревшие слова, непонятные выражения; зачин, троекратные повторы, концовка) ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Волшебные предметы, фантастические события _________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Основная мысль произведения (о чём говорится в тексте, содержание; чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) _______________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Впечатление о произведении (что больше всего понравилось; над чем можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Оценка результатов работы
(отметь нужное) Сказки с похожим сюжетом ______________
Отлично! | |
| Хорошо! |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
Отзыв Стихотворение(4кл)
Автор ____________________________________________________________________
Название произведения ____________________________________________________
Жанр _____________________________________________________________________
Особенности содержания (от чьего лица написано (кто лирический герой), или это описание какого-либо события, явления - природа, время года, Родина; что с ними происходит) ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Литературные тропы (олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения - несколько примеров)_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Устаревшие слова (подбери современные синонимы) ___________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Основная мысль (чему учит данное произведение, что хотел сказать читателю автор) _________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Впечатление о произведении (какое настроение вызывает, какую картину можно нарисовать, что больше всего понравилось; о чём можно задуматься, какой вывод для себя можно сделать) _____
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Оценка результатов работы
(отметь нужное)
Отлично! | |
| Хорошо! |
Было трудно! | |
Интересно было _______________________________. Трудно было ____________________ . |
Орел, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»
«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...
"Методика работы над читательским дневником"
В статье обобщен опыт работы над "Читатльским дневником".Описана структрура дневника, памятки и рекомендации для учителей и родителей.Работа над таким дневником учит думать, выражать с...
Методика работы над читательским дневником
В статье обобщенмноголетний опыт работы над "Читательским дневником" на уроках чтения....
Статья "Методика работы с читательским дневником"
В данной статье делюсь опытом работы с читательским джневником в 1 классе....
Работа над книгой.Читательский дневник.
Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, нужен читательский дневник. Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию ...
Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)
В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....
Методика работы над Читательским дневником на уроках литературного чтения в начальных классах
Обобщен опыт работы с Читательским дневником на уроках литературного чтения....